СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал PocketMod: Сатира Зощенко М.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал PocketMod: Сатира Зощенко М.»

Зощенко М. «На живца»


В трамвае я всегда езжу в прицепном вагоне. Народ там более добродушный подбирается. В переднем вагоне скучно и хмуро и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, много привольней и веселей.

Иногда там пассажиры разговаривают между собой на отвлеченные философские темы – о честности, например, или о заработной плате. Иногда же случаются и приключения.

На днях ехал я в четвертом номере. Вот два гражданина против меня. Один с пилой. Другой с пивной бутылкой. Бутылка пустая. Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щелкает. А то к глазу поднесет и глядит на пассажиров через зеленое стекло.

Рядом со мной – гражданка в теплом платке. Сидит она вроде сильно уставшая или больная. И даже глаза по временам закрывает. А рядом с гражданкой – пакет. Этакий – в газету завернут и бечевкой перевязан.

И лежит этот пакет не совсем рядом с гражданкой, а несколько поодаль. Гражданка иногда косо на него поглядывает.

– Мамаша! – говорю я гражданке. – Гляди, пакет сопрут. Убери хотя на колени.

Гражданка сердито посмотрела на меня, сделала таинственный знак рукой и, приложив палец к своим губам, снова закрыла глаза.

Потом опять с сильным неудовольствием посмотрела на меня и сказала:

– Сбил ты меня с плану, черт паршивый…

Я хотел было обидеться, но гражданка язвительно добавила:

– А может, я нарочно пакет этот отложила. Что тогда? Может, я и не сплю, а все как есть вижу и нарочно глаза прикрываю?

– То есть как? – удивился я.

– Как, как… – передразнила гражданка. – Может, я вора на етот пакет хочу поймать…

Пассажиры стали прислушиваться к нашему разговору.

– А чего в пакете-то? – деловито спросил человек с бутылкой.

– Да я же и говорю, – сказала гражданка. – Может, я нарочно туда костей-тряпок напихала… Потому – вор не разбирается, чего в ем. А прет и прет, что под руку попадет… Знаю я, не спорьте. Я, может, с неделю так езжу…

– И что же – попадают? – с любопытством спросил кто-то.

– А то как же, – воодушевилась гражданка. – Обязательно попадают… Давеча дамочка вкапалась… Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка… Гляжу я – вертится ето дамочка. После цоп пакет и идет… «А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга»…

– С транвая их, воров-то, скидывать надоть, – сказал сердито человек с пилой.

– Это ни к чему с трамвая, – вмешался кто-то. – В милицию надоть…

– Конечно, в милицию, – сказала гражданка. – Обязательно в милицию… А то еще другой вкапался… Мужчина, славный такой, добродушный… Тоже вкапался. Взял прежде пакет и держит. Привыкает. Будто свой. А я молчу. И в сторону будто гляжу.

А он после встает себе и идет тихонько… «А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка»…

– На живца, значит, ловишь-то? – усмехнулся человек с бутылкой. – И много это попадают?

– Да я же и говорю, – сказала гражданка, – попадают.

Она замигала глазами, глянула в окно, засуетилась и объявила пассажирам, что проехала свою остановку.

И, уходя из вагона, она сердито посмотрела на меня и снова сказала:

– Сбил ты меня с плану, черт паршивый.

И ушла.

1923 г.

Закончите фразу:

Произведения М. Зощенко остаются актуальными и по сей день, так как _________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________

7


Шиpока стpана моя pодная,
Много в ней лесов полей и pек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.


От Москвы до самых до окpаин,
С южных гоp до севеpных моpей,
Человек пpоходит как хозяин
Hеобъятной Pодины своей.


Всюду жизнь пpивольно и шиpоко,
Точно Волга полная, течет.
Молодым везде у нас доpога,
Стаpикам везде у нас почет.


Hад стpаной весенний ветеp веет,
С каждым днем все pадостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.



ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Объём _________________

Сюжет _________________

Повествование _________

________________________

Герой __________________

________________________

Детали ______________________

_____________________________


5

Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


Задание. Найдите другие особенности языка писателя.

________________________

________________________

________________________

4

Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


Задание. Найдите другие особенности языка писателя.

________________________

________________________

________________________

4

Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


Задание. Найдите другие особенности языка писателя.

________________________

________________________

________________________

4

Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


Задание. Найдите другие особенности языка писателя.

________________________

________________________

________________________

4

Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


Задание. Найдите другие особенности языка писателя.

________________________

________________________

________________________

4


Зощенко о языке своих произведений:

« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным.  

Может   быть, поэтому у меня много читателей…»


ЗАДАНИЕ. Найдите другие особенности языка писателя:

________________________

________________________

________________________

4



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


  1. Подготовить таблицу «Факты биографии и творчества М.А. Булгакова»


  1. Читать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


  1. Принести на занятие текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



8


1


ЭПИГРАФ


О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек

удержится от того,

от чего бы не удержала его

никакая сила.

Н.В. Гоголь




2


СЛОВАРЬ

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.



3



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Гой Н.А. Объекты сатиры в рассказах Зощенко. «Смех сквозь слезы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru (дата обращения: 10.03.2020).
  2. Зощенко М. На живца [Электронный ресурс] / М. Зощенко. – Режим доступа: http://zoshhenko.ru (дата обращения: 10.03.2020).
  3. Литература: учебник для СПО : в 2 ч. Ч.2 / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

  4. Медведева Л.Т. Современное прочтение рассказов М. Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех - великое дело!» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru (дата обращения: 10.03.2020).
  5. Рассказы Зощенко: О себе, о критиках и о своей работе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.haharms.ru (дата обращения: 10.03.2020).
  6. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века : учебное пособие / Е.С. Роговер. – СПб., М.: САГА : ФОРУМ, 2010. – 496 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!