СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 5-7 класс 9 января 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 5-7 класс 9 января 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Презентация «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 5-7 класс 9 января 2024 г.»

РАЗГОВОРЫ  9 января 2024 г. О ВАЖНОМ Тема «От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова» « МБОУ СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта» Учитель Жернакова И.М. 5-7 классы

РАЗГОВОРЫ

9 января 2024 г.

О ВАЖНОМ

Тема

«От А до Я.

450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова»

« МБОУ СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта»

Учитель Жернакова И.М.

5-7 классы

Прочитайте … : . Если мы обратимся к азбуке 1574 года, то прочитаем эту фразу так – «Азбука: от Аз до Ижицы».

Прочитайте …

:

.

Если мы обратимся к азбуке 1574 года, то прочитаем эту фразу так –

«Азбука: от Аз до Ижицы».

«Азбука: от Аз до Ижицы» XVI веке первой буквой алфавита была буква аз - ,  последней буквой русского алфавита была ижица - . Означает … «Азбука: от А до Я»

«Азбука: от Аз до Ижицы»

XVI веке первой буквой алфавита была буква аз - ,

последней буквой русского алфавита была ижица - .

Означает …

«Азбука: от А до Я»

Перенесёмся на сто с лишним лет вперёд во времена Петра I и сравним азбуку конца XVI века с алфавитом 1708 года. Подумаем … Что их объединяет? Чем они различаются?

Перенесёмся на сто с лишним лет вперёд во времена Петра I и сравним азбуку конца XVI века с алфавитом 1708 года.

Подумаем …

Что их объединяет?

Чем они различаются?

Букв стало меньше. Что общего у букв, которые исчезли из азбуки? Первый русский алфавит был создан на основе греческого языка, и поэтому в нём использовался ряд греческих букв, обозначающих звуки, которых не было в русском язык. За ненадобностью в использовании в XVIII веке перестали существовать – пси, кси, фита, ижица, омега, ижа, зело, ять, юс малый, юс большой и ещё два юса.

Букв стало меньше.

Что общего у букв, которые исчезли из азбуки?

Первый русский алфавит был создан на основе греческого языка, и поэтому в нём использовался ряд греческих букв, обозначающих звуки, которых не было в русском язык. За ненадобностью в использовании в XVIII веке перестали существовать – пси, кси, фита, ижица, омега, ижа, зело, ять, юс малый, юс большой и ещё два юса.

Ещё один интересный факт! В XVI веке буквы использовались и для обозначения цифр: от Аз и до Фиты шли цифры от одного до девяти, от Како – десятки, от Рцы – сотни. Например, число девятьсот тридцать семь мы бы записали как ЦЛЗ. Петр I же ввёл привычные нам арабские цифры.

Ещё один интересный факт!

В XVI веке буквы

использовались и для обозначения цифр:

от Аз и до Фиты шли цифры от одного до девяти,

от Како – десятки,

от Рцы – сотни.

Например, число девятьсот тридцать семь мы бы записали как ЦЛЗ.

Петр I же ввёл

привычные нам арабские цифры.

«Увольнению» подвергся и витиеватый шрифт. Михаил Васильевич Ломоносов писал: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Как думаете почему?

«Увольнению» подвергся и витиеватый шрифт.

Михаил Васильевич Ломоносов писал:

«При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Как думаете почему?

Для реформ Петра I требовались грамотные люди. Их нужно было обучать. Необходимо было увеличить объёмы книгопечатания. Типографские станки, печатающие витиеватый шрифт стоили дороже и печатали медленнее. Как вы думаете, правила использования какой буквы, сохранившейся и в современном алфавите, позволили существенно сократить расходы государственной казны?

Для реформ Петра I требовались грамотные люди.

Их нужно было обучать.

Необходимо было увеличить объёмы книгопечатания. Типографские станки, печатающие витиеватый шрифт стоили дороже и печатали медленнее.

Как вы думаете, правила использования какой буквы, сохранившейся и в современном алфавите, позволили существенно сократить расходы государственной казны?

«Ъ»

«Ъ»

Речь о букве « Ъ»

Речь о букве « Ъ»

Подумаем … Будет ли в дальнейшем меняться наша азбука? Каковы могут быть причины её изменения?

Подумаем …

Будет ли в дальнейшем меняться наша азбука?

Каковы могут быть причины её изменения?

Подумаем … А вы можете представить жизнь без письменности, без книг, без текстов, которые вы читаете в разных устройствах?

Подумаем …

А вы можете представить жизнь

без письменности, без книг, без текстов, которые вы читаете в разных устройствах?

Подумаем … В чём вы видите важность того факта, что у человечества всё же письменность есть? Есть языки, есть книги?

Подумаем …

В чём вы видите важность того факта, что у человечества всё же письменность есть? Есть языки, есть книги?

Книги окружают нас повсюду, а было время, когда привычных нам с вами печатных книг ещё не существовало. Папирусные книги Очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки. Восковые таблички Какие только предметы для записей не использовали наши предки – писали на глине, камне, коре, прежде чем была изобретена привычная нам бумага. Глиняные таблички

Книги окружают нас повсюду,

а было время, когда привычных нам

с вами печатных книг ещё

не существовало.

Папирусные книги

Очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки.

Восковые таблички

Какие только предметы для записей

не использовали наши предки –

писали на глине, камне, коре,

прежде чем была изобретена

привычная нам бумага.

Глиняные таблички

Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Пергаментные книги

Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был

прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо.

Пергаментные книги

Особое отношение к книге существовало во все времена. Переплеты книги отделывали золотом, серебром, драгоценными камнями. В старину говорили: «Книжное слово в жемчугах ходит».

Особое отношение к книге существовало во все времена.

Переплеты книги отделывали золотом, серебром, драгоценными камнями.

В старину говорили:

«Книжное слово

в жемчугах ходит».

Книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. Но книга ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги, - книги укрепляли, утешали, вселяли надежду.

Книга стоила больших денег.

Одну книгу можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы.

Но книга ценилась не за украшения,

а за то, что в ней написано.

Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги, -

книги укрепляли, утешали, вселяли надежду.

Перенесёмся в начало XVI века, типографий на тот момент в России не существовало. Перед вами две коробки. В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – и маленький пузырёк с чернилами. В другой коробке – пласт берёзовой коры и палочка. Ваша задача – написать письмо. Расскажите, как вы будете использовать эти предметы для решения поставленной задачи.

Перенесёмся в начало XVI века,

типографий на тот момент в России

не существовало.

Перед вами две коробки.

В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – и маленький пузырёк с чернилами.

В другой коробке – пласт берёзовой коры

и палочка.

Ваша задача – написать письмо.

Расскажите, как вы будете

использовать эти предметы

для решения поставленной задачи.

Перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками. Берёзовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую берёзовую «страницу» от жёсткой коры, распрямить, подсушить; заострённой палочкой – её называют «писало» – можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.

Перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

Берёзовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую берёзовую «страницу» от жёсткой коры, распрямить, подсушить; заострённой палочкой – её называют «писало» – можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.

Подумаем … Сколько времени заняло бы у вас написать одну страницу? А сколько времени заняло бы написать хотя бы небольшую книгу: «Букварь», «Азбуку» …

Подумаем …

Сколько времени заняло бы у вас написать одну страницу?

А сколько времени заняло бы написать хотя бы небольшую книгу: «Букварь», «Азбуку» …

Работа подвигалась медленно. На изготовление одной-единственной рукописи-книги уходило иногда пять - семь лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком.

Работа подвигалась медленно.

На изготовление

одной-единственной рукописи-книги

уходило иногда

пять - семь лет.

Писец должен был обладать чётким и красивым почерком.

Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром.  Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение - начать с красной строки.

Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым

золотом или серебром.

Начальную строку новой главы выделяли

красными чернилами, отсюда и пошло выражение - начать

с красной строки.

Появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества. В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад.

Появление печатных книг стало огромным событием

в жизни человечества.

В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу

и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад.

В народе про него говорили:  «Такой умелец, что и в чужих землях не сыскать».

В народе про него говорили:

«Такой умелец,

что и в чужих землях

не сыскать».

Подумаем … В чём заключается вклад Ивана Федорова в развитие страны? Почему его имя навсегда вошло в историю России?

Подумаем …

В чём заключается вклад Ивана Федорова в развитие страны?

Почему его имя навсегда вошло в историю России?

Заслуга Ивана Федорова не только в том, что он напечатал первую «Азбуку», но и был её составителем, тем самым заложил основы обучения грамоте.  Создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, — это рывок, без которого немыслимо было бы будущее России, её развитие и мощь.

Заслуга Ивана Федорова не только в том, что он напечатал первую «Азбуку», но и был её составителем, тем самым заложил основы обучения грамоте.

Создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, — это рывок, без которого немыслимо было бы будущее России, её развитие и мощь.

Личность самого Ивана Фёдорова вызывает большой интерес. История сохранила очень немного сведений о мастере, но и даже некоторые факты рисуют нам очень незаурядного человека.

Личность самого Ивана Фёдорова

вызывает большой интерес.

История сохранила очень немного сведений

о мастере,

но и даже некоторые факты рисуют нам

очень незаурядного человека.

 Иван Федоров владел пятью языками. Правда Неправда Кроме русского, Иван Федоров свободно владел латынью, греческим, немецким и чешским языками.

Иван Федоров владел пятью языками.

Правда

Неправда

Кроме русского, Иван Федоров свободно владел

латынью, греческим, немецким и чешским языками.

 Иван Федоров всю свою жизнь занимался только книгопечатаньем Неправда Правда Несмотря на то что практически всю свою жизнь Федоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).

Иван Федоров всю свою жизнь занимался только книгопечатаньем

Неправда

Правда

Несмотря на то что практически всю свою

жизнь Федоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).

Работа над изданием первой русской книги длилась 11 месяцев Неправда Правда  Первая русская книга назвалась «Апостол» и была настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Иван Федоров работал над её изданием 11 месяцев. Тираж составил 1 тыс. экземпляров, до наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.

Работа над изданием первой русской книги длилась 11 месяцев

Неправда

Правда

Первая русская книга назвалась «Апостол» и была

настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Иван Федоров работал над её изданием

11 месяцев. Тираж составил 1 тыс. экземпляров, до

наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.

Благодаря Ивану Федорову в русском языке появились пробелы между словами и фразами. Неправда Правда До того, как в тираж вышел первый образец «Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник Иван Федоров потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения, так в тексте появились пробелы между словами и предложениями.

Благодаря Ивану Федорову в русском языке появились пробелы между словами и фразами.

Неправда

Правда

До того, как в тираж вышел первый образец

«Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник Иван Федоров потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения, так в тексте

появились пробелы между словами и предложениями.

 Иван Федоров напечатал автобиографию, в которой был размещён его портрет. Неправда Правда Современным историкам не известна ни точная внешность Ивана Федорова, ни точные годы его жизни. Не сохранилось (или не существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного описания его внешности или характера).

Иван Федоров напечатал автобиографию, в которой был размещён его портрет.

Неправда

Правда

Современным историкам не известна ни точная внешность

Ивана Федорова, ни точные годы его жизни. Не сохранилось (или не

существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного

описания его внешности или характера).

Во времена Ивана Федорова, да и много времени спустя, до начала использования специальных умных типографских машин и компьютеров, мастеру при печати приходилось набирать текст из отдельных букв. Подумаем …  Как при этом должны были располагаться буквы в каждом слове?

Во времена Ивана Федорова,

да и много времени спустя,

до начала использования специальных умных типографских машин и компьютеров, мастеру при печати приходилось набирать текст из отдельных букв.

Подумаем …

Как при этом должны были располагаться буквы в каждом слове?

Зеркально! Попробуйте из таких «перевёрнутых букв» составить фразу.

Зеркально!

Попробуйте из таких «перевёрнутых букв» составить фразу.

С помощью какого набора букв будет напечатана фраза: «Ученье – свет, а неученье – тьма»

С помощью какого набора букв будет напечатана фраза:

«Ученье – свет, а неученье – тьма»

Первопечатник Иван Федоров был одновременно и автором, и редактором, и корректором, и иллюстратором, и дизайнером, и верстальщиком, и наборщиком, и печатником, и переплётчиком. Долгие годы уходили у первопечатников, чтобы овладеть мастерством.

Первопечатник Иван Федоров

был одновременно

и автором, и редактором,

и корректором, и иллюстратором,

и дизайнером, и верстальщиком,

и наборщиком, и печатником,

и переплётчиком.

Долгие годы уходили

у первопечатников,

чтобы овладеть

мастерством.

«Создатели книг» Выберите из списка профессии, без которых связь между писателем и читателем была бы разорвана. Редактор Верстальщик Мерчандайзер Художник-иллюстратор Дольщик Печатник Корректор Геймдев Тестировщик

«Создатели книг»

Выберите из списка профессии, без которых связь между

писателем и читателем была бы разорвана.

Редактор

Верстальщик

Мерчандайзер

Художник-иллюстратор

Дольщик

Печатник

Корректор

Геймдев

Тестировщик

«Величайшее из чудес, созданных человеком – книга» Писатель Максим Горький

«Величайшее из чудес, созданных человеком – книга»

Писатель

Максим Горький

Деятельность Ивана Федорова в XVI веке оказала огромное влияние на жизнь нашего общества. Изменился способ распространения информации, делая её более доступной и эффективной.

Деятельность Ивана Федорова в XVI веке оказала огромное влияние на жизнь нашего общества. Изменился способ распространения информации, делая её более доступной и эффективной.

 Книги, газеты и другие печатные материалы стали доступнее, позволяя обмениваться знаниями, и развивать образование, проводить научные исследования, делая обмен научной информацией более эффективным и способствуя развитию науки и технологий.

Книги, газеты и другие печатные материалы

стали доступнее, позволяя обмениваться знаниями,

и развивать образование,

проводить научные исследования,

делая обмен научной информацией

более эффективным и способствуя развитию

науки и технологий.

Расширение доступа к книгам, возможность чтения разной литературы послужили развитию культуры в нашем обществе.

Расширение доступа к книгам,

возможность чтения разной литературы

послужили развитию культуры

в нашем обществе.

Родной язык — это не только средство общения, но и ключевой элементнациональной идентичности. Через язык мы передаём знания, опыт и культурные ценности из поколения в поколение. И чтение здесь играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия, помогая нам лучше понять историю, традиции и обычаи своего народа.

Родной язык — это не только средство общения,

но и ключевой элементнациональной идентичности. Через язык мы передаём знания, опыт и

культурные ценности из поколения в поколение.

И чтение здесь играет важнейшую роль в сохранении культурного наследия, помогая нам лучше понять историю, традиции и обычаи своего народа.

Через чтение мы можем познакомиться и с особенностями других языков и культур. Всё это расширяет наши знания о мире вокруг нас, а также способствуют сохранению уникальности каждого народа.

Через чтение мы можем познакомиться

и с особенностями других языков и культур.

Всё это расширяет наши знания о мире вокруг нас,

а также способствуют сохранению уникальности каждого народа.

Комплект материалов: – сценарий https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-script.pdf  – методические рекомендации https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-method_recom.pdf  – видеофрагмент https://razgovor.edsoo.ru/video/3661 / https://razgovor.edsoo.ru/video/3662 / https://razgovor.edsoo.ru/video/3663 /  – интерактивные задания https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-3/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 / https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-2/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 / https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-1/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 /  – презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-presentation.pdf

Комплект материалов:

сценарий

https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-script.pdf

методические рекомендации

https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-method_recom.pdf

видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/3661 /

https://razgovor.edsoo.ru/video/3662 /

https://razgovor.edsoo.ru/video/3663 /

интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-3/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 /

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-2/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 /

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-59-1/index.html?back_url=/topic/77/grade/57 /

презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-57-presentation.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!