СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПРО СЧАСТЬЕ» 10-11 классы. 22 мая 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПРО СЧАСТЬЕ» 10-11 классы. 22 мая 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПРО СЧАСТЬЕ» 10-11 классы. 22 мая 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий

ПРО СЧАСТЬЕ

10-11 классы

22 мая


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«ПРО СЧАСТЬЕ»

Цель занятия: осмысление учащимися общечеловеческой ценности «счастье» и формирование представления о ней на личном и общественном уровнях.

Формирующиеся ценности: доброта и добрые дела, семья, взаимопомощь, участие в социально-значимой деятельности, личностное самоопределение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов и анимационных роликов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-method_recom.pdf

  • комплект видеоматериалов

https://razgovor.edsoo.ru/video/2701/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2688/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2717/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2718/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2719/

  • презентация с сопровождающим материалом

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-presentation.pdf

  • комплект материалов для заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-111-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-111-qr.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-811-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-811-dop1.pdf

Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная (до 6 мин)

Учитель. Добрый день, ребята. Совсем скоро наступят летние каникулы, вы сможете отдохнуть, набраться сил и новых впечатлений, провести время с близкими людьми. Поэтому сегодня мы проводим «Разговор про счастье», чтобы подвести итоги года и осмыслить ваш путь в течение учебного года. Тема, на первый взгляд, достаточно личная, ведь известно, что секрет счастья у каждого свой. О счастье люди начали задумываться очень давно, ещё в первом веке до нашей эры один из римских авторов насчитал больше 280 определений счастья. Вопрос этот остается чрезвычайно популярным и сегодня. Я буду вашим проводником, а вы командой исследователей на этом занятии. Мы поговорим и о счастье с научной точки зрения, и о том, можно ли научится быть счастливее с каждым днём. Исследуем как личное, так и общечеловеческое счастье.

Предлагаю вам прямо сейчас провести первый эксперимент нашего исследования о восприятии счастья.

Упражнение с ассоциативными карточками. На одной из парт или столе располагаются карточки с изображениями (карточки также можно демонстрировать на экране или интерактивной доске). Учитель предлагает разделиться классу на несколько групп по 4-6 человек.

Учитель. Дальше мы будет работать в небольших группах. Объединитесь по командам 4-6 человек и расположитесь так, чтобы вам было комфортно проводить обсуждение внутри вашей группы. Каждая группа сейчас получит список из трех цитат мыслителей, писателей, ученых. Задача для вас: первое - к каждой цитате нужно сформулировать и записать источник счастья одним словом, второе - подобрать одну или несколько карточек с изображениями, которые с этим словом у вас ассоциируются.

Учитель выдает группам цитаты.

Цитата

Автор

«Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному»

Александр Пушкин, русский писатель и поэт

«Счастье обособленное не есть счастье»

Борис Пастернак, поэт, писатель и переводчик

«Счастье создано для того, чтобы им делиться»

Жан Расин, французский драматург

«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»

Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, пианист и дирижер

«Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья»

Николай Лесков, писатель, литературный критик

«Слово “счастье” похоже на “сейчас”, а потому оно не может быть чем-то постоянным»

Людмила Гурченко, актриса театра и кино

«Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима»

Антон Чехов, писатель, прозаик, драматург

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь»

Лев Толстой, писатель

«Счастье - это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой»

Юрий Никулин, актер, артист цирка

«В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол»

Козьма Прутков (коллективный псевдоним братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого)

«Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее»

Фрэнсис Бэкон, философ, историк

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»

Константин Ушинский, педагог

«...

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!»

Эдуард Асадов, поэт


Обучающиеся в группах выполняют задание, проводят обсуждение, подбирают карточки с изображениями.

Учитель. Время на задание вышло, давайте проверим, какие выводы и комбинации у вас получились.

Группы обучающихся по очереди представляют результаты обсуждения, описывают источники счастья и изображения, которые они к ним подобрали.

Учитель. Отличная работа, ещё один любопытный факт: авторами карточек выступили школьники, в роли цифровых художников они создали свои ассоциации на тему счастья при помощи технологий и искусственного интеллекта.

Часть 2. Основное содержание работы (до 15 минут)

Учитель. На примере только вашего восприятия мы уже видим, насколько понятие счастья многогранно. В нашем исследовании мы будем обращаться не только к своему опыту, но ещё и к научным представлениям, а также к мнению других людей, успешных в своей сфере. Своим представлением о счастье поделится Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой. Попробуйте обратить внимание во время просмотра на то, какие действия и привычки, по мнению Николая Максимовича, увеличивают уровень счастья человека.

Демонстрация видео с Н.М. Цискаридзе

Учитель. Можете ли вы сделать вывод, от чего зависит счастье человека, по мнению нашего спикера, какие действия предпринимать, чтобы повышать уровень своего счастья?

Обучающиеся рассуждают над ответами Н.М. Цискаридзе в ролике, выделяют основные поведенческие характеристики счастливого человека, делают выводы о причинах и источниках счастья для человека.

Учитель. Вы абсолютно верно отмечаете, что есть причины счастья, которые свойственны всем нам. Ощущать счастье можно в моменты, когда слышишь приятные слова, чувствуешь доброе отношение окружающих людей, понимаешь, что рядом есть те, на кого можно опереться, а ещё в моменты встреч с искусством или природой. Чем больше источников счастья у человека, тем он гармоничнее.

Благодаря тому, что есть общепринятые факторы счастья, ученым удается описывать его в научных терминах. Счастье как биологическое состояние организма исследуют ученые естественных наук. У нас есть возможность узнать об этой стороне счастья от Артёма Оганова, профессора Сколтеха, заведующего кафедрой НИТУ МИСИС, профессора Российской академии наук, действительного члена Европейской академии. Во время просмотра вы услышите ответы на вопросы, как состояние нашего организма связано с чувствами воодушевления, радости и что происходит в голове у счастливого человека.

Демонстрация видео с А. Огановым

Учитель. Если сделать краткое обобщение, как наше физическое и биологическое состояние связано с эмоциями счастья и радости?

Обучающиеся отвечают на вопрос, кратко формулируют и излагают основные тезиса речи спикера.

Учитель. Хорошей идеей будет применить эти знания на практике в ближайшее время, попробуйте отследить взаимосвязь своих эмоций и физического состояния. Так вы лучше научитесь понимать себя. Конечно, только к биологическим процессам счастье мы сводить не будем. Темой счастья занимаются и социальные науки, а для оценки счастливой жизни там используют термин «субъективное благополучие». Этот подход поможет нам самостоятельно измерить свой уровень счастья.

Упражнение с «панелью управления» счастьем. Обучающимся выдается шаблон для заполнения или демонстрируется на экране.

Учитель. Вы видите группу факторов - это как панель управления самолетом или машиной. Из них складывается ваше собственное ощущение счастья и благополучия. Вы можете отметить для себя, какие оценки поставите по каждому параметру.

Обучающиеся выполняют самодиагностику.

Учитель. Так как наше самоощущение меняется время от времени, то и значения параметров у вас будут меняться. Подобным шаблоном полезно пользоваться, если вы хотите отслеживать изменения и видеть прогресс. Важно, что сравнивать между собой панели разных людей не имеет смысла, ведь у каждого свое собственное субъективное представление.

Часть 3. Заключение

Учитель. В завершение нашего большого разговора вы можете внести свой вклад и принять участие в исследовании уровня счастья среди школьников России. Опрос проходит в электронном виде через учебный профиль Сферум в канале «Разговоров о важном».

Педагог показывает слайд с QR-кодом и при необходимости передает ссылку обучающимся после завершения занятия.

Учитель. В благодарность за участие вы получите приятный сюрприз после прохождения опроса. Подводя итоги, давайте назовем ключевые мысли, которые вы услышали и запомнили сегодня?

Обучающиеся формулируют выводы, педагог направляет размышления и подводит итоги:

  • слагаемые счастья у каждого индивидуальны, но есть и общепринятые ценности;

  • радость жизни зависит от наличия в ней того, что дарит конкретному человеку вдохновение и внутренние силы;

- чтобы испытывать счастье, нужно научится замечать его вокруг.

Учитель. Желаю вам прислушиваться к себе, научится отслеживать и влиять на свой уровень счастья, чтобы каждый день был запоминающимся. Будьте счастливы!

Учитель. Ребята, вот и заканчивается учебный год, сегодня мы с вами провели заключительный «разговор о важном» - разговор о счастье. Наверное, самый важный вывод, который мы можем сегодня сделать - понятие счастья не имеет однозначного определения, каждый человек понимает счастье по-своему, однако деятельность человека на пользу других людей, на пользу всего общества действительно может сделать и делает человека счастливым.

- А какие темы разговоров вам запомнились больше всего? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель подводит итоги обсуждения и благодарит ребят за активное участие в занятиях.

Учитель. Мы не ставим точку этим разговором. Продолжим с вами говорить о важном в следующем году. Желаю вам хорошего летнего отдыха. Набирайтесь ярких впечатлений, заряжайтесь самыми положительными эмоциями и будьте счастливы!










РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ПРО СЧАСТЬЕ

10-11 классы

22 мая


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«ПРО СЧАСТЬЕ»

Цель занятия: осмысление учащимися общечеловеческой ценности «счастье» и формирование представления о ней на личном и общественном уровнях.

Формирующиеся ценности: доброта и добрые дела, семья,

взаимопомощь, участие в социально-значимой деятельности, личностное самоопределение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов и анимационных роликов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-method_recom.pdf

  • комплект видеоматериалов

https://razgovor.edsoo.ru/video/2701/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2688/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2717/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2718/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2719/

  • презентация с сопровождающим материалом

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-1011-presentation.pdf

  • комплект материалов для заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-111-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-111-qr.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-811-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/happiness-811-dop1.pdf


Структура занятия

Часть 1 Мотивационная

Внеурочное занятие «Про счастье» начинается с вводного слова учителя, который напоминает обучающимся о его теме. Организация обсуждения понятия «счастье» посредством групповой работы с ассоциативными карточками помогает им актуализировать свое представление о счастье через обращение к своему личному опыту.

Такая работа с карточками позволяет обучающимся обсудить составляющие счастья.

Часть 2. Основная

Обсуждение видеоролика с обращением Н.М. Цискаридзе способствует повышению мотивации обучающихся к обсуждению вопроса о том, что такое счастье и каковы его составляющие.

Продолжает тему демонстрация видеоролика с А. Огановым. Его обсуждение должно привести обучающихся к пониманию того, что каждый человек ощущает счастье по-своему, и у обучающихся есть возможность постараться ощутить себя счастливыми, управляя своими эмоциями и физическим состоянием.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия учитель предлагает обучающимся принять участие в исследовании уровня счастья среди школьников России. Опрос проходит в электронном виде через учебный профиль «Сферум» в канале «Разговоров о важном».

Учитель обобщает представленный материал и подводит итоги занятия, а также итоги года.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!