Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»
Обособленное структурное подразделение «Раменки»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Утверждаю
Зам. директора ГБУ «КРОЦ»
______________________ Сатари В. В.
Конспект урока по коррекции
оптической дисграфии (3 класс)
Тема: Различение оптически сходных букв И – Ш
в слогах и словах.
Подготовила:
Учитель – логопед
Квчкаева М. С.
Москва 2016
Тема: Различение оптически сходных букв И – Ш
в слогах и словах.
Цель: Совершенствовать умение различать оптически сходные буквы И – Ш в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные | Коррекционные | Воспитательные |
Уточнить написание букв И , Ш, выявить их сходства и отличия. | Активизировать внимание, настроить на работу. | Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий. |
Тренировать в различении оптически сходных букв И, Ш в слогах и словах | Развивать слуховое внимание и восприятие. | |
Совершенствовать навык чтения. | Развивать умение координировать речь с движением. | |
Словарь:
Слоги | Существительные (Буква - И) | Существительные (Буква - Ш) |
Открытые | Закрытые | | |
УШ | ША | ЛИПА | КОШКА |
ИТ | ЛИ | РИС | БАШНЯ |
ИП | ШО | СЛИВА | ЛЯГУШКА |
ЫШ | РИ | ВИЛКА | ЛАДОШКА |
Материал:
Ноутбук, магнитная, две мягкие корзины, цветные счетные палочки, деревянные животные (лиса, медведь), деревянные буквы, картинный материал, карточки со слогами и словами с пропущенными буквами, карточки с цифрами.
Ход урока:
Организационный момент:
Логопед: (предлагает посмотреть направо, налево, вперёд и сказать, что на занятии присутствуют гости, чтобы ребенок не волновался, всё у него получится, всё будет хорошо На компьютере – картинка с изображением леса). Аня, сегодня на занятии мы отправимся с тобой на прогулку в лес. Давай представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделай вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.
(Звучит запись звуков леса)
Логопед: Аня, какие звуки ты услышала? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка)
Аня: ветер шумит, листва шуршит, пение птиц, ручеек поет.
Сообщение темы:
(На ноутбуке - картинка с изображением леса)
Логопед: Аня, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давай их отыщем. (ребенок внимательно смотрит на плакат и озвучивает найденные буквы).
Логопед: Аня, какие буквы встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).
Аня: буквы И и Ш
Логопед: правильно, Аня, это буквы И, Ш, итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».
Уточнение написания изолированных букв И – Ш.
Логопед: Аня, из каких элементов состоит буква И? (из трех палочек).
Аня: из трех палочек
Логопед: Правильно, Анюта,
Два палочки соедини
И получишь букву И.
( Логопед вместе с ребенком выкладывают букву И из трех палочек розового цвета. Для этого, используются цветные счетные палочки).
Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из палочек, их четыре).
Аня: из четырех палочек
Логопед: Верно
Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша:
Четыре палочки рядком стоят –
Ш запомнить нам велят.
( Логопед вместе с ребенком выкладывают букву Ш из четырех палочек желтого цвета. Для этого, используются цветные счетные палочки).
Уточнение сходства и различия изолированных букв.
Логопед: Аня, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из палочек).
Аня: Все из палочек
Логопед: А чем отличаются? (У буквы И – три палочки, а у буквы Ш – четыре).
Аня: Количеством палочек
Логопед: Правильно. Молодец, Анюта. Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 3 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 4 синего цвета». Какая цифра у буквы И?
Аня: Цифра 3
Логопед: А у буквы Ш?
Аня: Цифра 4
Логопед: Умница. Теперь потренируемся в различении букв И – Ш.
(Логопед предлагает ребенку разместить цифры, над теми буквами, которым они соответствуют, просит объяснить свое решение и еще раз вместе с ребенком проговаривает составные элементы букв).
Различение букв И – Ш в слогах.
(На ноутбуке - изображение двух грибочков. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш).
Логопед: Аня, сейчас я дам тебе корзинку, со слогами. Ты должна доставать по одной карточке, читать, что на ней написано и отдавать их грибочку – И или Ш. Понятно?
Аня: Да
(Карточки со слогами: ША, ЛИ, ШО, РИ, УШ, ИТ, ЫШ, ИП)
Физкультурная минутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Различение букв И – Ш в словах.
Логопед: Анюта, смотри, к нам пришли гости – Лисичка – сестричка и Мишка – топтышка. Ой, кажется им нужна наша помощь, (рядом с каждым из животных лежит деревянная буква – И, Ш), они гуляли по лесу и нашли слова, но в них чего – то не хватает, давай разбираться чего.
(Перед ребенком лежат карточки со словами, в которых не хватает букв)
Нам с тобой нужно прочитать слова и понять, какой буквы в них не хватает – И или Ш? (При ответе ребенок берет ту или иную недостающую букву в слове )
Карточки со словами: ЛИПА, КОШКА, РИС, БАШНЯ, СЛИВА, ЛЯГУШКА. ВИЛКА, ЛАДОШКА
Подведение итогов.
Логопед: Аня, наше занятие подходит к концу, давай вспомним, что мы с тобой сегодня делали?
Аня: Давайте
Логопед: Какие буквы мы сегодня учились различать?
Аня: Буквы И и Ш
Логопед: Молодец, правильно. Из каких элементов состоят буквы И и Ш?
Аня: Из палочек
Логопед: Молодец! Сколько палочек у буквы И? А у буквы Ш?
Аня: У буквы И – три палочки, а у буквы Ш – четыре.
Логопед: Анюта, молодец! Ты сегодня очень хорошо занималась! До свидания!
Аня: До свидания
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
7