Разнообразие форм представления и обобщения педагогического опыта учителя начальных классов Самообразование учителя Сайт учителя начальных классов
Кузьмина Елена Леонидовна,
у читель начальных классов
МБОУ Куйбышевского района «СОШ №6»
2018 г.
Вопросы для обсуждения
- Что такое педагогический опыт и его обобщение?
- Зачем педагогу обобщать свой опыт?
- Как обобщить опыт педагогической деятельности?
… Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд.
В.А.Сухомлинский
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности учителя ( и з педагогического словаря под редакцией Г. М. Коджаспирова).
Педагогический опыт
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.
Обобщение педагогического опыта
Обобщение собственного педагогического опыта – это …
- … вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование.
- … объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.
Классификация педагогического опыта
- индивидуальный и массовый (коллективный); - перспективный и бесперспективный; - реальный и потенциальный; - положительный и отрицательный; - передовой и устаревший; - новаторский ; - творческий и репродуктивный; - планомерно (целенаправленно) сформированный
и стихийный .
Какой опыт стоит обобщать?
- результативный, эффективный;
- оптимальный (высокие результаты достигаются без перегрузки учителя и учеников);
- даёт стабильно высокие результаты на протяжении достаточно большого промежутка времени;
- имеет элементы новизны по сравнению с массовой практикой;
- обоснован с позиции современных положений педагогики и психологии.
Зачем обобщать свой опыт?
- Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.
- Для саморазвития и самоутверждения.
- Для личного успеха в профессиональном конкурсе.
- Для успешной сдачи квалификационного экзамена.
На что обратить внимание при выборе темы опыта?
- Что я умею и для чего нужно это умение?
- Каких результатов я достиг и за счет чего я их достигаю?
- Для обобщения важно увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта.
Формы представления и обобщения педагогического опыта учителя начальных классов
Мастер-класс
Мастер-класс – это интерактивная форма обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции и отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и показывает , как применять на практике новую технологию или метод.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас». Цель мастер -класса - повышение профессионального уровня участников, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя. Задачи мастер-класса: - передача педагогом-мастером своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности; - создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.
Открытый урок
- форма содействия повышения профессионального мастерства учителя путем показа приемов работы. Цель открытого урока - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.
Сообщение
- Сообщение— небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
Описание педагогического опыта
Алгоритм описания педагогического опыта
- 1. Уясните для себя и сформулируйте те проблемы, которые Вами успешно решаются в педагогической практике.
- 2. Определите, о чем Вы будете писать (Ваш «конек»).
- 3. Выберите стиль изложения. Пишите от первого лица (мною создана…, я апробировала…, мне удалось…).
- 4. Сформулируйте тему своего опыта.
Алгоритм описания педагогического опыта
- 5. Определите цели, на которые направлен Ваш опыт, сформулируйте задачи.
- 6. Докажите, что Ваша работа системна, т.е. составляющие ее части взаимосвязаны: проблема – цель; задачи – цель; результаты опыта – цель (зеркальное отражение задач).
- 7. Описывайте собственный опыт практической педагогической деятельности.
- 8. Уделите должное внимание такому аспекту, как результативность опыта. Укажите условия, позитивно или негативно влияющие на результативность опыта.
Алгоритм описания педагогического опыта
- 9. Составьте примерный макет описания опыта, выделите логические разделы, озаглавьте их.
Название темы опыта; актуальность опыта; цель и задачи опыта; ведущая идея опыта; описание сущности опыта в обобщенном виде; конкретные дидактические материалы по опыту; диапазон опыта; длительность работы над опытом; конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта; перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики; рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
Алгоритм описания педагогического опыта
10. Определите диапазон своего опыта и постарайтесь, по возможности, его расширить. Он может представлять собой 4 уровня:
I уровень – отдельные известные и описанные в литературе приемы (подходы, средства, формы) обучения, которые Вы успешно применяете на практике;
II уровень – система известных приемов (средств, методов, форм) с описанием того, как их использует автор в своей интерпретации;
III уровень – набор авторских приемов (материалов, средств, методов, форм) обучения, направленных на практическую реализацию той или иной педагогической идеи (технологии), описанной в литературе;
IV уровень – система авторских приемов, форм, средств, методов обучения с четким алгоритмом действий, которыми может теперь воспользоваться любой учитель.
Алгоритм описания педагогического опыта
11. Определите необходимое и достаточное количество конкретных материалов, приемов, иллюстрирующих каждый раздел системы Вашего опыта. Разделите практические материалы (карточки, схемы, набор заданий, задач, опорные схемы и т.п.) на основную часть и приложения.
Обратите внимание
Наиболее высоко будет оценен опыт, в котором согласованы
- тема,
- цель,
- задачи опыта,
- суть опыта
- и его результативность !!!
Обратите внимание
Результативность и эффективность
- Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов.
- Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
- Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
Самообразование
- Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов . Представленный по определенным правилам педагогический опыт (урок, серия уроков, метод, прием и др.) это, своего рода, мини-курс профессионального развития, который нужно освоить педагогу.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ
• Чтение педагогических периодических изданий.
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
• Участие в дискуссиях, совещаниях по обмену опытом с коллегами.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
• Организация внеурочной деятельности по предмету.
• Изучение информационно-компьютерных технологий.
• Общение с коллегами на районных методических объединениях, Интернет- форумах и т.д.
Индивидуальный маршрут учителя как инструмент самообразования учителя
Сайт учителя начальных классов – инновационная форма обобщения педагогического опыта
Использованные ресурсы
- Сайт для учителей и родителей
http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/povyshenie_kvalifikacii/obobshhenie_pedagogicheskogo_opyta/21-1-0-196?oprd=1
- Научно-практическая конференция: «Традиционные и инновационные формы обобщения педагогического опыта» г. Вельск 2016 г. СБОРНИК ВЫСТУПЛЕНИЙ
- file:///G:/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0/broshyuraformyiobobshaeniyaopyita.pdf
- Тропина А.В. Обобщение педагогического опыта. http://32ruo56.blogspot.ru/2011/10/blog-post_31.html