СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разносклоняемые имена существительные.Урок в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте  представлен весь необходимый для урока материал.Дан раздаточный материал.Конспект отвечает всем требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разносклоняемые имена существительные.Урок в 6 классе.»

6 класс. Дата:


тема:  «Разносклоняемые имена существительные».


Цели:

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.

  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

 Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции , способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности .

Оборудование урока:

-ноутбук, словари, карточки с заданиями для групп (в парах)

- карточки с тестовыми заданиями (для каждого ученика)


Ход урока:

1.Оргмомент. Создание положительной мотивации.

вступительное слово учителя.

Мы слышим сотни, сотни языков,

Они звучат со всех концов планеты!

Повсюду миллионы разных слов

Несутся, словно аромат букетов!


Язык у всех народов свой, родной,

И каждому он дорог бесконечно.

Но есть язык, поистине святой,

И пусть на свете он пребудет вечно

Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам его, постигать красоту и мудрость. Ежедневно на уроках русского языка мы знакомимся с этимологией слов, с правилами правописания и произношения. Вот и сегодня мы должны раскрыть одну из тайн родного языка.

Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».


2. Формулирование темы урока.Актуализация имеющихся знаний.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, постановка темы и учебных задач

у меня в руках список слов,послушайте:

Бремя Время Вымя Знамя Имя Племя Пламя Семя Стремя Темя Путь

- для чего нам эти слова?


-Попробуем разобраться. Чтобы понять для чего нам эти слова и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания

-Для начала скажите, какой частью речи являются эти слова?

-Давайте вспомним, что мы знаем о существительном.

1. Дайте определение имени существительного.

2.Как изменяются существительные?

3.Как называется изменение существительных по падежам?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

-проанализируем следующую пословицу:

Не в золоте богатство, а в добром имени

-Какой поучительный смысл имеет данная пословица?

Давайте определим склонение у существительных из этой пословицы

(Золото 2 скл., богатство 2 скл., Имя 1 или 2скл.)

( создание проблемной ситуации)

- Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.

Где мы сегодня уже видели существительное «ИМЯ» ?( в списке)

- -изменить по падежам слова :сторож, мышь, имя

Падеж склонение

2 скл. 3 скл. ? скл.

И сторож мышь имя

Р.сторожа мыши имени

Д.сторожу мыши имени

В.сторожа мышь имя

Т.сторожем мышью именем

П. о стороже о мыши об имени

– Ребята, попробуем расшифровать это.

- Существительные каких склонений представлены в таблице?

(2,3скл. и существительное ИМЯ, которое нельзя отнести ни к 1, ни ко 2 склонению)

-Обратите внимание на окончания существительных. В чём сходство и различие в окончаниях?

- Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?

- Сопоставьте их с окончаниями 2 и 3 склонения.

Какой вывод можно сделать?

(Существительное ИМЯ в Р, Д, П падежах имеет окончания 3 склонения, а в Тв. падеже окончание второго скл.)

- Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, почему они называются разносклоняемыми?


Запишем тему урока .Разносклоняемые имена существительные.

Цель сегодняшнего урока –познакомиться с разносклоняемыми именами существительными, особенностью их склонений и правописания ;

- научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

- познакомится с суффиксами в ед.ч и во мн.ч.;

- научиться находить разносклоняемые имена существительные в тексте.


3.Словарная работа. Цель: объяснить значение разносклоняемых имен существительных

- На доске перечислены имена существительные разносклоняемые. Есть ли что-то, что их объединяет? (10 из них заканчиваются на –мя). Разносклоняемые существительные так и запоминают: 10 существительных среднего рода на –мя плюс существительное мужского рода путь.














- Давайте запишем данные слова в тетрадь

Есть ли среди этих слов те, лексическое значение которых вам не понятно?

- давайте объясним значения разносклоняемых существительных Объясняют значение слов по словарю( работа в паре).

БРЕМЯ,-мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.


4. Объяснение нового материала.

- Ребята, из писем вы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника и найдем дополнительный материал и прочитаем. (Изучают материал по теме в учебнике)

-Какие существительные относятся к разносклоняемым?

(Разносклоняемые имена существительные (а их 11: 10 сущ. ср.р. на –мя и сущ. муж.р. путь) склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений.

Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?

Суффикс –ен(-ён) у существительных на-мя

У существительных на – мя в родительном, дательном , творительном и предложном падежах в ед.ч. и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ен(-ён) (времён).

Особенности существительных семя, стремя

В словах семя, стремя в родительном падеже мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ян (семян, стремян).

5.Закрепление материала.

Цель: закрепить и обобщить знания.

1. Задание 1.

Прочитайте предложения, поставив вместо точек разносклоняемые существительные в нужном падеже, Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

Потерянного… не воротишь.(ВРЕМЕНИ р.п.)

Обратный … всегда кажется короче.(ПУТЬ и.п.)

Добрый совет ко…..хорош. (ВРЕМЕНИ д.п)

Нет тяжелее …, чем безделье.(БРЕМЕНИ р.п.)

- Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём. ( Потягивание)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Работа по карточкам.

Списать словосочетания. Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Занимать много врем…н..(р.п), в плам…н..(п.п) костра, много сем…н(р.п), нога в стрем…н..(п.п), звать по им..н..(д.п), подъём знам..н..(р.п), дорожить врем..н..(т.п), счастливого пут...(р.п).

Проверь себя. 

Ребята, есть работы абсолютно верные, без ошибок? (5)

С 1-2 ошибками ? (4)

С тремя ошибками? (3)

Творческая работа. Цель: Развивать речь, логику, мысль

Под бременем забот (тяжестью забот), до поры до времени (до определённого срока), со времён царя Гороха (очень давно), называть вещи своими именами (т.п., мн. ч. – говорить правду), тянуть время (медлить.)

– Известны вам эти выражения, а как они называются?

– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? (В них есть разносклоняемые существительные.)

– Понятны ли вам их значения?

Задание: Объясните значение фразеологизма. Найдите и назовите в них разносклоняемые существительные.

6 .Подведение итогов урока.

Цель: оценка деятельности учащихся.

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? 

Давайте вставим на месте пропусков разносклоняемые имена существительные в стихотворение Аркадия Хайта (писатель,сатирик,сценарист). Я буду читать, а вы хором отвечайте.

В стародавнее древнее…(время)

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое …(племя)

Первобытных людей –дикарей.

Они не знали, для чего корове …(вымя)

Как написать свою фамилию и …(имя),

Зачем на лошадь надевали седло и …(стремя)

Необразованное было это…(племя)

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их (бремя)… забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …(знамя)

Что кислород всегда поддерживает…(пламя)

Над тем, как в булку превратить простое…(семя)

С утра до вечера они чесали…(темя)

  • Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

  • Достигли мы их?

  • Назовите разносклоняемые имена существительные.

  • Почему они называются разносклоняемыми?

  • 7.Домашняя работа (на выбор)

  1. П.45 (Выучить разносклоняемые сущ) ,упр.258

  2. Сочинить сказку о разносклоняемых существительных, или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

  • - Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От доброго семени – добрый всход. От того как вы работали на уроке будет зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!

  • 8 .Рефлексия. 

  • - А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа.(Заполнить схему)

  • 1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

  • 2.Урок мне показался интересным/ скучным

  • 3.Материал мне будет полезен/ бесполезен

  • -Каждому учащемуся вручается ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.





  • 1. Выполнение заданий в тестовой форме, проверка.

  • 1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ

  • 1) 1 3) 5

  • 2) 10 4) 11 СЛОВ.

  • 2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.

  • 1) 1 2) 2 3) 3 СКЛОНЕНИЯ.

  • 3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС

  • 1) ен (ён) 2) ян

  • 4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В

  • 1) Род. 4) Им.

  • 2) Твор. 5) Пред.

  • 3) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ)

  • 5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ.

  • 1) имя 6) путь

  • 2) дочь 7) пламя

  • 3) семя 8) честь

  • 4) мать 9) время

  • 5) флаг 10) знамя

  • БРЕМЯ,-мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

  • ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

  • СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

  • ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.



  • ПАМЯТКА.

  • Десять слов с концовкой -МЯ

  • Будем мы запоминать:

  • ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,

  • БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.

  • Всякий раз, когда склоняешь,

  • Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.





  • Самоанализ урока.

  • Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об имени существительном в 5 классе.

  • Тип урока:

  • изучение нового учебного материала.

  • Цель:

  • Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания.

  • Задачи:

  • 1.Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях.

  • 2.Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков.

  • 3.Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

  • Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

  • В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.

  • Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Оживить опрос, активизировать работу учащихся и определить тему урока мне помогла работа с пословицей и таблицей склонений. С целью закрепления знаний учащиеся просклоняли существительные, выделив суффиксы и окончания. Далее в качестве ритмической паузы была проведена физкультминутка. Развитию творческого мышления и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала словарная работа и групповая работа с фразеологизмами. С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа с последующей самопроверкой, тестирование, подведены итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание.

  • Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

  • На мой взгляд, цель урока была достигнута.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!