СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка фестиваля патриотической песни "По дорогам фронтовым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фестиваль проводится для учащихся всех классов. Каждый класс готовит песню на тему Великой Отечественной войны, Победы в ВОВ. Ведущие к каждой песне говорят вступительные слова. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка фестиваля патриотической песни "По дорогам фронтовым"»

Фестиваль солдатской песни «По дорогам фронтовым…»

Цель: воспитание обучающихся в духе патриотизма на материале советских и современных песен о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с песнями военных лет и песнями, написанными после войны посвящёнными ВОВ;

- сформировать представление о роли фронтовой песни в жизни солдата, о событиях, происходящих в стране и за её пределами;

- создать условия для разучивания и исполнения патриотических песен.

Воспитательные:

- помочь обучающимся ощутить преемственность поколений, чувство гордости за советский народ, победивший фашистскую Германию и современных бойцов, принимающих участие в СВО;

- формировать чувство сопричастности к происходящим в стране событиям;

- воспитывать ответственность за порученное дело.

Развивающие: - развивать музыкально-эстетическое восприятие песен, умение петь, слух детей, память, внимание.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть

(Звучит протяжная мелодия, на экране заставка с названием мероприятия.) Ведущий 1.

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ищут ответ -

Мы этой жизни стоим или нет?


Здравствуйте дорогие зрители: ребята, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас сегодня в этом зале на ежегодном фестивале патриотической песни «По дорогам фронтовым». (Аплодисменты.)


Ведущий 2.

Все мы помним о приближающейся великой дате – Дне Победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.

Мы хотим поздравить всех вас с этим замечательным событием, свершившимся 79 лет назад 9 мая!

Ведущий 1. И все вы также знаете о происходящей на бывшей территории Украины Специальной военной операции, в которой вновь приходится нашим солдатам сражаться с врагами за свободу Отечества, за народ России и Донбасса, за интересы нашего государства против западного противника.


Ведущий 2. Сегодняшний фестиваль солдатской песни мы посвящаем тем, кто неимоверными усилиями, а зачастую и ценой собственной жизни защищал в годы Великой Отечественной войны и защищает сейчас нашу с вами Родину.


Ведущий 1. Цель нашего фестиваля не только в том, чтобы вы вспомнили или познакомились с песнями военных лет, спели песни, посвящённые войне, а и в том, чтобы в ваших сердцах загорелся огонь любви к своему Отечеству, возникла гордость за российский народ и нашу Армию, рождалась в душе благодарность нашим храбрым защитникам.

2. Основная часть.

Ведущий 2. Что такое солдатская песня на войне? Это не просто музыкальное произведение, которое поют солдаты в минуты отдыха между боями, или артисты, приехавшие с концертом на фронт. Это гораздо больше!

Автор музыки Гимна нашей страны и песни "Священная война», с которой бойцы отправлялись на фронт, Александр Васильевич Александров, композитор, хормейстер в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!"

«Вместе с дедом на Парад»


Ведущий 1. С песней солдаты шагали по фронтовым дорогам, с песней на устах порой умирали, и песней отмечали радостное событие – окончание войны. Мелодии этих великих песен и маршей сейчас звучат на праздничных концертах, во время парадов на Красной площади и площадях других городов и поселков во всех уголках нашей огромной Родины, когда стройными рядами маршируют доблестные военные.


Ведущий 2. Эти же песни поют и правнуки героев Великой Отечественной войны, шагая со своими семьями в колоннах на Параде 9 мая. С гордостью несут они фотографии родственников – героев-фронтовиков, отдавших жизнь за свободу Родины. С неподдельной благодарностью дети возлагают цветы к могилам павших бойцов и готовят праздничные выступления для участников парада. Об этом замечательном событии поётся в песне, которую сейчас споют первоклассники.

(Дети строятся.)

Ведущий 2. Слова Натальи Майданик, музыка Елены Обуховой, песня «Вместе с дедом на Парад», исполняют ребята 1 класса.

(Исполнение песни 1 классом.)


«Наша Победа»

Ведущий 1. День Победы – это самый торжественный праздник для всех россиян. Многим поколениям он всегда будет напоминать о тех неимоверных усилиях, которые пришлось приложить советскому народу, чтобы одолеть фашистов. И все же мы победили врага и каждый год в мае празднуем нашу Победу.

Песня «Наша Победа» хоть написана не в военные годы, и не для бойцов, а для ребятишек, но она тоже посвящена победе в Великой Отечественной войне. Нам её споют третьеклассники.

(Дети строятся.)


Ведущий 2. Слова Артёма Волосникова, музыка и аранжировка Елены Обуховой, песеня «Наша Победа», исполняют ребята третьего класса.

(Исполнение песни 3 классом.)


«Песенка лётчика»

Ведущий 2. За время войны и в послевоенные годы было написано много песен о бойцах из разных родов войск: о танкистах и артиллеристах, о пограничниках и моряках, и, конечно же, о бесстрашных летчиках, защищавших нашу Родину с воздуха.

Мы предлагаем вам послушать песню о бесстрашных воздушных защитниках в исполнении второклассников.

(Дети строятся.)

Ведущий 1. Слова Артёма Волосникова, музыка Елены Обуховой, «Песенка лётчика», исполняют ребята второго класса.

(Исполнение песни 2 классом.)


«Шли солдаты на войну…»

Ведущий 1.

Главным стимулом храбро и упорно воевать, бить врага для наших бойцов всегда служило и служит понимание того, что они защищают в первую очередь самых слабых – стариков и детей, оберегают от вторжения чужаков свои семьи и дома, воюют за свою родную сторонушку. А мысли о том, что они защищают всю страну и весь свой народ, борются за его мирную жизнь и свободу Родины во все времена очень сильно поднимали боевой дух солдат, и их силы от этого удваивались и утраивались.

Вот об этом нам споют свою песню четвероклассники.

(Дети строятся.)


Ведущий 2. Слова и музыка Игоря Русских, «Шли солдаты на войну…», исполняют ребята 4 класса.

(Исполнение песни 4 классом.)


«Катюша»

Ведущий 2. Молодцы ребята, такой песней точно можно поднять боевой дух бойцов.

Но солдатам иногда хотелось послушать не только патриотические песни, но и лирические, потому что им нужно было мыслями отвлечься от военного дела, от боёв, как и всем нормальным людям им хотелось любить, быть любимыми. Такая песня есть -«Катюша» - веселая, бойкая, про любовь девушки и бойца с дальнего пограничья. Она стала собирательным образом любви молодых людей даже в такие суровые годы, символом верности девушек, ждущих своих парней домой с фронта.


Ведущий 1.

История этой песни интересна. Написана она была ещё в довоенные дни, и впервые прозвучала в ноябре 1938 года. Она настолько полюбилась всем, что в Красной Армии «Катюшу» знал каждый боец. «Через год (а может быть, и раньше) "Катюша" перешагнула границы Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны её пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии. Осенью 1957 года, когда автор приехал в Италию, ему рассказывали, что, по крайней мере, восемьдесят процентов населения Италии знает «Катюшу».

А начиналось всё с нескольких строк, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с «Катюшей» до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером.

Композитора настолько поразила «очень звонкая интонация» и «причудливая игра ударений» в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он «буквально не находил себе места». Всё его воображение было занято “Катюшей” без остатка.


Ведущий 2. Музыка не всегда рождается быстро, иногда композитор её буквально вынашивает, чтобы она не просто подходила к словам, а зазвучала как-то по-особому ярко и запоминалась слушателям. В результате «Катюша» такой и получилась.

И сейчас для её исполнения мы приглашаем на сцену наших пятиклассников, а зрители в зале могут подпевать.

(Дети строятся.)

Ведущий 2. Песня «Катюша», слова Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера, исполняют ребята пятого класса!

(Исполнение песни 5 классом.)


«Тёмная ночь»

Ведущий 1. А следующей прозвучит ещё одна лирическая песня «Тёмная ночь».

Она проникнута удивительной душевностью, верой в любовь, дружбу, отметающими все невзгоды и даже смерть.

Своим рождением эта песня напрямую связана с созданием кинофильма «Два бойца». В 1942 году, во время работы над знаменитым кинофильмом у режиссера Леонида Лукова никак не получалось снять эпизод, когда солдат пишет письмо домой. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому.

Ведущий 2.

Поддержав идею режиссёра, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. А дальше они долго бились над исполнением песни про темную ночь, десять раз поздней ночью повторяли запись, но все было "не то", все недоставало особой душевности, проникновенности, лиризма. Сделав много проб, Марку Бернесу, исполнителю главной роли, наконец удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

Ведущий 1.

Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь".

Бойцы её напевали в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. Ждали из дома весточек, радовались письмам как дети, и писали любимым и дорогим ответы.

За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевали они, пока не закончилась над нашей страной «тёмная» ночь войны.

Для исполнения этой песни мы приглашаем на сцену ребят шестого класса.

(Дети строятся.)


Ведущий 2. Авторы песни «Тёмная ночь» поэт Владимир Агатов, композитор Никита Богословский, исполняют ребята шестого класса.

(Исполнение песни 6 классом.)


"Песенка фронтового шофера"

Ведущий 1.

А следующая музыкальная композиция "Песенка фронтового шофера" родилась не в годы войны, а в послевоенном 1947 году. Написана она была для известного вам уже певца и актёра Марка Бернеса его давними друзьями – Борисом Ласкиным и Наумом Лобковским, музыку написал к песне композитор Борис Мокроусов. Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки, роль которого сыграл в фильме о Сталинградской битве "Великий перелом". Роль эта была далеко не главной, и в самом фильме этой песни не было. Шофёр, которого играл в фильме Бернес, не только не пел, но, практически, не произнёс по ходу действия почти ни одного слова, хотя запомнился зрителям своим подвигом: шофер Минутка погибает, но успевает соединить в зубах телефонные провода, восстановив таким образом прерванную связь с командным пунктом.

Ведущий 2.
Лихость Минутки, бесстрашно мчавшегося в фильме по любым дорогам, не выпуская из рук баранки, отразилась в песне. Война в ней еще не кончилась, хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени и напевает слова явно из той военной поры. Сейчас вы её услышите.

Для исполнения этой песни 9 классом мы подобрали такие фотографии времён ВОВ, которые реально передают все тяготы солдатских будней шоферов, водивших машины по фронтовым дорогам.

(Дети строятся.)

Ведущий 1.

"Песенка фронтового шофера", слова Бориса Ласкина и Николая Лобковского, музыка Бориса Мокроусова, исполняют учащиеся 9 класса.

(Исполнение песни 9 классом.)


"День Победы"

Ведущий 1.

«День Победы, как он был от нас далёк…» - главная "победная" песня, которая родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний фестиваль солдатской песни был бы неполным.

А вот путь этой песни к слушателю был тернист! Написанная для участия в конкурсе на лучшую песню о войне, объявленном Гостелерадио в честь 30-летия Победы, она не то что не заняла никакого места, а была раскритикована за мелодию и современную оркестровку. В результате песня была запрещена. Её не пропускали в эфир ни на радио, ни на телевидении.

Ведущий 2.

Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил "День Победы" в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и "День Победы" был исполнен ещё раз – на "бис". После этого песню стала петь вся страна. Более того, песня настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез.

После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен, и даже существует в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.


Ведущий 1. Наш фестиваль мы начали песнями о Параде и дне Победы, и давайте завершим его песней «День Победы».

Эту песню многие знают, поэтому желающие могут подпевать. А выступит сейчас с этой песней восьмой класс.

(Дети строятся.)

Ведущий 2. Слова Владимира Харитонова, музыка Давида Тухманова, «День Победы», исполняют учащиеся 8 класса.

(Исполнение песни 8 классом.)


3. Заключительное слово.

Ведущий 1.

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев и, конечно, в песнях.

Песня – это и боец, и грозное оружие, помогающее бить врагов, песня – хранительница памяти народа о грозных годах войны. Песня – душа народа, они согревает сердца своей искренностью, глубокой человечностью, теплотой.


Ведущий 2. Слушаешь наши песни и понимаешь, что фашизм победили тогда, в 45-м, и борются с ним в наши дни не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им порой страшно, холодно, тяжело, но они выстояли тогда и выстоят снова. В этом сила и величие нашего народа, наших российских защитников. А мы должны помогать фронту и сейчас, чем можем, как в те далёкие сороковые.


Ведущий 1. Песни тех далеких лет мы поём и будем петь дальше, и сочиним новые о нынешней войне, потому что чувствуем душевную необходимость в этом, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Спасибо всем, кто принимал участие, подпевал и был сегодня с нами!

МИРА ВСЕМ НАМ!







Скачать

© 2024, 18 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!