СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока русского языка"Перенос слов" 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Перенос слов" разработка урока для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока русского языка"Перенос слов" 2 класса»


2 класс. Урок русского языка.


Тема: «Перенос слов. Закрепление».

Оборудование: компьютер, презентация.

Форма организации учебной работы: фронтальная, парная (групповая).

Цель:

-развитие умения переносить слова со строки на строку, писать имена людей с большой буквы;

- находить ударный и безударный слог.

Планируемые результаты:

предметные:

переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по ранее составленному плану;

  • проговаривает последовательность действий на уроке;

познавательные

  • использует знако - символические средства при оформлении правил переноса;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • учиться работать в паре; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Задачи педагога: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.


Ход урока.

1.Организационный этап.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать  дружно

И узнаем, что нам нужно!

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Скажем «волшебные» слова:

-«У меня всё получится», «У нас всё получится!

-Тихо садитесь на места.

А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? (успеха)

- Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно  поможет вам  на уроке.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

Задача: подготовить учащихся к письму, отработать каллиграфические навыки письма определённых элементов соединения букв.

Учитель: - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Дети: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

На доске:

1. мягкий знак, мягкий знак с соединением снизу, мягкий знак с верхним соединением, буквосочетания: ль ьм ьи (дети прописывают первую строку и отмечают знаком + наиболее удачные буквы и буквосочетания)

2. даль, письмо, соль, день.

Учитель:

- Что общего у этих слов?
- Какова роль Ь в данных словах?
- Запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
- Какое слово лишнее? Почему? (письмо)

III. Актуализация знаний. Стадия “Вызова”.

Задача: обеспечить мотивацию и готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: Кстати, о письме. Вчера вечером по электронной почте пришло письмо от Незнайки. Мне оно показалось немного странным. Прочитайте его.

- Всё ли в этом письме понятно? Всё ли правильно оформлено?
- Как вы думаете, с какой проблемой столкнулся Незнайка?
- Что он не умеет делать?

- Я думаю, что мы, как настоящие друзья Незнайки, должны помочь ему преодолеть возникшие у него проблемы.

Формулирование проблемы, планирование предстоящей работы

Учитель. - Как вы думаете, ребята, какую проблему нам предстоит выяснить?

Дети. По каким правилам перенести слова.

  Учитель: слово надо переносить, а  переносить слово нужно по особым правилам)

- Но для этого мы сами должны хорошо научиться переносить слова.
- Может вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Дети. Перенос слов.

У ч и т е л ь. В русском языке очень мно­го разных «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова «Все тай­ное становится явным». (Учащиеся чита­ют хором.)

- Как вы понимаете смысл этого выраже­ния?

Сегодня на уроке наша задача — рас­крыть «тайны» случаев переноса слов с од­ной строки на другую. Я ставлю 5 знаков вопроса (?).

IV. Актуализация знаний.

Учитель. Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенес слова».

Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес:

Едва – е-два
И получил за это 2!
Укол – у-кол
И получил за это кол…
Опять – о-пять
Теперь, наверно, будет пять!!!

-Как вы думаете, какую отметку получил ученик за последний перенос?

-Почему?

-Запишите это слово в тетрадь, разделите на слоги.

(Один ученик пишет на доске слово опять с комментированием).

Учитель. Можно ли это слово разде­лить для переноса? Почему? Какой вывод сделаем?

Дети. Слово опять нельзя разделить для переноса, так как одну букву нельзя ос­тавлять на строке и переносить на другую.

Учитель. Вот мы и раскрыли одну «тайну» переноса слов.

У нас остались еше 4 «тайных» воп­роса, на которые нужно найти ответ. На один из этих вопросов нам поможет отве­тить Незнайка. Он должен был по заданию Знайки раз­делить для переноса слова (демонстрируется карточка со словами):

маль-чик, кон-ьки, силь-ный, пал-ьто

Ученики читают слова.

Учитель. Как вы думаете, в каких сло­вах Незнайка допустил ошибку при пере­носе? Докажите.

Выслушиваются мнения учеников.

Дети. Незнайка допустил ошибки в словах коньки и пальто, так как мягкий знак (ь) обозначает мягкость предшествую­щего согласного, а при переносе его нельзя отделять от этой буквы.

Учитель. Какой делаем вывод?

Дети. При переносе слов букву ь не отделяют от предыдущей согласной: маль-чик

Дети пишут в тетрадях слова конь-ки, паль-то, а один ученик записывает их на доске.

Учитель прикрепляет на магнитной дос­ке около второго знака вопроса карточку со словом коньки.

Учитель. Какое из слов, написанных Незнайкой, «лишнее»? Почему?

Дети. «Лишнее» слово сильный, так как оно является прилагательным, остальные — существительными. Но перенос в этом сло­ве проведен правильно.

Физкультминутка.

У ч и т е л ь. Я называю слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.

лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна

Учитель. Что вы можете сказать о ко­личестве букв и звуков в этих словах?

Дети. В этих словах букв больше, чем звуков; так как мягкий знак (ь) звука не обозначает.

Учитель. Еще одна «тайна» переноса слов раскрыта.

Учитель. Незнайка нам принёс загадки. Отгадайте загадки и запишите слова отгадки.(групповая работа)

- В каком дне недели 2 бб? 
- В какой дорожке 2 лл? 
- В какой дороге 2сс? 
- Какая болезнь с 2пп ? 
- В каком продукте 2 жж ? 
-В каком столбе 2 нн ?

- На какую орфограмму эти слова?

Дети. Слова с двойными согласными.

Учитель. – Как переносятся слова с двойными согласными?

Дети. При переносе слов с двойной согласной одна буква остается на строке, а другая переносится на другую строку. 
Проверьте, на доске написаны эти слова:

Суб-бота, ал-лея, шос-се, дрож-жи, колон-на,

Какое слово лишнее? Почему?

Учитель. Вот мы раскрыли ещё 1 тайну переноса слов.

Физминутка от Незнайки:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали

(На магнитной доске учитель выставляет карточку со словом: пе-нал)

А этот случай переноса слова с одной строки на другую по слогам мы уже хорошо знаем. А чтобы еще лучше закре­пить его, послушайте стихотворение-игру.

Стихотворение читает заранее подго­товленный ученик.

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима зи-ма

Веснавес-на

Коза — ко-за

Комар - ко-мар

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Учитель. А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса (парная работа)

Дети (хором ) Ли-са.

Учитель. Петушок.

Дети (хором). Пе-тушок, пету-шок.

Учитель. Трава.

Дети (хором). Тра-ва.

Учитель. А вот последнюю «тайну» нам помогут раскрыть Знайка и Незнайка.

Двое детей участвуют в сценке.

Знайка (указывая на слова, написан­ные на доске: зайка, чайка, лейка, майка).

Отвечай-ка мне, Незнайка,

Как со строки на строку

Их перенести могу?

Незнайка мелом разделяет слова для пе­реноса: за-йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.

Знайка. Эх, не зря же ты Незнайка! Переносится: за-йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.. Или: Незнай-ка!

Переносим только зай-ка (исправляет красным мелом ошибки), чай-ка, лей-ка, май-ка.

Не позорь себя, Не-знай-ка, А запомни: чай-ка, зай-ка!

Учитель. Ребята, вы поняли, как нужно переносить слова с буквой й в середине слова?

Выслушиваются мнения детей.

Дети. Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

На магнитной доске возле знака вопроса появляется карточка со словом зайка: зай-ка.

- При переносе слов букву й оставляют на строке строй-ка, Лай-ка, зай-чик, тай-на, балалай-ка.

Домашнее задание: Перенести слова по слогам. (Учитель раздаёт эти карточки всем учащимся).

1 карточка

2 карточка

3 карточка

4 карточка

5 карточка

Родина

весна

машина

Тройка,

майка,

чайка

Маленький,

деньги,

только

Касса,

Алла,

масса

Укол,

Один,

края


Рефлексия. 

-Какие «тайны» переноса слов мы раскрыли?

-Все ли было понятно на уроке?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

На столе лежат сигнальные карточки.

Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.

Если где-то в чем-то вы не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Оценка своей работы учащимися.

Учитель. Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Сегодня на уроке хорошо работали...

Спасибо! Урок закончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!