Тема урока: «Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир».
Цель: Продолжать знакомство со святыми земли русской. Образы героев в музыке и церкви
Задачи: 1. Углубить знания обучающихся о святых русской земли, расширять их кругозор. Узнать о рождестве.
Рассказать о княгине Ольге и князе Владимире.
Развивать умение работать с музыкальными терминами. Расширять слушательский опыт
Способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.
Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге и Князю Владимиру, новогодние песни.
Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная. Рождество.
Проблема урока: Кто такие святые?
Прогнозируемые результаты: Отклик на звучащую на уроке музыку. Определение на слух духовной и композиторской музыки.
Дополнительный материал: презентация, видео материалы.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
II. Сообщение темы и цели урока.
Все мы знаем, что если бы Русь не была бы крещена, то у нас бы никогда не было бы рождества, и мы бы до сих пор покланялись языческим богам таким как: Святовиту - богу неба, Перуну – богу войны и грома, Велесу - покровителю домашних животных. И этот урок посвящается именно тому что бы разобраться, кто положил начало, что бы Русь стала православной.
Кто такие язычники? – люди которые поклонялись силам природы и многим богам.
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
О святых, богах, о крещении, рождестве.
- Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской. Особо значимой датой для русского народа стал 988 г (X в.), Именно в этом году Русь приняла православную веру. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этом уроке.
III. Повторение ранее изученного материала.
Для начала вспомним каких святых мы знаем?
Александр Невский, Сергий Радонежский…
IV. Изучение нового материала:
Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.
Так кто такие апостолы? – это ученики Иисуса Христа, которые просвещали народ, рассказывая о Христе и его заповедях.
К этому уроку несколько учеников подготовили небольшие сообщения.
Материал детям: Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге были дороги языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другую веру, которая смогла бы объединить русский народ. Ольга часто была в Константинополе, столица Византии. Именно там, в храме Святой Софии патриарх Игнатий, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.
Спасибо садись. Сейчас мы послушаем величанье святой равноапостольной княгине Ольге.
Здесь учащиеся знакомятся с музыкой величания, Княгини Ольги.
Что означает величать?
Величать — значит восхвалять, славить, чествовать.
Что означает величание?
Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.
Сейчас на доске мы видим роспись кафедрального собора в Киеве, Виктора Васнецова. Среди святых изображенных на стенах этого собора есть и Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир
Кем был Виктор Васнецов нам сейчас расскажет еще один ученик.
Материал для детей:
Биография Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в Кировской области в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Знаменитый русский живописец. Этот художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.
Васнецов Виктор Михайлович
Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н.Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербуржскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств.
В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах. Где крестили княгиню Ольгу? (в Византии Ольга приняла крещение).
Обратите внимание!
1. Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской.
2. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь.
А теперь поговорим о князе Владимире.
Материал детям: Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Владимира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель, немцы-католики, евреи.
Спасибо садись. Сейчас мы послушаем велечание князю Владимиру.
Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их.
Сценка:
Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи:
Посол 1 -И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом.
Посол 2 -Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Князь Владимир - Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга. И провозглашаю я князь киевский Владимир - Красно Солнышко на Руси христианскую веру, веру в единого Бога – Иисуса Христа.
Садятся на место.
А теперь поговорим, как Алексей Толстой изобразил в своей поэме «Песня о походе Владимира» князя, который совершил большой шаг к единой вере. Мы обсудим с вами не все произведение а только отрывок в котором увидим как Владимир стремиться принять христианскую веру.
И шествуют рядом друг с другом они,
В одеждах блестящих и длинных,
Каменья оплечий горят как огни,
Идут под навесом шелковым, в тени,
К собору, вдоль улиц старинных.
И молвит, там голову князь преклоня:
«Клянуся я в вашем синклите
Дружить Византии от этого дня!
Крестите ж, отцы-иереи, меня,
Да, чур, по уставу крестите!»
И свершился в соборе крещенья обряд… - О чем это произведение? - Стремиться, ли князь принять христианскую веру?
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Владимир перед крещением?
СИНКЛИТ - созванный совет
Иерей (греч.) – священник
В 988 году князь Владимир вместе со своей семьей и дружиной принял христианство. После этого он сам стал учить своих сыновей христианскому слову. В конце лета он собрал киевский народ на берегу Днепра, где его окрестили византийские священники.
Конечно, крещение Руси не проходило безболезненно для народа - большинство людей сгоняли к реке палками, сжигали их языческих идолов. Многие не желали приобщаться к новой православной культуре и оказывали яростное сопротивление священникам. В 1000 (одно тысячном) году в Новгороде язычники восстали против новой веры, разрушили храмы и поубивали многих христиан. Тем не менее, новая единая религия быстро распространялась по княжеству, и уже в X веке укрепилась Русская Православная Церковь. И с этого момента на Руси появился такой святой и великий праздник как рождество.
Ну вот и подошли мы к тому что бы узнать что такое Рождество?
С чем оно связно?
V. Разучивание музыкального произведения.
Ну а теперь я хочу разучить с вами музыкальное произведение о Рождестве.
VI. Закрепление пройденного материала.
Что мы узнали сегодня на уроке?
Кто крестил Русь?
Что такое величание?
Что такое песнопение?
В каких видах искусства были изображены Князь Владимир и Княгиня Ольга у нас на уроке?
Кто такие апостолы?
Домашняя работа: нарисовать рисунок о рождестве и крещении Руси.
Какая связь истории в произведениях искусства вам больше всего понравилась? Синий - музыка, красный - изобразительное, зеленый - стихи.
Выразите свои эмоции на листах бумаги которые лежат у вас на столах.
Всем большое спасибо до свиданья.