Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная «общеобразовательная» школа
п. Мирный Петровского района Саратовской области
Разработка открытого урока по физической культуре
для учащихся 3-го класса
Тема: Подвижные игры с элементами лапты
Подготовила и провела:
учитель физической
культуры
Седова О.Ю.
май-2015г
Конспект открытого урока физической культуры в 3 классе.
Дата проведения: 6.05.2015 год
Тема урока: Подвижные игры с элементами лапты.
Цель урока: Вспомнить и повторить изученные подвижные игры с элементами лапты.
Задачи урока
Образовательные: Создать устойчивую мотивацию на освоение подвижных игр на развитие ловкости. Повторить изученные игры, повторить правила к этим играм. Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность, используя интерактивный метод.
Развивающие: Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. Развить ловкость.
Воспитательные: Воспитать чувство коллективизма и доброжелательности, честность, взаимопомощь.
Формируемые УУД:
Познавательные: Учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: Формирование умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.
Место проведения: спортивный зал МОУ ООШ п. Мирный
Инвентарь: свисток, теннисные мячи, стойки, верёвочка, гимнастический конь.
Время: 45 минут
Учитель физкультуры: Седова Ольга Юрьевна.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
Подготовительный (15минут) | | | | | |
1.Сообщение УЗ на урок. Знакомство с темой и планом урока. 2.Упражнение на внимание
3.Разминка: Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, ходьба бес задание с переходом на медленный бег) Бег, беговые упражнения: (передвижение захлестом голени, высоко поднимая бедро, приставным шагом, выпрыгивания) 4. Перестроение в две шеренги 5. ОРУ на месте | Ознакомить учащихс целью и задачами урока, настроить на урок Повторить технику безопасности Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока | Установить роль разминки при подготовке организма к занятию Описывать технику проводимых упражнений | Прогнозирование- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Контролировать и оценивать свои действия | Общеучебные – использовать общие приемы решения задач Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Уметь осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Обсудить ход, предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем Организовать и провести общеразвивающие упражнения |
Основной (25 минут) | | | | | |
1.Перестроение 2.Игра «Подстенка» 3.Построение. Перестроение. 4. Игра «Перебрасывание теннисного мяча»
5.Игра «Ловцы и перебежчики»
6. Построение. Перестроение.
7. Игра «Лапта с препятствиями» | Перестроить обучающихся на пары. Объяснить правила игры. Напомнить технику безопасности. Перестроить обучающихся в три колонны. | Описывать технику изучаемых игр и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игры в организации активного отдыха. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности. | Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя и одноклассников по исправлению ошибок. Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую | Общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решении задач. Уметь учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон. Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Взаимодействовать со сверстниками и при этом соблюдать технику безопасности Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения и выполнения работы одноклассников Уметь организовать и провести игру |
Заключительный (5 мин.) | | | | | |
1.Построение 2. Упражнение на внимание 3.Подведение итогов
4.Домашнее задание | Восстановить дыхание. Проверить степень усвоения обучающимися УЗ Ставим УЗ на дом | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке УЗ | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ | Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей |
Подвижные игры с элементами лапты
Подстенка
Подготовка. Занимающиеся в составе не более четырех человек встают друг за другом лицом к стене на расстоянии 5–6 м от нее. Первый игрок бросает мяч в стену, а стоящий за ним ловит его и тоже бросает в стену, а ловит первый игрок. Затем он снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока, который выполняет то же задание. Первый игрок ловит мяч и снова бросает его так, чтобы тот, отскочив, перелетел через головы всех участников и достиг четвертого игрока, который должен поймать его (см. рис. 1).
Рис. 1. Игра «Подстенка»
После этого играющие меняются местами: первый встает на место четвертого, а все остальные смещаются вперед на одну позицию. Игра заканчивается, когда все играющие побывают в роли первого игрока. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч при ловле либо точнее выполнит роль первого игрока.
Правила
1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места и ловить его после отскока от площадки.
2. Тот, кто не поймал мяч, выходит из игры.
А эту игру можно играть командами.
Вариант 1. Игрок, который не сумел поймать мяч, подбирает его и со своего места продолжает выполнять задание. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на все задание.
Вариант 2. Играют две команды по 8–10 человек. Участники встают в колонну лицом к стене на расстоянии 2 м от нее. Перед ними чертят линию (см. рис. 2). По сигналу первые номера бросают мяч в стену, быстро отходят и встают за последними игроками своих команд. Отскочивший от стены мяч ловят вторые номера, также бросают его в стену и уходят назад, и так до тех пор, пока мяч снова не окажется у первых номеров. Если игрок уронил мяч, он его поднимает, встает на свое место и продолжает игру. Выигрывает команда, которая быстрее закончит игру или будет иметь меньше потерь мяча.
Рис. 2. Вариант игры «Подстенка»
Правила
1. При броске и ловле мяча можно сходить с места, но не переступать черту.
2. Прежде чем ловить мяч, играющий должен быстро подойти к черте.
3. Разрешается ловить мяч после отскока от пола.
Методические указания. Успех зависит от умения играющих бросать и ловить мяч, поэтому команды должны быть равными по силам. По договоренности игроки могут выполнять задания различной сложности:
– ловить мяч одной рукой;
– то же после отскока от пола;
– бросать мяч в стену из-под ноги и т.д.
Перебрасывание теннисного мяча
Подготовка. Играющие делятся на две команды численностью не более 10–12 человек и выстраиваются друг напротив друга в шеренги вдоль линии с дистанцией 3–5 м (см. рис. 3).
Рис. 3. Перебрасывание теннисного мяча
Описание игры. По жребию право начинать игру получает участник одной из команд. Он называет по имени одного из игроков противоположной команды и бросает ему мяч. Тот ловит мяч и сразу же перебрасывает его на противоположную сторону, также называя имя того, кому предназначен мяч. Если участник не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжить игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.
Правила
1. При ловле мяча играющий не должен заступать за черту.
2. Игрок, который не поймал мяч, выходит из игры.
3. Не разрешается держать мяч в руках дольше 2–3 сек. Если это происходит, мяч переходит к другой команде.
Методические указания. Если в игре принимает участие более 20 человек, нужно использовать несколько мячей. Для повышения интереса можно оговорить следующее условие: прежде чем поймать мяч, игрок должен сделать какое-то движение: например, сделать хлопок над головой, за спиной, перед грудью и т.п.
Ловцы и перебежчики
Подготовка. На площадке размером 15×25 м, отступив на 1 м от лицевых линий, чертят три круга в виде мишеней. Диаметр наружного круга составляет 3 м, внутренних – 2 м и 1 м соответственно. В центре площадки чертят еще один круг диаметром 1 м.
Играющие надевают нарукавные повязки или манишки. Первые номера – ловцы – встают в середину кругов, начерченных вблизи лицевых линий. Между большим и средним кругом находятся четыре человека защищающейся команды – перехватчики. Остальные – игроки поля – произвольно располагаются на площадке (см. рис. 4).
Рис. 4. Игра «Ловцы и перебежчики»
Описание игры. Преподаватель бросает теннисный мяч вверх с центра площадки между двумя игроками соперничающих команд. Каждый из них старается отбить или перебросить мяч своему ловцу так, чтобы тот сумел поймать его с лета. Вокруг него стоят перехватчики из другой команды, которые стараются помешать соперникам, отбивая мяч своим игрокам, а те, в свою очередь, стремятся перебросить его своему ловцу. После того как ловец одной из команд поймает мяч, команда получает одно очко, и игра возобновляется с центра площадки. Побеждает команда, которая наберет больше очков. Игра состоит из двух периодов по 20 мин. каждый.
Правила
1. Разрешается отбивать мяч ладонью.
2. Ходить и бегать с мячом разрешается не более трех шагов.
3. Игроки-перехватчики не имеют права заходить за линии очерченных кругов.
4. Мяч, который вышел за пределы площадки, участник вводит в игру у места пересечения мячом линии площадки.
5. В случае нарушения правил один из игроков по сигналу выполняет пятиметровый бросок мяча, встав в 5 м от своего ловца. Остальные игроки не могут заходить за линию броска. Перехватчики, в свою очередь, имеют право отбивать мяч.
6. После того как ловец поймал мяч, он меняет одного из своих перехватчиков, а тот выходит играть в поле.
Лапта с препятствиями
Играют, как в обычную беговую лапту, но по пути перебежек от линии дома до линии кона устанавливают три препятствия, которые обязательно должны преодолевать перебегающие:
– ограниченный двумя линиями ров шириной 2,5 м, который необходимо перепрыгнуть;
– стойки с натянутой на высоте 80 см веревочкой, через которую необходимо перелезть;
– гимнастический конь, через который необходимо перепрыгнуть любым способом.
По возвращении с линии кона участники не преодолевают препятствия, а обегают их. Игрок, который не сумел преодолеть препятствие, уходит обратно за линию дома (см. рис. 5).
Методические указания. Необходимо проинструктировать играющих о технике безопасности при перебежках и преодолении препятствий.
Рис. 5. Игра «Лапта с препятствиями»
Список литературы
1. Ахмеров Э.К., Бобровин Э.И., Геллер Е.М., Кудряшов В.А. Спорт и подвижные игры в школе – Минск, 1968. – 134 с.
2. Борисов В.И., Костарев А.Ю., Фокин С.О., Щемелинин В.И. Русская лапта: Правила соревнований – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 38 с.
3. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Безруков Ю.А. Методика обучения студентов игре «Русская лапта» в условиях спортивного зала // Проблемы физического воспитания студентов: сб. науч. трудов. – Уфа: Государственный педагогический институт, 1987. – С. 14–18.
4. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Усманов В.Ф., Щемелинин В.И. Русская лапта. Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки: учеб. Пособие – М., 2006. – 146 с.
5. Васильев Г.А., Васильев В.Г. От игры к спорту: сб. эстафет и игровых заданий. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 151 с.
6. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практ. пособие. – 2-е изд. стереотип. Минск: Вышэйшая школа, 1994. – 319 с.
7. Раухмауль З. 100 маленьких игр. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 94 с.
8. Русская лапта: Правила соревнований / под ред. В.И. Борисова. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 38 с.
9. Яковлев В.Г. Подвижные игры учащихся. – М.: Учпедиздат, 1957. – 84 с.