СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка решения педагогического кейса (обобщающее занятие внеурочной деятельности в 4 классе по теме: «Доходы семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование одного из видов функциональной грамотности школьников - финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Разработка решения педагогического кейса (обобщающее занятие внеурочной деятельности в 4 классе по теме: «Доходы семьи»»





Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Ольшанская основная школа Смоленского района Смоленской области




Разработка решения педагогического кейса



(обобщающее занятие внеурочной деятельности

в 4 классе по теме: «Доходы семьи»)

функциональная грамотность: финансовая грамотность





Каргина Анастасия Владимировна
















Смоленск

2022г.


Введение.


Цель проекта: повышение начального уровня финансовой грамотности обучающихся посредством освоения ими базовых понятий.

Задачи проекта:

1.     Изучить программу учебного предмета «Финансовая грамотность» для начальной школы.

2.     Выбрать оптимальные планируемые результаты, понимания личной ответственности за принимаемые решения.

3.     Разработать методический инструментарий для достижения поставленной цели в соответствии с разработанной характеристикой занятия.

4.     Составить методическую разработку обобщающего занятия внеурочной деятельности по теме “Доходы семьи” в 4 классе.

5.     Оформить проект и презентацию проекта в соответствии с требованиями.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что деньги являются важнейшим атрибутом семьи. Деньги необходимы для того, чтобы обеспечить существование семьи. А дети, как члены семьи, как потребители, должны понимать роль доходов, роль рационального использования денежных поступлений в семейный бюджет, пути повышения доходов и способы их сбережения. 

Основная часть.

Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса


Легенда педагогического кейса


В сельской полнокомплектной школе необходимо провести обобщающее занятие для внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса в количестве 23 человек. В вашем распоряжении находятся учебный класс с партами и стульями и стационарный компьютер с выходом в интернет, меловая доска. На занятие отводится 45 минут. К психолого-педагогическим характеристикам целевой группы можно отнести следующее: в основном дети из семей сельских рабочих с низким и средним достатком. Дети конфликтные, задирчивые, не умеют решать межличностные и межгрупповые конфликты.



Первое проектное задание

Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение

Как влияет на выбор методики



Условия кейса

Возможности

Ограничения и риски

1

сельской полнокомплектной школе

учебный класс с партами и стульями

дети из семей сельских рабочих с низким и средним достатком

2

обобщающее занятие

стационарный компьютер с выходом в интернет

дети конфликтные, задирчивые

3

внеурочной деятельности

меловая доска

не умеют решать межличностные и межгрупповые конфликты.

4

обучающихся 4 класса

45 минут


5

количество 23 человек



6

45 минут



7










1

2

3

4

5

6

7

Г

А

А

А

В

А

АЕ

Наполнение легенды:


Планируемый результат

Обучающиеся по результатам педагогического воздействия будут:

Знать / понимать:


усвоение понятий: семейный бюджет, доход, расход;

изучить структуру семейного бюджета.

Иметь установку на / установку о том, что:

деньги зарабатываются трудом человека; 

понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

Уметь (предметные жизненные умения):

находить общую сумму доходов на условных примерах;

определять источники доходов

Уметь (метапредметные умения):

владеть элементарными способами решения задач творческого характера;

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;      

компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата.



Второе проектное задание

Содержание финансовой грамотности

Понятия/знания и представления о:

Знать источники доходов семьи.


Личностные характеристики и установки:

Понимать происхождение доходов, понимать то, что деньги зарабатываются трудом


Способы деятельности:

Умение рассчитывать доходы семьи.



Идея решения: как учитываются условия кейса при построении учебной деятельности обучающихся

Как преодолеваются ограничения и риски

Учитывая особенности детей, в течение занятия проводится мотивация детей на плодотворную и интересную работу, а также дается четкая инструкция действий к каждому заданию.

Как используются имеющиеся возможности

Результативность при обобщении темы достигается благодаря деятельному подходу, когда обучающиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, работу в группах, игру).

Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый (эвристический), практический.


Методические приемы

Дерево поддержалок», мозговой штурм, работа в группах, кластер, игровой момент, консультация учителя

Используемые образовательные ресурсы

Основные

компьютер с выходом в интернет, меловая доска

Дополнительные

раздаточный материал «Доходы семьи», «Источники доходов», «Что могут дети», «Правила работы», конверты, ватман, ножницы, клей, фломастеры, маркеры, клей – на каждую группу


План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов (в т. ч. презентации)

Этапы

Ожидаемые результаты

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Методы

1.                  Организационный момент

Настрой учащихся на работу

Приветствие

Словесный,

наглядный

2.                  Мотивация учебной деятельности учащихся.

Готовность учащихся к проведению игры

Прием «Древо поддержек» подведение к теме урока

Словесный, частично-поисковый

3.                  Постановка целей и задач

Понимают определение «доходы», правила игры

Размышляют, с помощью учителя формулируют тему урока

Частично-поисковый

4.                  Обобщение и закрепление материала

 Обучающиеся договариваются, подсчитывают доход и оформляют «Лист семейных доходов».

 

Для решения учебной проблемы обучающимся предлагает поделиться на команды-семьи, состоящие из 6 человек

1. «Доходы семьи»

2. «Что могут дети».

3.«Источники доходов».

4. Групповая работа с представлением результатов и защитой выводов, общее обсуждение.

Частично-поисковый, практический

5. Рефлексия (подведение итогов)

Анализируют свою деятельность

Выбор «монеток»

Наглядный, словесный.


Заключение


Проект содержит методическую разработку по теме «Доходы семьи». На данном занятии закреплено понимание рационального подхода к планированию доходов, отработан навык их подсчета. В ходе урока приобретены следующие умения: извлекать информацию из предложенного источника, работать в команде, преобразовывать модели для решения конкретных задач, делать выводы и принимать осознанные решения. Разработка может быть использована для формирования у участников мероприятия компетенции грамотно выстраивать стратегию финансового поведения. Результатом проекта является понимание учащимися способов разумного управления доходами семьи и применение знаний, о их грамотном использовании.

 

Список литературы и интернет-источников


УМК по финансовой грамотности:

Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-obobshayushego-zanyatiya-vneurochnoj-deyatelnosti-v-4-klassepo-teme-dohody-semi-5515765.html


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/04/zanyatie-kruzhka-finansovaya-gramotnost-po-teme-semeynyy





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!