Просмотр содержимого документа
«Разработка решения педагогического кейса (обобщающее занятие внеурочной деятельности в 4 классе по теме: «Доходы семьи»»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Ольшанская основная школа Смоленского района Смоленской области
Разработка решения педагогического кейса
(обобщающее занятие внеурочной деятельности
в 4 классе по теме: «Доходы семьи»)
функциональная грамотность: финансовая грамотность
Каргина Анастасия Владимировна
Смоленск
2022г.
Введение.
Цель проекта: повышение начального уровня финансовой грамотности обучающихся посредством освоения ими базовых понятий.
Задачи проекта:
1. Изучить программу учебного предмета «Финансовая грамотность» для начальной школы.
2. Выбрать оптимальные планируемые результаты, понимания личной ответственности за принимаемые решения.
3. Разработать методический инструментарий для достижения поставленной цели в соответствии с разработанной характеристикой занятия.
4. Составить методическую разработку обобщающего занятия внеурочной деятельности по теме “Доходы семьи” в 4 классе.
5. Оформить проект и презентацию проекта в соответствии с требованиями.
Актуальность темы обусловлена тем, что деньги являются важнейшим атрибутом семьи. Деньги необходимы для того, чтобы обеспечить существование семьи. А дети, как члены семьи, как потребители, должны понимать роль доходов, роль рационального использования денежных поступлений в семейный бюджет, пути повышения доходов и способы их сбережения.
Основная часть.
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Легенда педагогического кейса В сельской полнокомплектной школе необходимо провести обобщающее занятие для внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса в количестве 23 человек. В вашем распоряжении находятся учебный класс с партами и стульями и стационарный компьютер с выходом в интернет, меловая доска. На занятие отводится 45 минут. К психолого-педагогическим характеристикам целевой группы можно отнести следующее: в основном дети из семей сельских рабочих с низким и средним достатком. Дети конфликтные, задирчивые, не умеют решать межличностные и межгрупповые конфликты. |
Первое проектное задание |
Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение | Как влияет на выбор методики | Условия кейса | Возможности | Ограничения и риски | 1 | сельской полнокомплектной школе | учебный класс с партами и стульями | дети из семей сельских рабочих с низким и средним достатком | 2 | обобщающее занятие | стационарный компьютер с выходом в интернет | дети конфликтные, задирчивые | 3 | внеурочной деятельности | меловая доска | не умеют решать межличностные и межгрупповые конфликты. | 4 | обучающихся 4 класса | 45 минут | | 5 | количество 23 человек | | | 6 | 45 минут | | | 7 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Г | А | А | А | В | А | АЕ | Наполнение легенды: | |
Планируемый результат | Обучающиеся по результатам педагогического воздействия будут: Знать / понимать: усвоение понятий: семейный бюджет, доход, расход; изучить структуру семейного бюджета. Иметь установку на / установку о том, что: деньги зарабатываются трудом человека; понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); Уметь (предметные жизненные умения): находить общую сумму доходов на условных примерах; определять источники доходов Уметь (метапредметные умения): владеть элементарными способами решения задач творческого характера; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата. |
Второе проектное задание |
Содержание финансовой грамотности | Понятия/знания и представления о: Знать источники доходов семьи. Личностные характеристики и установки: Понимать происхождение доходов, понимать то, что деньги зарабатываются трудом Способы деятельности: Умение рассчитывать доходы семьи. |
Идея решения: как учитываются условия кейса при построении учебной деятельности обучающихся | Как преодолеваются ограничения и риски Учитывая особенности детей, в течение занятия проводится мотивация детей на плодотворную и интересную работу, а также дается четкая инструкция действий к каждому заданию. Как используются имеющиеся возможности Результативность при обобщении темы достигается благодаря деятельному подходу, когда обучающиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, работу в группах, игру). |
Методы обучения | Словесный, наглядный, частично-поисковый (эвристический), практический. |
Методические приемы | Дерево поддержалок», мозговой штурм, работа в группах, кластер, игровой момент, консультация учителя |
Используемые образовательные ресурсы | Основные компьютер с выходом в интернет, меловая доска Дополнительные раздаточный материал «Доходы семьи», «Источники доходов», «Что могут дети», «Правила работы», конверты, ватман, ножницы, клей, фломастеры, маркеры, клей – на каждую группу |
План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов (в т. ч. презентации) | Этапы | Ожидаемые результаты | Типы заданий контрольно-измерительных процедур | Методы | 1. Организационный момент | Настрой учащихся на работу | Приветствие | Словесный, наглядный | 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Готовность учащихся к проведению игры | Прием «Древо поддержек» подведение к теме урока | Словесный, частично-поисковый | 3. Постановка целей и задач | Понимают определение «доходы», правила игры | Размышляют, с помощью учителя формулируют тему урока | Частично-поисковый | 4. Обобщение и закрепление материала | Обучающиеся договариваются, подсчитывают доход и оформляют «Лист семейных доходов». | Для решения учебной проблемы обучающимся предлагает поделиться на команды-семьи, состоящие из 6 человек 1. «Доходы семьи» 2. «Что могут дети». 3.«Источники доходов». 4. Групповая работа с представлением результатов и защитой выводов, общее обсуждение. | Частично-поисковый, практический | 5. Рефлексия (подведение итогов) | Анализируют свою деятельность | Выбор «монеток» | Наглядный, словесный. | |
Заключение
Проект содержит методическую разработку по теме «Доходы семьи». На данном занятии закреплено понимание рационального подхода к планированию доходов, отработан навык их подсчета. В ходе урока приобретены следующие умения: извлекать информацию из предложенного источника, работать в команде, преобразовывать модели для решения конкретных задач, делать выводы и принимать осознанные решения. Разработка может быть использована для формирования у участников мероприятия компетенции грамотно выстраивать стратегию финансового поведения. Результатом проекта является понимание учащимися способов разумного управления доходами семьи и применение знаний, о их грамотном использовании.
Список литературы и интернет-источников
УМК по финансовой грамотности:
Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Корлюгова, Ю. Н. К66 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-obobshayushego-zanyatiya-vneurochnoj-deyatelnosti-v-4-klassepo-teme-dohody-semi-5515765.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/04/zanyatie-kruzhka-finansovaya-gramotnost-po-teme-semeynyy