СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории для 10 класса "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории для 10 класса "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права"»

Предмет, класс

История. 10 класс.

Дата:

Тема учебного занятия

Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

Форма учебного занятия

Комбинированный (урок-исследование)

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные


формирование интереса к изучению социально-экономического  устройства   России в пореформенный период

формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся

Выявить основные тенденции развития экономики  России во второй половине XIX века.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные


обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права

организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач; инициирование устных ответов учащихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права

      Учебная исследовательская задача: доказать или опровергнуть гипотезу: реформа способствовала подъему  социально-экономического развития России

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные


самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие   речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы;

Усвоение  учащимися   сведений об уровне социально-экономического развития России в после отмены крепостного права

Оборудование урока

Интерактивная презентация к уроку, АРМ учителя.

Историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.







План - конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание и мотивация

В начале урока создается мотивация к изучению нового материала

Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?», вносится «Синий ящик»

Итак, перед вами синий ящик.

Вопросы учителя:

  1. То, что находится в синем ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в синем ящике?

(МАНИФЕСТ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ КРЕСТЬЯН»

  1. Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?


  1. Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?

С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.


- Внимательно прочитайте тему урока. О чем будет идти речь?
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА (СЛАЙД 2)


III. Актуализация знаний:

- Раскроем содержание терминов, содержащихся в теме урока.

С отменой крепостного права Россия с своем социально-экономическом развитии начинает переходить из стадии феодализма в капиталистическую стадию.
IV. Первичное усвоение учебного материала
- Работа по схеме - охарактеризуем каждый строй (слайд 3)


- Проанализируйте схему в контексте темы урока. 
- Какие вопросы возникли?
(Как происходил переход? Что нового получилось? Остались ли пережитки феодализма? Где? В каких отраслях?)


Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?

Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.

Экран – гипотеза (слайд 4)


слайд 1






Формулировка основной цели урока, темы урока.

Характеризуют термины:

Социальный строй – состав общества, система отношений внутри общества.

Экономический строй – организация производства и торговли в стране.

Работа по слайду 3
Устная формулировка вопросов (да – нет)

V. Осознание и осмысление учебного материала.

Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, нам нужно выяснить УРОВЕНЬ ………. (слайд 5) - учебные задачи урока

Называются учебные задачи урока:

1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

2. Выяснить уровень развития промышленности и торговли в пореформенное время.


Ребята, вы будете работать в 2-х группах

(Группы образованы: столы поставлены попарно, учащиеся уже за столами). Названия групп соответствуют плану урока и обозначены на карточках на столах, задания, дополнительный материал, паруса для корабля также на столах.
Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

Вторая группа промышленников и торговцев. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности и торговли


Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.

Модель капитализма можно представить в виде - корабля.

Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы заготовки парусов трех цветов.

Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.


VI. Систематизация знаний и умений.

Работа учащихся по группам

На выполнение задания учащимся дается 10 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

VII. Применение знаний и умений - представление групповых работ учащихся


Работа в группах. Подготовка ответов на вопросы. Демонстрация своих знаний.










Работа учащихся по группам

  1. Развитие сельского хозяйства

Алгоритм работы

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр390 - 393

  2. вопросы:
    - у кого остались скот и инвентарь после реформы?
    - что такое отработки?
    - какие пережитки феодализма (крепостничества) остались?
    - чего не дала реформа крестьянам?
    - что такое гражданские права?
    - какие изменения претерпела крестьянская община, в чем ее значение?

  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту

Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса

Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых «отрезков».

В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).

Развитие промышленности и торговли
Алгоритм работы

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.393 - 396

  2. вопросы:
    - ждали ли промышленники реформы, зачем?
    - каковы предпосылки ж/д строительства?
    - каковы причины заинтересованности властей в ж\д строительстве?
    - откуда и куда строились ж/д?
    - каковы временные рамки и суть понятия «железнодорожный бум»?
    - в интересах каких сфер строились ж/д?
    - каково значение ж/д строительства для экономики страны?

- когда и где стали возникать частные банки?
- каким было значение банков для развития России?

  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту

  2. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.

При работе второй группы, Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

Итог урока.

По цвету парусов корабля «Модель капитализма в России» видны точки зрения учащихся и степень соответствия истине поставленной в начале урока гипотезе. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

«Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества»














1 парус – с/х

2 парус – промышленность, ж/д строительство, финансы и банковская система

(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.


Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)


В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества.

1 парус – с/х 2 парус – промышленность

3 парус – ж/д строительство


Домашнее задание
§ 32 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины, даты.

Рефлексия: продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…


Приложение 1

  1. Развитие сельского хозяйства

Алгоритм работы

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр390 - 393

  2. вопросы:
    - у кого остались скот и инвентарь после реформы?
    - что такое отработки?
    - какие пережитки феодализма (крепостничества) остались?
    - чего не дала реформа крестьянам?
    - что такое гражданские права?
    - какие изменения претерпела крестьянская община, в чем ее значение?

  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту

  2. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса

1 парус – с/х

2 парус – промышленность, ж/д строительство, финансы и банковская система


(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.


Зеленый цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)

  1. Развитие промышленности и торговли
    Алгоритм работы

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.393 - 396

  2. вопросы:
    - ждали ли промышленники реформы, зачем?
    - каковы предпосылки ж/д строительства?
    - каковы причины заинтересованности властей в ж\д строительстве?
    - откуда и куда строились ж/д?
    - каковы временные рамки и суть понятия «железнодорожный бум»?
    - в интересах каких сфер строились ж/д?
    - каково значение ж/д строительства для экономики страны?

- когда и где стали возникать частные банки?
- каким было значение банков для развития России?

  1. Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту

  2. Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.



1 парус – с/х

2 парус – промышленность, ж/д строительство, финансы и банковская система


(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.

У каждой группы заготовки парусов трех цветов.


Зеленый цвет - Российская империя встала на путь капитализма.

Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.

Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)



Приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!