СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории в 10 классе "Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича Романова"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории в 10 классе "Внутренняя  и внешняя политика  Алексея Михайловича Романова"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории в 10 классе "Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича Романова"»

Тема урока.

Внутренняя и внешняя политика

Алексея Михайловича Романова.


Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками

Время урока: один учебный час.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников , работа с учебником, раздаточным материалом работа с диаграммой, заполнение таблиц.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты « История России в IX-XVII веках”, дидактические материалы, учебные пособия по истории России 10 класс.


 Оформление класса и классной доски:  в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”,

С.В. Иванов “Во времена раскола”)


 Учебные цели и задачи:

 ответить на проблемный вопрос: Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?


Ход урока.


Организационный момент.


Проблемный вопрос прошлого урока:


Почему XVII век называют «бунташным веком»?

А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»?

Какие из рассмотренных форм и методов социального протеста возможны в наши дни?



Задайте вопрос однокласснику по теме урока

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если.


После смерти Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от Евдокии Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» за умение уважать подданных, справедливость и доброту. Именно ему принадлежат слова, ставшие поговоркой: делу – время, потехе – час. Приятной наружности, пышущий здоровьем, добродушный, веселого нрава, новый царь был благочестив, ревностно соблюдал все религиозные предписания, слыл примерным семьянином, любил охоту. Интересно, Алексей Михайлович – первый русский царь, подписывающий документы собственноручно.


- Назовите итоги правления Михаила Федоровича ?

(ответ: К 1645г. Страна поднялась из руин Смутного времени. Стабилизировалось хозяйство, была создана боеспособная армия. Царская власть укрепилась. Династия Романовых была признана за рубежом).


- Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем - Алексеем Михайловичем Романовым?

(ответ: Продолжить дело своего отца. Укрепление власти царя. Подъем экономики, на что нужны были большие денежные средства. Возвращение утраченных территорий).


Эти задачи мы делаем пунктами плана урока.

План

  1. Укрепление власти царя.

  2. Возврат утраченных в смутное время земель.


В конце нашего урока давайте ответим на вопрос:

Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним и страной задачи?


Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича, который много сделал для восстановления былого богатства и могущества православной церкви – строились заново разрушенные храмы, восстанавливались разрушенные монастыри. В иконописных мастерских возобновлялась работа. При царе Алексее Михайловиче патриархом был избран Никон. Родом он был из крестьянской семьи. Узнав об учености Никона, Алексей Михайлович предложил избрать Никона патриархом Русской православной церкви. Патриарх Никон был из крестьянской семьи. У него рано умерла мать, а мачеха его не любила, она его постоянно ругала и наказывала. Именно поэтому когда он подрос, ушёл в монастырь, где упорно учился и много молился. После избрания Никона патриархом он сразу же приступил к проведению церковной реформы.


Предлагаю классу разделиться на две группы - 1 вариант - будет искать ответ в соответствии с первым мнением – ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА НЕ НУЖНА,

2 вариант - ЦЕРКОНАЯ РЕФОРМА НУЖНА - в соответствии со вторым мнением;


Церковная реформа нужна


Церковная реформа не нужна


1.Потребность унифицировать богослужение и обряды, практикуемые Русской православной церковью, 2.Необходимость исправить богослужение и обряды,

3.Поднять образовательный уровень церковнослужителей.

1.Только в России сохранилось истинное православие (Москва – третий Рим);

2. Богослужение и обряды привычны и заучены столетиями

3.Нельзя отнимать привычный образ жизни церковнослужителей


Вариант 2

Ученики работают по вариантам, обсуждают проблему, окончательный вариант записывают на доске:

Решение проблемы 1-е:

Церковная реформа необходима:

1) разночтение в богослужебных книгах

2) как правильно креститься

3) как правильно совершать крестный ход

4) нарушение священниками церковного устава

5) претензии России на лидерство в православном мире


Решение проблемы 2-е:

Церковная реформа не нужна:

1) в Х веке существовало два устава - иерусалимский и константинопольский, в которых крестились соответственно двумя и тремя перстами. Русь приняла христианство по константинопольскому уставу

2) в споре о том, как совершать крестный ход по солнцу или против движения – пережитки язычества

3) ошибки нужно исправлять по церковным книгам Х века, а не новым

4) следить за исполнением решений Стоглавого собора

5) только в России сохранилось истинное православие.


Обсуждаются оба решения, учащиеся высказывают свои мнения, задают друг другу вопросы.


Патриарх Никон решил провести церковную реформу, потому что в церковных книгах было много ошибок, и было решено исправить и привести православные обычаи в соответствии с греческими правилами.



Учитель:

В чем заключались изменения при проведении церковной реформы?


Учащиеся:

Изменения церковной реформы заключались: Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Единоголосие во время службы


Учитель:

Но людям не хотелось менять обычаи отцов и дедов, даже если они не соответствуют греческой христианской культуре. И поэтому многие стали выступать против церковных реформ Никона. И на защиту старины встал протопоп Аввакум. Вокруг него стали собираться противники никоновских реформ. Аввакум призывал людей вернуться к старым церковным обрядам. Поэтому сторонников Аввакума стали называть старообрядцами. Многие люди и священнослужители не признавали нововведений Никона. Так произошёл раскол Русской православной церкви. Старообрядцы бежали в Сибирь, где основывали целые поселения старообрядцев – скиты. Они строили свои храмы, где продолжали соблюдать старые церковные традиции и обряды


Давайте обратимся к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова».

- Какое историческое событие легло в основу сюжета картины Василия Сурикова?


Учащиеся:

В основу сюжета картины легло такое историческое событие, как раскол в Русской православной церкви. На картине изображено изгнание старообрядчицы.


Учитель:

Посмотрите внимательно и скажите, Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.


- Что означает жест, который показывает боярыня? Почему она его показывает? (Ответ: Жест означает двоеперстие, она хочет показать, что осталась верна старой вере. )


- За что ее арестовали? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона. )


- Каково было отношение властей к сторонникам старой веры? (раскольникам)? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона..


- Как к этому событию относятся люди, находящиеся на улице? (Многие сочувствуют боярыне).


Сторонников Аввакума стали называть старообрядцами или раскольниками. Сторонников старой веры отлучали от церкви. Через некоторое время многие приняли реформу Никона. Но остались те, кто были верны своим взглядам, от преследований они уходили в леса севера, Сибири. Раскольники не успевшие скрыться, сжигали себя на кострах, таким образом погибло около 20 тыс человек


Учитель:

Таким образом, церковная реформа Никона стала причиной раскола верующих. Борьба старообрядцев за возврат к прежним церковным традициям и обычаям стала еще одной формой протеста против властей.


Царь поначалу занимал нейтральную позицию. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.





Учитель:

- Как вы думаете, отреагировал Алексей Федорович на такое предложение?

Ответы учащихся


Действительно, заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. На соборе было определено, что царь решает все вопросы мирской жизни, а патриарх – только дела церковные, и ни о каком совместном правлении речи быть не может. Никону определили жить в Ферапонтовом монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

Это было еще одним свидетельством усиления власти царя.

ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ



Вариант Никона

Вариант Аввакума

Причины

1) Потребность унифицировать богослужение и обряды, практикуемые Русской православной церковью,

2) необходимость исправить богослужение и обряды,

3) необходимость исправить заблуждения и грубые ошибки, проникшие в церковные книги,

4) поднять образовательный уровень церковнослужителей.

Суть реформы

1.взять за основу греческие обряды и богослужебные книги.

2.отмена земных поклонов, креститься следовало тремя перстами.

3.исправление всех икон и иконостасов по греческим образцам.

1.ориентироваться на старорусские церковные тексты.

2.сохранение земных поклонов, креститься двумя перстами.

3.следовать образцам древнерусской иконописи.

Вывод

Программа Никона открывала перспективы сближения с греческим и южнорусским православным миром, оставляла возможность для взаимодействия с европейскими культурными традициями.

Этот вариант обрекал Россию на изоляцию, ревнивое оберегание чистоты русской православной веры.

- Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем - Алексеем Михайловичем Романовым во внешней политике?

(ответ: Продолжить дело своего отца. Укрепление власти царя. Возвращение утраченных территорий).


- Сформулируйте задачи внешней политики России в это время.

1.Возвращение территорий, потерянных в результате Смуты, присоединение украинских и других земель, входивших в состав Древней Руси.

2. Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям.

3. Дальнейшее продвижение на восток.


внешнеполитическая задача

результат

Возвращение территорий, потерянных в результате Смуты, присоединение украинских и других земель, входивших в состав Древней Руси.

Русско-польская война 1654 – 1667гг.


1654г: взяты Дорогобуж, Рославль, сдался Полоцк, пал Смоленск; русские войска заняли значительную часть Белоруссии. Русские войска взяли Минск, Вильно, Ровно и Гродно.

1667г: Андрусовский мир, по которому Россия вернула Смоленск и Северские земли, всю Левобережную Украину, во главе которой вставал гетман, присягнувший России.

Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям.

Война со Швецией 1656 – 1658гг.

Взяты шведские крепости на побережье Балтийского моря. Ригу взять не смогли.

Балтийское море осталось закрытым для русских.

Мирный договор в 1661 в местечке Кадрис, Швеция прекратила оказывать помощь Польше.

Дальнейшее продвижение на восток.

В 1644-1646 г. г. В Поярков спустился по Амуру до Охотского моря и сделал описание реки.

В 1648 г. из Нижнеколымского острога к Анадырю вышла экспедиция под рук. С. Дежнева.

В 1649-1653 г. г.в результате походов

Е. Хабарова были составлены подробные карты Амура.

Нерчинский договор 1689 г. установил границы между Россией и Китаем. К России были присоединены Восточная Сибирь и часть Дальнего Востока.


Русско-польская война 1654 – 1667гг.

Внешние отношения представляли особый интерес для царя. Просьба казацкого сотника Хмельницкого о том, чтобы остановить поляцкую интервенцию, была услышана самодержцем. Земский собор 1653 года принял в подданство украинских казаков и обещал им военную поддержку. В мае 1654 года русские войска выступили в поход и заняли Смоленск. По распоряжению царя, весной 1654 года военные действия были продолжены, и города Ковно, Бродно и Вильно стали русскими.

Была начата шведская война, которая закончилась поражением. Смута в Украине, начавшаяся вскоре после смерти Хмельницкого, требовала возобновления военных действий с Польшей. 8 января 1654 года на Переяславской Раде было окончательно зафиксировано вхождение Украины в Россию. Гораздо позже, в 1667 году, Польша согласилась с новыми границами, и договор о присоединении Украины к России стал признаваться на международном уровне. Успешно велась защита южных границ государства, возводились такие города, как Нерчинск, Иркутск, Селегинск.


Многие решения, связанные с освоением Сибири и расширением территории страны, лично принимал Алексей Михайлович Романов.


Решение проблемного вопроса.

Учитель:

Итак, давайте ответим на вопрос, который ставили в начале урока.

Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?


Итоги правления Алексея Михайловича Романова Результаты правления этого царя можно кратко перечислить так:


  1. расширение территорий России - была присоединена Украина, освоение Сибири;

  2. укрепление самодержавия - власть царя уже не была ограничена Церковью.

  3. церковный раскол;

  4. окончательное закрепощение крестьян;

  5. возникло Соборное Уложение, ставшее началом судейских преобразований в России.

  6. развитие экономики, строительство мануфактур;

  7. развитие светской культуры, появление театра


Правление Алексея Михайловича подготовило почву для последующих реформ его сына Петра I.


ДЗ: параграф 7, знать даты урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!