Этапы урока
Вступительная часть (7 мин)
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И урок наш начинаем!
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайся все понять,
Все запомнить, и узнать
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости!
- Мы рады приветствовать гостей в нашем классе.
- Я вижу, вы готовы к уроку математики.
- Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
- Я тоже желаю вам удачи на уроке, чтобы все у вас получилось.
- Покажите смайлик, какое настроение у вас в начале урока.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что оно сохранится на протяжении всего урока.
- Садитесь девочки, садитесь мальчики.
-Урок математики я хотела бы начать с афоризма древнегреческого ученого Архимеда «Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Да, математика даст знания, которые будут являться ключами к важным жизненным вопросам.
Девиз урока:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.
- Сегодня на урок математики к нам пожаловала кто? (Мудрая сова)
- Она неслучайно посещает наши уроки математики. Потому, сова символ чего? (Мудрости, знаний, науки). А математика Царица всех наук.
- Покажем сове как мы хорошо работаем на уроке?
- Над какой большой темой мы работали на протяжении последних уроков? (Деление с остатком)
- Что нового узнали? (Что при делении может быть остаток, остаток не может быть больше делителя. Если делимое меньше делителя, то частное будет равно 0, а в остатке будет число равное делимому)
- Что научились делать? (Делить с остатком, проверять деление с остатком, решать задачи на деление с остатком)
А что делают после изучения чего-либо? (Закреплять полученные знания)
- Именно. Сегодня мы будем закреплять полученные знания.
М.В. Ломоносов сказал: «Математику уже за то учить нужно, что она ум в порядок приводит».
Вот и мы сегодня приведём в порядок, обобщим знания.
-Кто догадался, какая тема урока сегодня. Она повторяется после изучения группы тем?
-Да, тема нашего урока «Что узнали. Чему научились. Деление с остатком».
- Какую цель урока мы поставим?
Цель: Закреплять умение выполнять деление с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи.
- Давайте составим план урока по опорным словам на доске:
- Наш урок мы сегодня проведём в виде игры «Битва умов». В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свои достижения с помощью цветкавыбранного вами солнышка. Если вам легко было справиться с выполнением предложенного задания, то лепесток цветка лучик солнца раскрасьте зелёным цветом, были небольшие затруднения, но подумав, вы с ним справились- оставьте лучик жёлтым, а если задание оказалось вам не по силам, раскрасьте красным цветом. (В течение урока я буду тоже оценивать наши общие достижения по каждому этапу, добавляя лучики: зелёные, жёлтые, красные к моему солнышку.) В конце урока мы посмотрим каких лепестков лучиков больше.
Начнем урок с «Мозгового штурма»
1. Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное).
2. Как найти делимое, делитель? (Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель; чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное).
3. Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель).
4. Какие числа получатся в остатке, если делитель равен 4; 5 ? (Делитель 4, остатки: 3,2,1,0; делитель 5, остатки: 4,3,2,1,0.)
5. Может ли остаток быть больше делителя? (Нет, не может.)
6. Может ли остаток быть равен делителю? (Нет, не может.)
- Откройте ваши тетради. Запишите число и Классная работа.
- Каллиграфическая минутка -
- Итак, первое задание – математический диктант. Поставьте знак «+», если согласны с высказыванием, знак «-», если не согласны.
Математический диктант
Частное чисел 40 и 20 равно 20. ( - )
Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. ( + )
При делении на 3 могут получиться остатки 1, 2, 3. ( - )
Чтобы найти остаток, надо из делимого вычесть частное?( - )
Делимое 60, делитель 5, частное 12. ( + )
Произведение чисел 14 и 6 равно 20. ( - )
Если 42 разделить на 5, получим частное 8 и остаток1. ( - )
Число 3 меньше, чем 69, в 23 раза. ( + )
(Проверка.)
- Посчитайте плюсы и минусы и оцените свои успехи в устном счёте. Раскрасьте лепесток цветка.
2. Как говорил В.М. Ломоносов «приведём ум в порядок» и вспомним алгоритм деления с остатком. (карточки на доске).
Расставьте карточки по порядку, соединив начало предложения с концом.
1. Определить компоненты деления.
2. В делимом определить какое самое большое число можно разделить на делитель без остатка.
3. Выполнить деление, результат записать в частном.
4. Вычислить остаток, для этого из делимого вычти то число, которое разделили без остатка на делитель.
Оцените свои успехи в составлении алгоритма деления с остатком. Раскрасьте лепесток цветка.
Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
- Какое основное правило нужно знать при нахождении остатка. (Остаток меньше делителя)
3. Следующее задание – заполните таблицу.
-«Ум-хорошо, а два-лучше».
Приступаем к заполнению таблицы, работаем в паре.
Делимое | 27 | 48 | | 9 | | 58 | 39 | 69 | |
Делитель | 6 | | 5 | | 8 | 6 | 6 | | 7 |
Частное | 4 | 9 | 7 | 2 | 6 | 9 | | 9 | 8 |
Остаток | | 3 | 4 | 1 | 4 | | 3 | 6 | 5 |
- Каким способом можно выполнить деление с остатком? (Вспомнить наибольшее число из таблицы умножения, которое делится на делитель, или найти частное методом подбора).
- Как найти при делении с остатком неизвестный делитель? (Из делимого вычесть остаток и разделить на частное).
- Как найти делимое при делении с остатком? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток).
Начало таблицы выполняется коллективно, после чего учащиеся продолжают самостоятельно. (Взаимопроверка.)
- Оцените свои успехи в заполнении таблицы. Раскрасьте лепесток цветка.
- А сейчас выполним физкультминутку.
Очень тихо встаем с места.
Я называю выражения, если ответ получается без остатка – то тянемся вверх, если с остатком – приседаем.
25:5=5 (вверх) 63:7= 9(вверх)
37:6=6 (ост.1)- приседаем 67:8=8(ост. 3)- приседаем
48:8= 6 –вверх 21:3=7(вверх)
83:9=9 (ост.2)- приседаем 43:20=2(ост. 3)- приседаем
«Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет»
4.- А сейчас поработаем в учебнике. Открываем учебники на с. 33. Решим задачу № 5 на стр. 33. Прочитайте её.
«Надо упаковать 86 кубиков в коробки по 10 штук в каждую. Сколько таких коробок потребуется? Сколько кубиков останется?»
- Что в задаче известно? Что нужно найти?
- К какому типу относится задача? (к табличному)
- Кто сможет записать краткую запись и решение на доске?
-Кому понятна задача, может решать самостоятельно, у кого возникли проблемы решает вместе с нами, с опорой на доску.
-Оцените свои успехи в решении задачи. Раскрасьте лепесток цветка.
-5. Пришло время доказать, что вы в математике сильнейший. Для этого нужно решить индивидуальную карточку. У вас на парте лежат карточки, выберите себе самостоятельно, какую вы считаете по вашим силам.
1-й уровень (зелёная карточка) – простой уровень:
2:3=0 (ост. 2)
26:5=5 (ост.1)
50:9=5 (ост. 5)
27:20=1 (ост.7)
33:15=2(ост. 3)
2-уровень (жёлтый цвет)- средней уровень
7:8=0(ост. 7)
40:7=5 (ост. 5)
65:9=7(ост. 2)
48:10=4(ост. 8)
56:21=2(ост.14)
88:39=2(ост. 10)
3-й уровень (красная карточка)- сложный уровень:
8:9=0 (ост. 8)
30:8=3 (ост. 6)
41:7=5 (ост. 6)
39:9=4 (ост. 3)
93:34=2 (ост.25)
: 8 = 4 (ост. 4)
7 : 5 = 9 (ост. )
-Проверьте правильность решения по таблице ответов, поставьте себе оценку, в соответствие с таблицей. Оцените свои достижения на солнышке.
Таблица –ответы |
№ зад. | 1-й Уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
1. | 0(ост.2) | 0(ост.7) | 0(ост.8) |
2. | 5(ост.1) | 5(ост.5) | 3(ост.6) |
3. | 5(ост.5) | 7(ост.2) | 5(ост. 6) |
4. | 1(ост.7) | 4(ост.8) | 4(ост. 3) |
5. | 2(ост.3) | 2(ост.14) | 2(ост. 25) |
6. | | 2(ост.10) | 36 |
7. | | | 47:5=9(ост.2) |
Оценки: «5»-без ошибок «4»-1 ошибка «3»- 2 или 3 ошибки «2» -4 и более ошибок |
- Оцените свои успехи в решении карточки. Раскрасьте лепесток цветка.
Итог урока (4 мин)
– Итак, удалось ли вам на сегодняшнем уроке привести свой ум в порядок?
- Вспомните цель, которую мы поставили в начале урока.
- Как вы думаете, добились ли мы поставленной цели?
- Продолжите фразы (карточки на доске) «Я знаю...», «Я умею...», «Мне понравилось...»
- Как разделить число с остатком?
- Какое правило нужно помнить при делении с остатком?
- Как проверить деление с остатком?
- Пригодятся ли знания по этой теме вам в жизни?
– Умение решать выражения и задачи на деление с остатком выполнять их проверку будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.
- Какие задания на уроке выполняли? («Мозговой штурм», математический диктант, составление алгоритма деления с остатком, заполнение таблицы, решение задачи, индивидуальная работа на карточке)
- Поднимите цветки, те, у кого все лепестки зеленые.
- Поднимите цветки, те, у кого больше желтых лепестков и зеленых.
- Оцените свою работу на уроке на листе самооценке «Лесенка успеха».
- Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получилось сегодня. Мы обязательно вернемся к подобным заданиям еще раз на других уроках.
Домашнее задание. Учебник: стр. 34, № 9, № 10.
Индивидуальное задание сильным учащимся: прочитать ещё раз внимательно рассказ Н.Н. Носова «Мишкина каша» и рассчитать, сколько и каких ингредиентов необходимо для приготовления трёх порций каши.
Учитель сообщает оценки ученикам, полученные за урок. Ученики, получившие за урок оценку «5» считаются победителями в «Битве умов».
- А сейчас давайте смоделируем наше общий «Цветок» «Классное солнышко», которое будет состоять из солнышка, которым вашу работу оценивала я и ваших солнышек. Посмотрите и оцените нашу общую работу.
-Спасибо за урок.
:
Памятка
Как разделить число с остатком.
9. Рефлексия
СМАЙЛИКИ
Подведём сейчас итог,
Что пошло ребятам впрок.
5 вопросов у меня,
Отвечайте-ка, друзья.
Каждый пальчик разомнем.
Рефлексию проведем.
Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)
Оценка урока по «Методу пяти пальцев».
М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.
Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)
С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?
У (указательный) – Кому я сегодня помог?
Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)
показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:
- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!
-Понравился ли вам урок? Почему?
10. Домашнее задание: с. 26 № 5.
Открываем учебники на с. 30 № 4. Прочитайте задачу и дополните её вопросом. (Сколько человек побывало в пятницу в библиотеке?) Решите письменно.(Один ученик решает у доски остальные выполняют в тетради.)
- Ребята, а сейчас мы узнаем, у кого зоркий глаз. Для этого выполним задание в учебнике с. 30 № 5 (устно.) Найдите, не вычисляя, пары выражений с одинаковыми значениями. Проверьте вычислением.
- Решим задание № 1 (письменно). Задача на деление с остатком. (Один ученик выполняет у доски, остальные – в тетради).
- Выполним самостоятельно в тетради № 3 с. 30. Вычислите и проверьте деление умножением.
После этого проводится проверка.
-Чтобы уметь решать выражения на деление с остатком, нужно хорошо знать таблицу умножения. Проверим, как вы это умеете делать.
1. Игра «Молчанка».
Учитель показывает карточку с выражением. Затем, когда все дети показали свой ответ, учитель переворачивает карточку и показывает правильный ответ.
6∙7=42; 9∙4=36; 45:15=3; 96:3=32;
64:8=8; 56:7=8.
-Посчитайте плюсы и минусы и оцените свои успехи в устном счёте.
-Прежде чем начать «Битву умов», давайте, как говорил В.М. Ломоносов «приведём ум в порядок» в вопросе «Деление с остатком».
Поработаем в парах. Решим № 1 стр. 33.
1-й вариант решает 1-ю строчку:
7:6=1 (ост.1)
30:8=3 (ост.6)
41:7=5 (ост.6)
46:9=5 (ост.1)
39:10=3 (ост.9)
2-й вариант решает 2-ю строчку:
7:8=0 (ост.7)
40:7=5 (ост.5)
65:9=7 (ост.2)
46:8=5 (ост.6)
48:10=4 (ост.8)
- Оцените свои достижения при выполнении задания, работая в парах.
Давайте определим, на какой ступени
по знаниям данной темы мы можем с вами
находиться и отметьте себя,
пожалуйста, на лесенке.