Тема Музыка о войне и на войне.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством СалихаСайдашеа
2.Развивающие:развитие интереса к классической музыке; развитие умения анализировать музыкальные произведения; формирование эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки.
3. Воспитательные:воспитание патриотических чувств; воспитание культуры слушания классической музыки.
Тип урока – закрепление
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
2. Принимать учебную задачу, поставленную учителем.
Коммуникативные
1. Отвечать на поставленные учителем вопросы;
2. Использовать в речи небольшие монологические высказывания.
Планируемые результаты:
1. Предметные
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира.
2. Личностные
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
3. Метапредметные
- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда.
Ресурсы:
1. Основные: УМК «Планета знаний», «Музыка»Т.И. Бакланова.
2. Дополнительные: презентация, сигнальные карточки.
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление
3.Проверка готовности рабочего места
Муз.приветствие
- Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте, учитель!
- Добрый день! Добрый день! Заниматься вам не лень?
- Добрый день! Добрый день! Заниматься нам не лень!
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, настроения и уверенности в музыкальных знаниях, так как мы начинаем урок музыки…
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 1. Воспроизведение песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача - Произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения. Звучит 1 куплет песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.(Слушание песни «Священная война».) - Что вы почувствовали, слушая эту музыку?Призыв на борьбу. - Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?Ставит на 1 место патриотизм, вселяет веру. - Это песня – призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. - Как бы вы сформулировали тему урока? - Тема нашего урока «Музыка о войне и на войне». - Как вы думаете, какую роль играли песни на войне? Они отображали настроение человека, его радость и боль, призывали к борьбе и подвигу, передавали мечту о мире и любви. - Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания - войной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. |
У.Какой характер песни«Священная война»
Д.Мелодияэтой песни энергичная,решительная ,маршевая.
Какие выразительные средства использовал композитор при создании этой песни?
Мелодия по типу какая?
Д.Торжественная
У.Лад-(мажорный
Темп-быстрый
Ритм-маршевый
Тембр-высокий
Динамика-громко
Молодцы.Как вы думаете в какое время была написана эта песня до войны,во время войны, после войны.
Д.До войны
У.Почему вы так решили?
Д.Песня начинается словами «Вставай страна огромная,,»
Нужны ли были такие песни в годы войны?Зачем?
Д.Песни придавали солдатам чувства уверенности,боевой дух.
У.Послушайте отрывок ещё одной песни и скажите в какое время была написана эта песня?ТЁМНАЯ НОЧЬ
Д.Во время войны.Она обликала расстояние между домом и фронтом.
У.А теперь объединитесь в одну группу и выполните творческое задание.
Разделите песни на 3 группы
песни, написанные до войны;
песни, написанные во время войны;
песни, написанные после войны.
Проверьте правильность ваших ответов по хронологической таблице.
У.Даны слова ,постройте логические пары и объясните свой выбор.Дети выходят и строят логические пары, объясняя свой выбор:
Художник –картина, живопись
Поэт – поэзия
А кто же сочиняет музыку.
- Ответы учащихся (Музыку сочиняет композитор)
- Как называются такие песни?
- Ответы учащихся (Композиторские песни)
.Следующее задание. На пятиконечной звёздочке напишите имена и фамилии композиторов которые написали музыку к песням военных лет?
Молодцы.
Р.а кто композитор известного марша Красной Армии.?
Салих Сайдашев.
Что вы знаете о композиторе.?.
23 февраля 1929 года в Татарском академическом театре впервые прозвучал «Марш Красной Армии», написанный Салихом Сайдашевым. Под этот марш уходили в 1941 году все призывники нашей республики, а в 1945-м этим маршем встречали тех, кто выжил и вернулся. Сейчас с «сайдашевским маршем» на Казанском вокзале встречают и провожают фирменный поезд «Татарстан».
«Марш Красной Армии» был написан в 1929 году по личной просьбе прославленного командира 1-й Казанской стрелковой дивизии ЯкубаЧанышева. 1-й татарский полк, как еще по-другому называли дивизию Чанышева, должен был участвовать в параде на Красной площади в Москве, и командиру очень хотелось промаршировать под свой особый марш.
Говорят, что когдаСалиха Сайдашева попросили написать это произведение, он ответил отказом: «Нет! Ничего не выйдет, я ведь лирик и хорошего боевого марша не сумею создать». Но он все же взялся за эту задачу, ведь сам принимал активное участие в Гражданской войне.
А где вы этот марш ежегодно слышите.?
9 мая на празднике. Ребята из нашего села ушли на фронт 902 человека. Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные печали и тоски глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями. Из них 455 человек не вернулись в родные дома.
У.Поиграем в игру «Угадай песенку.
В конверте спрятались нотки,а внутри ноток записан текст песни.,вы должны собрать эти нотки,чтобы получилась песенка и пропеть её красиво.
Бравые солдаты
Моя армия
Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?
Д - Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину
Сейчас мы с вами споем песню «Прадедушка», ведь именно наши прадеды подарили нам чистое небо над головой.
Звучит минус песни «Прадедушка».
Видео «Прадедушка»
Рефлексия
VII. Итог урока.
Прозвенел уже звонок,
И закончился урок.
-Смогли ли мы достичь поставленных целей?
У - Какие песни прозвучали на нашем уроке?
Д- песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.
У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?
Д - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.
У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?
Д - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!
-Вспомните свою работу на уроке. Оцените свои ответы (Я), вклад в работу всего класса. И подумайте: что ещё вы можете подобрать дома по теме урока, чтобы все смогли узнать ещё больше песен про Великую Отечественную войну?
На уроке я работал …
Было интересно …
Было трудно …
Теперь я могу …
Мне захотелось …
Моё настроение…
VII. Итог урока.
Прозвенел уже звонок,
И закончился урок.