СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка направлен на изучение темы "Причастие как часть речи". Подобраны разноуровневые задания и задания по активизации познавательного интереса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Причастие как часть речи"»

Гимназия № 1 им. А. Бокейханова

Учитель: Тулегенова А.Т.

Тема занятия: Причастие как особая форма глагола.

Цели занятия:

1. Образовательная - познакомить с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

- научить отличать причастия от слов других частей речи;

- повторить грамматические признаки глагола и прилагательного.

2. Развивающая развивать навык самостоятельной работы при изучении новой части речи;

- работать над обогащением синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

3. Воспитательнаяформировать эстетическое отношение к окружающему миру.

 Задачи:

1.Задачи преподавателя (преподавателей) на занятии:

- помочь учащимся проанализировать информацию и знания о причастии;

- организовать работу учащихся по поиску новых знаний с помощью учебника и дополнительной информации;

- развивать умение находить решение в сложных ситуациях.

2. Задачи студентов на занятии:

- нацелить себя на выполнение предлагаемой работы;

- обобщать полученные знания, информацию;

- отбирать главное, существенное;

- делать выводы и умозаключения.

Тип занятия: закрепление знаний и формирование ЗУН

Вид занятия: практическое занятие.

Сочетание методов и приёмов обучения.

Комплекс методов обучения (проблемный и частично-поисковый) способствует прогнозированию хода занятия, что ведет к достижению поставленной цели: от постановки проблемного вопроса к поиску информации, добывания знаний.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные,

компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.

Перечень знаний, умений и навыков, составляющих компетенции:

Учебно-познавательные – знание правил речевого поведения, умение работать с учебником, овладение навыками совместной деятельности, овладение креативными навыками, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Коммуникативные – навыки работы в группе, умение владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, выступать с устным сообщением, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия.

Информационные - умения работать с информацией, выделять главное, критически оценивать достоверность полученной информации, самостоятельно ориентироваться в информационных потоках.

Общекультурные – способность видеть прекрасное.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, опорный конспект, таймер, карточка «мэнэдж мэт», схемы, раздаточный материал.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Видеоролик «Очень красивые розы».

Преподаватель 1.

Во сне сегодня розы мне приснились.
Я между них гуляла не спеша.
Возможно, это к счастью – вдруг увидеть
Живые розы, словно гроздья из цветного хрусталя.

Преподаватель 2.

Как же приятно на душе после таких удивительно-красивых строк. Так и хочется сказать вам доброе – здравствуйте и услышать в ответ теплое – … (добрый день).

Преподаватель 2.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. Попрошу вас сесть так комфортно, чтобы вы могли видеть меня и экран одномоментно. На партах лежат карточки «мэнэдж мэт, на ней указан номер участника вашей команды. Давайте посмотрим, все ли нашли себя. Поднимите руку участник под номером 1, 2, 3, 4 (студенты поднимают руки по команде).

Структура «мэнэдж мэт» (управление группой, распределение студентов в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться)

Преподаватель 2.

Сегодня очень важно, чтобы мы установили обратную связь. Давайте сделаем так, я сделаю хлопок, чуть позже вы должны будете повторить данный хлопок синхронно. Запомните: хлопок преподавателя - это сигнал на вашу концентрацию внимания.

Структура «хай файв» (концентрация внимания на хлопок преподавателя)

Преподаватель 2.

Обсуждение критериев оценок

Преподаватель 2.

А сейчас, обратите внимание на карточку, которую получил каждый из вас. Поднимите ее вверх, покажите ее друг другу. Спасибо. Теперь послушайте задание: по моему сигналу, каждый из вас должен встать, двигаясь по кабинету и общаясь между собой, создать некие группы, но принцип построения вы выбираете сами. Вы ограничены по времени - 3 мин.

Тихонечко встаньте, задвиньте стулья, пройдите ко мне. Через две минуты я хочу увидеть группы, но сколько будет групп я пока не знаю.

Сигнал «хай файв»

Карточки 1,2,3,4

Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.

Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...

Карточки 5,6,7,8

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...

Карточки 9,10,11,12

Быстро предметы оно сосчитает.

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только:

Это вопросы   который?  и сколько?

Цифры частенько ответ заменяют.

Люди его очень часто склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

Как он зовется? Кто догадается?
Карточки 13,14,15,16

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...

Преподаватель 2.

Молодцы, а теперь, я попрошу вас занять свои рабочие места.

Преподаватель 1.

Сигнал «хай файв»

Давайте вспомним, что такое глагол? Для этого, вам необходимо заполнить диагностическую карту (время выполнения 3 минуты). Парная взаимопроверка 2 мин.


Определите морфологические признаки глаголов


ФИО студента группа

Предложения

Вид

Возвратн.

Наклонение

Лицо

Число

Спряжение

Лиса прячется в норе.







Флаг колеблется на ветру.







Друг выручает из беды.







Трубопровод пересечет дорогу.







Мы быстро выполним задание.







Нурай, наполни ведро водой.







Из сада повеет свежестью.







Посетитель рассматривает картины.









Определите морфологические признаки глаголов


ФИО студента группа

Предложения

Вид

Возвратн.

Наклонение

Лицо

Число

Спряжение

Ты отправляешься на родину.







Мы часто вспоминаем лето.







Они встретились в парке.







Жамиля не дозвонилась другу.







Вы улыбаетесь маме.







Снег тает на солнце.







Вы наблюдаете за радугой.







Алинур любуется природой.








Преподаватель 1.

Красива наша Земля. Каждое время года дарит  Земле свой наряд. Это может быть белая пушистая шубка зимы, пёстрый карнавальный костюм осени, лёгкое зелёное покрывало весны или красивый цветочный сарафан лета. Растение – земли украшение.  Так говорят люди. Одни цветы удивляют лечебными свойствами, чудным запахом, другие – неповторимой формой, третьи – внешним видом. А вот розы, умело нас восхищают своей  красотой. Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. 

Красная роза в саду расцвела,
Всех красотою затмила она.
Яркое пламя ее лепестков
Заворожило все царство цветов…


Осыпаются розы в садах,
Стройный клён под окошком краснеет…


Загадочно молчит краснеющий закат,
Своим пурпуром, украшая розы…

Преподаватель 1.

 Давайте, выполним задание. Выпишите из данных строк в столбик однокоренные слова.

а) Красная роза в саду расцвела,
Всех красотою затмила она…
б) Осыпаются розы в садах,
Стройный клён под окошком краснеет….

в) Загадочно молчит краснеющий закат,
Своим пурпуром, украшая розы…

Какие слова вы выписали? (красная, краснеет, краснеющий)
Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?

В первом предложении?
Во втором?
В третьем?

Краснеет – действие - глагол.

Красная - признак предмета - имя прилагательное.

Краснеющий - ?

Правильно – причастие.

Запишите число и тему занятия: Причастие как особая форма глагола

Преподаватель 1.

Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Это слово похоже на глагол? (нет)
На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)

Сравним эти два слова – красный и краснеющий.
Красный обозначает постоянный признак, а краснеющий?
Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.

Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.

Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

Правильно, молодцы.

Преподаватель 2.

А сейчас, вы должны самостоятельно (в группах) познакомиться и разобраться в новом материале, листы- информаторы находятся в сундуке. Достают их спикеры команд, при этом, между вами будут распределены роли и задачи для каждого из вас.

1-й член команды выполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по информационному листу).

2-ой – художника (он должен на основе слухового восприятия нарисовать ментальную карту или схему-сигнал, т.е. графически отобразить правило по принципу: ключевые слова-понятия – грамматические признаки-примеры). Таким образом, схема приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного теоретического материала.

3-ий - консультант (он должен привести и добавить собственные примеры).

4-ый – спикер (он должен  защитить работу группы с применением ментальной карты).

План изучения причастия, 4 мин.

1.Обзор по причастиям (происхождение, грамматическое значение, синтаксическая роль)
2. Морфологические признаки: признаки прилагательного и глагола у причастия

3. Образование причастий: действительные причастия и страдательные причастия
Проверка работы в группах.

На этом этапе представители от команд – спикеры демонстрируют свои варианты схем-сигналов, они обсуждаются, отмечаются наиболее удачные.

Преподаватель 1.

Отгадайте, какой цветок для меня любимый? Конечно же, это роза –благоухающая красавица. Цветовая палитра роз очень разнообразна, все возможные оттенки белого, красного, розового, зеленого, желтого, оранжевого, кремового, персикового, фиолетового. Обладают приятным нежным запахом. Нет пока только темно синего цвета у розы, но ученые над этим работают.

Какого цвета розы вам больше всего нравятся?

Преподаватель 1.

А сейчас я попрошу участника под номером один подойти ко мне и выбрать понравившуюся розу. К каждой розе прикреплено задание. Данное задание необходимо выполнить сообща, но отвечать будет только первый участник. Время выполнения 3 минуты.

Задание1. Выполнить словообразовательный разбор и определить, от каких слов образованы слова: крупный, желтеющий

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.

Задание 2. Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные ниже формы слов. Как изменяется причастие?

Дайте ответы в столбике справа.

желтеющий (лист) – желтеющая (нива) - желтеющее(поле) по -------------------

желтеющий (лист) - желтеющего (листа) – (о) желтеющем (листе) по -------------------

желтеющий (лист) - желтеющие (листья) по-------------------

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.

Задание 3. Определите, учитывая значения графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.

Образец. Зеленеющий (наст. вр.) – зеленевший (прош. вр.)

светлеющий - светлевший

светлевший – посветлевший

синеющий – синевший

синевший – посиневший

горящий – горевший

горевший - догоревший

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.

Задание 4. Прочитайте четверостишие из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия (их в тексте три) как члены предложения.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.

Преподаватель 2. Составление и обсуждение кластера по новой теме

Преподаватель 1.

А сейчас я хочу окунуться вместе с вами в мир красоты, которую дарит нам….

Чтение текста по презентации

Роза - изумительно красивый цветок с тонким приятным ароматом и нежными лепестками различной расцветки. Она испокон веков привлекала к себе огромное внимание людей. 

Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам. Ею восхищались как древние греки, так и римляне, красоту ее воспевали средневековые менестрели, а монахи выращивали в монастырских садах. В Китае роза была императорским цветком: ее выращивали только в садах императорской семьи. Там начали изготавливать и применять розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Из Китая роза попала в Индию, где считалась символом божественной тайны и священными цветком.

Удивительная красота розы волшебным образом сочетается в стойкости цветка.

Нередко можно встретить красную розу на морозе, припорошенную на клумбе снегом, усыпанную ледяными кристалликами инея. Потрясающее зрелище!

Красавица-роза растет на длинном и стройном стебле, покрытом острыми шипами. Зачем они нужны такому красивому цветку? Шипы нужны для защиты от окружающей среды. Они предохраняют розу, защищают её. Растение, наделенное шипами очень тяжело сорвать, не поранившись. Благодаря этой своей способности, цветок смог не исчезнуть с лица земли.

Как бы там ни было, но все мы навсегда покорены красотой этого чудесного цветка, и практически не можем представить розу без шипов. Ведь это как две стороны одной медали, будто предупреждение о том, что с любой красотой нужно быть осторожными и внимательными, трепетными и аккуратными.

План работы над текстом

1. Закончить текст

2. Выразительно прочитать текст.

3.Озаглавить текст.

4. Выполнить задания к тексту

5.Найти в тексте причастия. Определить их залог и время.


Работа с текстом

Вопрос

Понимание

Обобщение


Предсказание

2.Найти в тексте причастия. Определить их залог и время.

Преподаватель 1.

Проверочная работа - кубики:

- На занятии мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.

1. Укажите причастие

1) синий

2) синеет

3)синеющий

4)синея



2. Укажите причастие

1) зеленеет

2) зеленый

3)зеленевший

4)зеленея

1. Укажите дейст. прич. наст вр.

1) красящий

2)несший

3)читаемый

4)построенный

3. Укажите дейст. прич. наст вр.

1) улыбающийся

2)засеявший

3)видимый

4)обиженный

Преподаватель 1.

Домашняя работа:


3. Укажите причастие

1) белый

2) белеет

3)белеющий

4)белея

2. Укажите дейст. прич. наст вр.

1) спящий

2)строивший

3)хранимый

4)накормленный


Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы,

поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными

и страдательными причастиями.

(поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся

тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром).

Выводы.

Преподаватель 2.

-Расскажите о причастии, используя домино. Учащиеся выполняют задание.

- А теперь давайте сделаем общий вывод о причастии.

- Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.

Рефлексия. Преподаватель 2.

- Прочитайте начало фразы. Подумайте, как вы её закончите. По цепочке огласите продолжение любой вами выбранной фразы:

Я узнал...

Я понял, что...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Я похвалил бы себя…

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…

Комментирование оценок

Преподаватель 2.

Оценивается деятельность учащихся на уроке. Обсуждение критериев оценки.

Преподаватель 1.

- Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Благодарю я вЗадание в воздушных шарах:

1 группа

Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.

Синий горизонт – синеющий небосклон

Жёлтая кувшинка – желтеющая нива

Колючий ёж - колющий предмет

Шумный поток – шумящий поток

Выделите суффиксы.

2 группа

Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.

3 группа

Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.


Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Лежащая на столе книга, уже прочитана.

За столом сидят ученики, читающие книгу.


- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

4 группа

М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

- Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.

- Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

- Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.

(Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)

- Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.

(Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)








Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.



Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.



Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.



Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...



С существительным дружу
И нисколько не тужу.




Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.



Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.



Люблю детей внимательных.
Кто я?...



Быстро предметы оно сосчитает.

Строгий порядок при счете их знает.



На два вопроса ответит вам только:

Это вопросы   который?  и сколько?





Цифры частенько ответ заменяют.

Люди его очень часто склоняют.



Часто при этом они ошибаются.

Как он зовется? Кто догадается?


Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,



ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.



Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.



Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …



Определите морфологические признаки глаголов


ФИО студента группа


Предложения

Вид

Возвратн.

Наклонение

Лицо

Число

Спряжение

Лиса прячется в норе.







Флаг колеблется на ветру.







Друг выручает из беды.







Трубопровод пересечет дорогу.







Мы быстро выполним задание.







Нурай, наполни ведро водой.







Из сада повеет свежестью.







Посетитель рассматривает картины.









Определите морфологические признаки глаголов


ФИО студента группа


Предложения

Вид

Возвратн.

Наклонение

Лицо

Число

Спряжение

Ты отправляешься на родину.







Мы часто вспоминаем лето.







Они встретились в парке.







Жамиля не дозвонилась другу.







Вы улыбаетесь маме.







Снег тает на солнце.







Вы наблюдаете за радугой.







Алинур любуется природой.













План изучения причастия

1.Обзор по причастиям (происхождение, грамматическое значение, синтаксическая роль)

В древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии самые ин­те­рес­ные и необыч­ные су­ще­ства – это кен­тав­ры.Верх­няя часть ту­ло­ви­ща – это руки и ту­ло­ви­ще че­ло­ве­ка, а ниж­няя их часть – ту­ло­ви­ще ло­ша­ди. Вот такие необыч­ные су­ще­ства – свои кен­тав­ры – есть и в рус­ском языке, и это при­ча­стия.

При­ча­стие – мор­фо­ло­ги­че­ская еди­ни­ца, ко­то­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

На­при­мер:

Он носил круг­лые очки, за­кле­ен­ные скот­чем и толь­ко бла­го­да­ря этому не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся.

Круглые - прилагательное

За­кле­ен­ные, раз­ва­ли­ва­ю­щи­е- причастия

Срав­ни­м при­ла­га­тель­ное «круг­лые» и при­ча­стия «за­кле­ен­ные, не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся».

Все они от­но­сят­ся к су­ще­стви­тель­но­му «очки» и от­ве­ча­ют на во­прос КАКИЕ?, т.е. обо­зна­ча­ют при­знак. Од­на­ко при­ла­га­тель­ное "круг­лые" несёт в себе ин­фор­ма­цию толь­ко о форме очков, а вот при­ча­стия «за­кле­ен­ные, не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся» со­об­ща­ют нам, что кто-то за­кле­ил очки, по­это­му они не раз­ва­ли­ва­ют­ся.

Мы видим, что при­ча­стие об­ра­зу­ет­ся от гла­го­ла .

При­ча­стия имеют воз­мож­ность об­ра­зо­вы­вать крат­кие формы.

Срав­ни­те: "очки за­кле­ен­ные" – пол­ная форма, "очки за­кле­е­ны" – крат­кая форма.

В предложении причастие может быть определением либо сказуемым (либо частью составного сказуемого).

Определение

Сказуемое

какой? какое? какая?

каков? какова? каково? каковы?

был какой? было какое? была  какая?

 Сорванный (какой?) цветок увял. 

Путники расположились около утолившего (какого?) их жажду источника.


 Волшебной влагою дождя (какова?) напоена земля.

 Была (какова?) разукрашена звёздами ночь.

Нивы (каковы?) сжаты.


 Причастия имеют русский и венгерский языки.

Сказка о появлении причастия.

Чудесный гибрид

Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал экзотические плоды (существительные, прилагательные, числительные, глаголы ….). Однажды, его осенила новая идея - вывести новый сорт плода.

- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного? – размышлял как-то ученый - садовник.

– Только будет ли толк, они так далеки друг от друга? Но сказано-сделано. Через несколько лет вырос диковинный плод - глагольная форма. Он подобрал этому гибриду замечательное название – причастие.


Экзотический плод - необычный для нас фрукт и овощ

Гибрид - плод, полученный от скрещивания представителей разных сортов, видов и т. п.


Итак, вывод.

Причастие  –  это  особая  форма  глагола,  которая  обозначает   признак  предмета  по  действию  и  отвечает  на  вопросы  какой?  какая?  какое?  какие?    
 Например:   сверкавший,  плачущая,  палящее,  переливающиеся.    
Причастие  совмещает  в  себе  признаки  глагола  и  прилагательного.    


2. Морфологические признаки

При­зна­ки при­ла­га­тель­но­го:

1. От­но­сят­ся к су­ще­стви­тель­но­му.

2. От­ве­ча­ют на во­прос КАКОЙ?

3.  Из­ме­ня­ют­ся по родам, чис­лам, па­де­жам.

Срав­ни­те: "очки (какие?) за­кле­ен­ные", "об очках (каких?) за­кле­ен­ных", "очкам (каким?)  за­кле­ен­ным".

4. При­ча­стия имеют воз­мож­ность об­ра­зо­вы­вать крат­кие формы.

Срав­ни­те: "очки за­кле­ен­ные" – пол­ная форма, "очки за­кле­е­ны" – крат­кая форма.

Признаки глагола у причастия:

 Гла­голь­ные при­зна­ки:

1. Вид (со­вер­шен­ный – несо­вер­шен­ный).

- имеют вид того глагола от которого образованы:

прыгать (нес. вид) – прыгавший (нес. вид)

прыгнуть (сов. вид) – прыгнувший (сов. вид)

2. Время (на­сто­я­щее – про­шед­шее).

толкающий (н.в.) - толкавший (пр.в.)

3. Залог  (дей­стви­тель­ное – стра­да­тель­ное).

летящий (дейст.) самолет – выученный (страд.) урок

4. Воз­врат­ность/невоз­врат­ность

одевающий (невозвр.) –одевающийся (возвр.)

3.Образование причастий

Действительные причастия называют действие как признак субъекта (того, кто действует).

 Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прош.вр.) с помощью суффиксов прош.вр. 

-вш-, -ш-:

думавший, шедший;

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- (завязнуть, нависнуть, промокнуть...) суффикс -ну- в причастии пропадает:

завязший, нависший, промокший.

 Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов наст.вр.

1 спряжения с помощью суффиксов -ущ-/-ющ-:

трясти- трясут - трясущий;

2 спряжения с помощью суффиксов -ащ-/-ящ-:

лететь - летят - летящий.

Страдательные причастия называют действие как признак объекта (того, на кого направлено действие).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прош.вр.) с помощью суффиксов

-нн-: прочитать - прочитанный;

-енн-: выучить - выученный (отбрасывается суффикс -и-);

-ённ-: решить - решённый (отбрасывается суффикс -и-);

-т-: выдвинуть - выдвинутый.

  Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени

1 спряжения с помощью суффикса -ем- (-ом-): забивать - забивают - забиваемый;

2 спряжения с помощью суффикса -им-: хранит - хранят - хранимый.

  Если у глагола есть постфикс -ся, то он сохраняется и у причастия: задуматься - задумавшийся.


4. Споры лингвистов о причастии

На осо­бен­но­сти при­ча­стия ещё в XVIII веке об­ра­тил вни­ма­ние Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов.

 О при­ча­сти­ях Ло­мо­но­сов писал: "Сии гла­голь­ные имена слу­жат к со­кра­ще­нию че­ло­ве­че­ско­го слова, за­клю­чая в себя имени и гла­го­ла силу…"

Иными сло­ва­ми, при­ча­стие сов­ме­ща­ет в себе и при­зна­ки гла­го­ла, то есть дей­ствие пред­ме­та, и черты при­зна­ка пред­ме­та. Имен­но по­это­му к при­ча­стию можно за­да­вать раз­ные во­про­сы: "что де­ла­ю­щий?" или "что де­лав­ший?" и "какой?".

Очень дол­гое время линг­ви­сты спо­рят и никак не могут прий­ти к од­но­знач­но­му вы­во­ду: какое же место при­ча­стие долж­но за­ни­мать в си­сте­ме ча­стей речи.

Одни линг­ви­сты счи­та­ют, что это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, дру­гие до­ка­зы­ва­ют, что это осо­бая форма гла­го­ла, тре­тьи же учё­ные-линг­ви­сты от­но­сят при­ча­стие к от­гла­голь­ным при­ла­га­тель­ным.

В современной науке существуют две точки зрения:

1) причастие – это форма глагола (Н.М. Шанский и др.);

2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытайтесь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия – это особая форма глагола, т.к.:

– причастия обозначают признак предмета по действию;
– причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени; 
– причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.

2) Причастия – это особая часть речи, т.к.:

– причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;
– причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.























Задание1. Выполнить словообразовательный разбор и определить, от каких слов образованы слова крупный, желтеющий

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.


Задание 2. Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные ниже формы слов. Как изменяется причастие?

Дайте ответы в столбике справа.

желтеющий (лист) – желтеющая (нива) - желтеющее(поле) по -------------------

желтеющий (лист) - желтеющего (листа) – (о) желтеющем (листе) по -------------------

желтеющий (лист) - желтеющие (листья) по-------------------

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.


Задание 3. Определите, учитывая значения графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.

Образец. Зеленеющий (наст. вр.) – зеленевший (прош. вр.)

светлеющий - светлевший

светлевший – посветлевший

синеющий – синевший

синевший – посиневший

горящий – горевший

горевший - догоревший

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.

Задание 4. Прочитайте четверостишие из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия (их в тексте три) как члены предложения.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? Вывод запишите.


















Текст

Роза - изумительно красивый цветок с тонким приятным ароматом и нежными лепестками различной расцветки. Она испокон веков привлекала к себе огромное внимание людей. 

Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам. Ею восхищались как древние греки, так и римляне, красоту ее воспевали средневековые менестрели, а монахи выращивали в монастырских садах. В Китае роза была императорским цветком: ее выращивали только в садах императорской семьи. Там начали изготавливать и применять розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Из Китая роза попала в Индию, где считалась символом божественной тайны и священными цветком.

Удивительная красота розы волшебным образом сочетается в стойкости цветка.

Нередко можно встретить красную розу на морозе, припорошенную на клумбе снегом, усыпанную ледяными кристалликами инея. Потрясающее зрелище!

Красавица-роза растет на длинном и стройном стебле, покрытом острыми шипами. Зачем они нужны такому красивому цветку?...

План работы над текстом

1. Закончить текст

2. Выразительно прочитать текст.

3.Озаглавить текст.

4. Выполнить задания к тексту

5.Найти в тексте причастия. Определить их залог и время.

Рефлексия

- Прочитайте начало фразы. Подумайте, как вы её закончите. По цепочке огласите продолжение любой вами выбранной фразы:

Я узнал...

Я понял, что...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Я похвалил бы себя…

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…


Роза - изумительно красивый цветок с тонким приятным ароматом и нежными лепестками различной расцветки. Она испокон веков привлекала к себе огромное внимание людей. 

Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам. Ею восхищались как древние греки, так и римляне, красоту ее воспевали средневековые менестрели, а монахи выращивали в монастырских садах. В Китае роза была императорским цветком: ее выращивали только в садах императорской семьи. Там начали изготавливать и применять розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Из Китая роза попала в Индию, где считалась символом божественной тайны и священными цветком.

Удивительная красота розы волшебным образом сочетается в стойкости цветка.

Нередко можно встретить красную розу на морозе, припорошенную на клумбе снегом, усыпанную ледяными кристалликами инея. Потрясающее зрелище!

Красавица-роза растет на длинном и стройном стебле, покрытом острыми шипами. Зачем они нужны такому красивому цветку? Шипы нужны для защиты от окружающей среды. Они предохраняют розу, защищают её. Растение, наделенное шипами очень тяжело сорвать, не поранившись. Благодаря этой своей способности, цветок смог не исчезнуть с лица земли.

Как бы там ни было, но все мы навсегда покорены красотой этого чудесного цветка, и практически не можем представить розу без шипов. Ведь это как две стороны одной медали, будто предупреждение о том, что с любой красотой нужно быть осторожными и внимательными, трепетными и аккуратными.


синий

синеет

синеющий

синея



зеленеет

зеленый

зеленевший

зеленея

красящий

несший

читаемый

построенный



улыбающийся

засеявший

видимый

обиженный


белый

белеет

белеющий

белея



спящий

строивший

хранимый

накормленный










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!