Призма. Параллелепипед
Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие параллелепипеда, понятие прямого и прямоугольного параллелепипеда; научить строить призмы и параллелепипеды.
Ход урока
I. Устная работа.
Проверить усвоение предшествующего материала в процессе решения устных задач по готовым чертежам на доске и с использованием моделей геометрических тел.
Ответить на вопросы:
1. Какой раздел геометрии называется стереометрией?
2. Что рассматривается в стереометрии?
3. Какие поверхности называются многогранниками? Приведите примеры простейших многогранников.
4. Какая плоскость называется секущей плоскостью геометрического тела?
5. Что называется сечением тела?
6. Объясните, что такое многогранник; что такое грани, ребра, вершины и диагонали многогранника. Приведите примеры многогранников.
Учитель показывает модели различных геометрических тел и многогранников, а учащиеся должны назвать их.
II. Объяснение нового материала.
1. Используя рисунок учебника (рис. 341, с. 311), учитель объясняет построение многогранника, называемого призмой.
2. В тетрадях ученики записывают определения:
1) две плоскости называются параллельными, если они не имеют общих точек;
2) две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.
3. Ввести определение n-угольной призмы, оснований призмы, боковых ребер призмы.
4. Призмы бывают прямыми и наклонными.
Введем понятие перпендикулярности прямой и плоскости, используя рисунок учебника (рис. 342, с. 312).
Если все боковые ребра призмы перпендикулярны к плоскостям ее оснований, то призма называется прямой (рис. 343, а); в противном случае призма называется наклонной (рис. 343, б). Прямая призма, основаниями которой являются правильные многоугольники, называется правильной (рис. 343, в).
Учитель демонстрирует учащимся модели различных призм.
5. Определение высоты призмы (рис. 344).
6. Определение параллелепипеда.
Четырехугольная призма, основаниями которой являются параллелограммы, называется параллелепипедом (рис. 345). Все шесть граней параллелепипеда – параллелограммы.
Если параллелепипед прямой, то есть его боковые ребра перпендикулярны к плоскостям оснований, то боковые грани – прямоугольники. Если же и основаниями прямого параллелепипеда служат прямоугольники, то этот параллелепипед – прямоугольный.
Учитель показывает учащимся модели прямого и прямоугольного параллелепипедов.
7. Записать в тетрадях свойство диагоналей параллелепипеда: «Четыре диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам».
Доказательство этого утверждения основано на следующем факте: «если две прямые в пространстве параллельны третьей прямой, то они параллельны».
Доказательство свойства диагоналей параллелепипеда учащиеся проводят устно по готовым чертежам на доске с помощью учителя (рис. 346, а, б, в, заранее выполнить на доске).
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить задачу № 1185.
Решение
а) Число вершин призмы определяется количеством вершин многоугольника, лежащего в основаниях призмы. Так как призма имеет два основания, то n-угольная призма имеет 2n вершин (четное число). Например: треугольная призма имеет 2 ∙ 3 = 6 вершин; четырехугольная призма имеет 2 ∙ 4 = 8 вершин; пятиугольная призма имеет 2 ∙ 5 = 10 вершин.
б) Число ребер призмы равно сумме ребер двух оснований призмы и боковых ребер призмы, количество которых определяется числом вершин многоугольника, расположенного в основании призмы, то есть n-угольная призма имеет число ребер, равное 2n + n = 3n кратно 3.
2. Решить задачу № 1186.
Решение
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна сумме площадей ее боковых граней. Пусть a, b, c, d… m – стороны основания призмы; h – ее боковое ребро.
У прямой призмы все боковые ребра перпендикулярны к плоскостям оснований, то есть боковые грани – прямоугольники. Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. Тогда
Sбок. пов. = ah + bh + ch + dh + ... + mh = h ∙ (a + b + c + d + ... + m) = Ph,
где P – периметр основания, h – боковое ребро.
3. Устно решить задачу № 1187, используя модель параллелепипеда.
Ответ: а) нет; б) нет; в) нет; г) да; д) нет.
IV. Итоги урока.
1. Объясните, как построить многогранник, называемый n-угольной призмой; что такое основания, боковые грани, боковые ребра и высота призмы.
2. Какая призма называется: а) прямой; б) правильной?
3. Объясните, что такое параллелепипед; какие многоугольники являются гранями: а) параллелепипеда; б) прямого параллелепипеда; в) прямоугольного параллелепипеда.
Домашнее задание: изучить материал пунктов 120 и 121; выполнить рисунки (рис. 346, а, б, в) и записать в тетрадях доказательство свойства диагоналей параллелепипеда.