Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 10.
Образовательные задачи:
закреплять знание взаимосвязи между сложением и вычитанием;
закреплять знание состава чисел от 2 до 10;
закреплять приемы сложения и вычитания в пределах 10.
Развивающие задачи:
Развивать умения решать задачи изученного вида.
развивать логическое мышление; память; внимание.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к жизни морских обитателей;
воспитывать чувство дружбы.
Тип урока: урок закрепление.
Место данного урока в теме: пятый урок в данной теме.
Метод: комбинированный
Оборудование:
морские обитатели,
русалочка,
изображение клетки, закрывающей русалочку,
геометрические фигуры (с цифрами и буквами),
карта,
состав числа,
рисунок подводной лодки.
Структура урока:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
II. Постановка целей и задач урока
– Ребята, к нам на урок пришло письмо. Оно от морских обитателей. Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята!
У нас в морском царстве произошла беда. Злой спрут похитил и запер у себя во дворце нашу Русалочку. Чтобы её освободить, нам надо открыть математический замок. А у нас в море не учат этой науке. Помогите нам освободить Русалочку. Заранее благодарны.
Морские обитатели.
– Готовы вы помочь морским обитателям? Тогда в путь. Отправимся мы на этой подводной лодке.
III. Устный счёт
– Погружение (встать, задраить люки, приготовиться к погружению…10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Вот мы и на месте. Но посмотрите какая мутная вода!. Она засорена математическим мусором. Давайте очистим морское дно и используем его по назначению. Какие геометрические фигуры вы видите? На какие группы их можно разделить? (По цвету: зелёные и красные. По форме: треугольник, квадрат, круг. По размеру: маленькие, большие).
– Соберем их по форме. (работа в парах)
– Расставьте их так:
Треугольник – от большего к меньшему.
Квадрат – через 1, начиная с 2.
Круг – по порядку – от меньшего к большему.
- Прочитайте, что получилось? Проверим (слайд).
– Нам сегодня на уроке предстоит считать, решать, угадывать.
Мы будем двигаться по морскому дну вот по этой карте (карта на слайде)
– Сейчас мы находимся в квадрате, число в котором – это наибольшее однозначное число. Назовите его (9)
– От него 2 квадрата вправо,1 вверх,1 влево. Где оказались? (3)
IV. Работа с геометрическим материалом. – Здесь мы узнаем, где искать Русалочку. А поможет вам морская рыбка, которую вы составите из геометрических фигур. Она приведет нас к другу Русалочке Фландеру. (индивидуальная работа). – Из каких фигур составлена эта рыбка? Проверим (слайд). - - --Сколько здесь треугольников? – Сколько всего фигур? Как узнали? – Каких фигур больше? На сколько больше? Как узнать? V. Решение примеров. 1. сложение и вычитание в пределах 10. – А вот и он, но ребята, посмотрите, что с ним случилось?(слайд) Он запутался в водорослях. Давайте его освободим. Решите правильно примеры и Фландер будет на свободе (фронтально). – Молодцы. Вы все примеры решили верно и освободили Фландера. Ребята,он рассказал о том, что злой Спрут закрыл Русалочку, а ключ разломал на кусочки и разбросал по морскому дну. Вторая часть ключа у осьминожки. 2. Состав числа 10. – Двигаемся дальше. Мы в квадрате (3). От него 1 квадрат вниз, 1 влево, 2 вправо. Где оказались? (10). Заполните состав числа 10 и вы соберете первую часть ключа (у детей математические линейки). VI. Работа по теме урока. 1)Графический диктант. – Вы должны найти ещё одного друга русалочки. У него вторая часть ключа. А кто это вы узнаете, выполнив графический диктант. 3 клетки вправо точка, 2 вниз, 2 влево, 4 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо,3 вверх, 1 вправо,3 вниз, 1 вправо,4 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 влево. Что у вас получилось? Проверим (слайд) – Верно, это осьминог. Но он попал в беду. Рыбаки поймали его в сети. И отпустят только тогда, когда мы поможем им заделать пробоину в математической лодке. 2) Связь сложения и вычитания. Из примеров на сложение составьте 2 примера на вычитание. (3 ученика у доски, остальные самостоятельно). 7 + 2 = 5 + 3 = 3 +4= Проверим (слайд). – Рыбаки отпустили осьминога, и он дал вам вторую часть ключа. Двигаемся дальше. От (10) 1 квадрат вверх, 2 влево, 1 вверх. Мы попали в математический водоворот задач. Если вы решите все задачи тогда мы узнаем, где находится Русалочка и спасем ее 3)Решение задач (фронтально, у ребят математические линейки) а) Задачи в стихах.(слайд) Сидят рыбаки стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 5 окуней.
Рыбак Евсей поймал 3х карасей.
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
Васька – ловкий рыбачек
Ловит рыбок на крючок
Трёх поймал он на рассвете
Трех поймал в вечерний час
Три плюс три – любой ответит
Что всего … рыб у нас. б). Задача на логическое мышление.(слайд) Коля, Вася и Серёжа ловили рыбу. Один поймал 10, другой – 9, третий – 8. Вася поймал больше, чем Серёжа, а Коля больше, чем Вася. Сколько рыб поймал каждый рыбак?
VII. Физкультминутка:
В море синем две подружки, две весёлых осьминожки
Утром рано умывались, полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкультпривет!
VIII. Решение текстовой задачи.
Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбки, а папа на 2 рыбки больше. Поставь вопрос и реши задачу. ( 2 ученика решают за доской).Проверим. Какой вопрос поставили к задаче? Кто поставил другой вопрос?(слайд)
– Ну, теперь осталось найти логово спрута и выручить Русалочку. Двигаемся по карте: (от водоворота) 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз. Где мы? (2)
– Вот клетка, а вот части от ключа. Чтобы его собрать, надо решить математические ребусы: (фронтально)
5 +
8
6 –
10 –
6
4 +
= 10 Проверим (слайд) – Молодцы. Вы спасли Русалочку. Все морские обитатели благодарят вас. Они решили тоже теперь учить математику, чтобы больше не попадать в такие ситуации.
VIII. Итог урока
– А что вы взяли для себя?
– Что больше всего понравилось?
– Что показалось трудным?