Воронцова Ю.Н.
Учитель истории
МКОУ НГО «Павдинская СОШ»
Разработка урока обществознания в 6 классе по теме: «Символика России» с применением ТКРМ
Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями о государственных символах страны, рассказать об истории их создания; воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о понятиях «государственная символика», «герб», «гимн»,«флаг»;
-развивающие: развивать умения учащихся самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника и формировать умение высказывать свое мнение.
-воспитательные: способствовать патриотическому воспитанию школьников
Ход урока
1.Орг. момент Проверка домашнего задания:
1.Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что означает слово «федерация», «СУБЪЕКТ»? К каждому из этих слов вам было задание составить синквейн (зачитывают синквейны). Подводят итог.
2.Кого мы можем назвать патриотом своей страны? Давайте попробуем составить портрет патриота : Вам надо в парах на слайде, завершить незаконченные предложения
Патриот – это человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
2. Изучение нового материала: А сейчас перед вами на слайде слова и страны: вы должны соотнести эти понятия:
Береза, фараон, Эйфелева башня, рис, слон, статуя свободы, матрешка, биг-бэн
Россия, Англия, Америка, Китай, Индия, Египет
Вопрос классу: почему мы так успешно справились с этим заданием? Ответ: потому, что все ассоциации, являются символами стран.
Давайте попробуем сформулировать тему урока. Тема - Государственная Символика России.
Сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи:
- познакомиться с г…………ми си……….ми современной России
- узнать, что они об………..ют
- пр………..ть историю их п…………..ия.
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Записать в тетрадь значение термина.
Итак, что же мы отнесем к государственной символики нашего государства? (Герб, флаг, гимн, )
Прежде чем говорить о символах нашей страны, давайте выясним, что означают эти слова, когда и для чего они возникли? (работа с документом в приложении)
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. На гербе мы видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. -Что же орел держит в лапах? (скипетр и держава, символ власти). Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало территории нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).
Государственный флаг: - Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный). Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Что же они символизируют? (предлагают варианты). Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета. Когда поднимают флаг? (предлагают варианты). Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн). А вы знаете, что такое гимн? (предлагают варианты). Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Кто же является авторами современного гимна России? (муз. А.В. Александров, текст С.В. Михалков). Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна.
А сейчас мы совершим с вами небольшое Путешествие в прошлое (стр. 170-171):
3. Заключительный этап урока. Закрепление: Тест «Символика РФ»
1.От какой империи Россия унаследовала двуглавого орла на гербе?
а) Римской
б) Византийской
в) Франкской
2. Изображение какого сельскохозяйственного орудия находилось на гербе и флаге СССР?
а) серп
б) плуг
в) сеялка
3. Какие два предмета держит в лапах двуглавый орёл?
4. Крест какого цвета изображён на полотнище Андреевского флага (голубого)
5. Что символизируют на флаге РФ белый, синий и красный цвета (белый – мир, чистота, правда; синий – небо, духовность, вера; красный - отвага, героизм).
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
4. Рефлексия урока.
На уроке я работал(а) Активно / пассивно
За урок я Не устал(а) / устал(а)
Материал урока мне был Интересен / скучен
Д/з: в классе и дома стр. 146, составить синквейн на тему "Государственные символы России".
Существительное.
2 Прилагательных
3 Глагола
Предложение по теме из четырёх слов.
Существительное-синоним темы.
Использованные материалы:
1.Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации /Сост. М.К. Антошкин. – М.: Айрис – пресс, 2004.
2.Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М.: 2012. — 112 с.
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/05/13/viktorina-simvolika-rossiyskogo-gosudarstva
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/25/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-obshchestvoznaniya-v-6