Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 7,8, стр. 21 - 29 (учебник). Исследовательский вопрос: Как жили древнейшие люди? (формы социальной организации, занятия) 1. Работа с текстом (чтение). Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку? Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, не был в состоянии добывать средства к жизни в одиночку. Чтобы выжить, людям приходилось соединяться в группы, совместно защищаться от хищных зверей и добывать пищу. Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом. В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева. Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры – родственники. Улучшение условий быта привело к сокращению смертности и увеличению рождаемости. Родовые общины разрослись на столько, что вскоре стали выделяться отдельные роды, стремившиеся отделиться от остальных. На общем собрании избирались старейшины. Однако проживание на одной территории определяло схожесть занятий, а необходимость защищаться от общих врагов породило коллектив нового типа – племя. Во главе таких объединений стояли избранные вожди. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, заботились о детях. Поэтому первой формой родовой общности был материнский род (матриархат). Существовал культ женщины - прародительницы и хранительницы домашнего очага. Об этом свидетельствуют найденные археологами фигурки женщин, вырезанные из камня или кости. Переход к скотоводству и обработка металлов усилили роль мужчин в обществе (патриархат). Собирательство - это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. Основными занятиями древних людей были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется присваивающим. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1. Назовите первые объединения людей. 2. Что такое человеческое стадо? 3. Что такое община? 4. Что такое род? 5. Что такое племя? 6. Объясните понятие «матриархат». 7. Объясните понятие «патриархат». 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия изменения в обществе каменного века. 4. Заполнить таблицу «Охота в период палеолита». Вопросы исследования: 1) Вид охоты. 2) Описание способа. 3) Преимущества. 4) Недостатки. 5. Написать историческое заключение: «Как жили древнейшие люди? (формы социальной организации, занятия)». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана. Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 7,8, стр. 21 - 29 учить, ответить на вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |