3. Постановка цели урока Изучение нового материала Эвристическая беседа . 1. Природа и занятия населения Аравии Сжатое объяснение Постановка проблемных вопросов 2. Мухаммед – основатель ислама. Постановка проблемного вопроса. Демонстрация мультимедийной презентации Организация работы с понятиями. Организация работы с историческим документом в парах. Постановка проблемного вопроса. 3. Завоевания арабов и возникновение Арабского халифата. Организация работы с исторической картой. 4. Распад халифата. Организация работы с текстом учебника. | Выделяют необходимую информацию Выделяют и сохраняют учебные задачи. Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения. Используют знаково-символические средства. Используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата. Понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Владеют умением работать с учебной информацией. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Сравнивают религиозные представления мусульман и христиан. Устанавливают аналогии. умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения. осваивают гуманистические традиции и ценности Правильно локализуют исторически события во времени и пространстве. преобразую практическую задачу в познавательную строят монологические высказывания. Излагают суждения о причинах и следствиях исторически событий и явлений. умеют строить логические рассуждения. принимаю учебную задачу для самостоятельного выполнения. | Формулирует вмести с учениками тему урока. Объявляет план изучения новой темы - Сегодня на уроке мы отправляемся дальше путешествовать по средневековым странам. Впервые названия «араб» упоминается в ассирийской надписи, датированной 853 г. до нашей эры. Ассирийцы пишут об арабах, как о племенах, возглавляемых царицами. Библия также неоднократно упоминает народ «арви», то есть арабов. Тема урока «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». - Давайте попробуем сформулировать цель урока. (формирование представлений об Арабском халифате) - Слушая мой рассказ, работая с картой и учебником, мы должны выяснить: как образовалось это государство; понимать, какого его значение в истории; объяснять роль Мухаммеда в развитии ислама; узнать, чьи интересы были отражены в Коране, а также почему государство распалось?
Большую часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы – бедуины (степняки). Они занимались скотоводством – разводил верблюдов, овец и лошадей. Через Аравию проходили важнейшие торговые пути – из Византии в Африку и в Индию. Здесь возник город Мекка, где и поныне находится древнее святилище – храм Кааба. - Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения? - Какое занятие объединяло арабов? - Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
- В конце VI века для арабов сложилась такая ситуация: Иран захватил юг Аравии, а Византия укрепилась на севере. Найдите противоречия и пути выхода из создавшегося положения.
- Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Ислам – одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама – вера в единого бога Аллаха. Основатель ислама – пророк Мухаммед, стал главой Арабского государства. Священная книга мусульман – Коран (состоит из 114 глав, которые называются суры). В Коране сказано, что Бог сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ на 6 день сотворил из глины мужчину, а затем из его ребра женщину. На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат. Судили – кади- духовные судьи. Хиджра (622 год) – это начало мусульманского летоисчисления. Связано с переездом Мухаммеда из Мекки в Медину. Спустя восемь лет в 630 году, Мухаммед вновь вернулся в Мекку. С этих пор Мекка, как и Медина стали священными городами всех мусульман.
- Ребята, давайте еще раз повторим слова, перечисленные в презентации, запишем и запомним их. Ислам, шариат, кади, Хиджра, Мекка, Медина, Мухаммед, Коран
- Прочитайте текст «Основные обязанности мусульман» на стр. 72 учебника и перечислите основные обязанности мусульманина.
- Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?
Организует работу с историческими картами. - Ребята внимательно изучите карты «Завоевания арабов» и «Распад халифата». Теперь ответьте на такие вопросы: - Какие выгоды давало географическое положение Аравии?
- Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.? - Найдите крайние пункты, до которых продвинулись арабы на западе, востоке и севере. - Какие государства образовались на месте распавшегося халифата? П.5 стр.73 – какие территории были подчинены, как стало называться государство, столица. Работа по п. 8 стр.75 - Объясните причины военных успехов арабов. - Когда Арабский халифат достиг своего расцвета? - Почему произошёл распад халифата? | Формулируют вместе с учителем цель и тему урока, записывают план в тетрадь. Слушают объяснения учителя. Формулируют вместе с учителем цель урока Слушают объяснения учителя. Делают записи в тетради. Отвечают на вопросы учителя - Природа повлияла на основные занятия жителей. Земледелием занимались лишь в оазисах, большая часть населения была скотоводами. - Торговля. - Верблюд давал молоко, шерсть, мясо, шкуры. Из них делали обувь, сёдла, палатки, и самое главное наиболее приспособлен к климатическим условиям. Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких. Просматривают презентацию. Делают записи в тетради. Обсуждают значение новых понятий. Анализируют документ. 1. верить, что существует единый бог – Аллах, а его пророк – Мухаммед. 2. молиться 5 раз в день. 3. соблюдать пост – рамадан. 4. тратить пятую часть дохода на милостыню. 5. совершать хадж – паломничество в Мекку и Медину. Рассуждают, отвечают на вопрос учителя. 1. верят в единого Бога. 2. обличают несправедливость. 3. призывают помогать бедным и сиротам. 4. верят, что мир был создан Богом за 6 дней. 5. первым человеком был Адам, а из его ребра было создана Ева. Изучают исторические карты. Отвечают на вопросы учителя. - Через Аравию проходили важнейшие торговые пути из Византии в Африку и Индию. - Запад – Атлантический океан, восток – до Индии, север – Хазарское царство, Аральское море. -Иран, Персия, Сирия, Египет, Кордовский халифат Работа с учебником - У арабов была легкая и быстрая конница. А противники были истощены долгой войной руг с другом. В VIII веке у арабов была сильная военная организация, а соседние страны ослаблены политической раздробленностью. - Временем расцвета Арабского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768 – 809 гг.) - Из-за притеснений немусульман, народных восстаний и военных вторжений турок. |