СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории по теме "Возникновение новой религии" 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит технологическую карту урока, а также красочную презентацию. Урок составлен с учетом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Возникновение ислама»

«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»


Педагогические цели

Образовательные цели:

1. Сформировать у учащихся представления о причинах возникновении ислама, его особенностях и ценностях;

2. Подвести учащихся к пониманию особенностей и положения народов, населявших государство арабов;
3. Раскрыть причинно-следственные связи распада Арабского халифата;

4. Познакомить учащихся с понятиями: ислам, мусульманин, Коран, хиджра, паломничество, шариат, кади, халифат.

Развивающие цели:

1. Продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой, а также и историческим временем (хронологией);

2. Продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные цели:

1. Содействовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

2. Способствовать воспитанию уважения к иным традициям, верованиям, религии, духовному обогащению личности учащихся.


Тип урока

Изучение нового материала


Планируемые результаты

Предметные результаты:

Знания, представления, умения

1. имеют представление о возникновении, особенностях и ценностях ислама;

2. дают характеристику особенностям и положению народов, входивших в государство арабов;

3. умеют находить исторические объекты на карте;

4. раскрывают причинно-следственные связи распада Арабского халифата;

5. овладевают целостным представлением о различности пути отдельных народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

2. ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД

1. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью,

2. строят монологические высказывания,

3. умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения.

Познавательные УУД

1. строят логические рассуждения в устной и письменной форме;

2. используют знаково-символические средства, владеют умением работать с учебной информацией.



Личностные результаты:

Личностные УУД

1. проявляют положительное отношение к учебной деятельности,

2. понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов,

3. проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

4. осваивают гуманистические традиции и ценности.

Основные понятия, содержание урока

Ислам, мусульманин, Корна, хиджра, паломничество, шариат, кади, халифат.

Природа и занятия населения Аравии; племена бедуинов; Мухаммед – основатель ислама; мораль и право арабов; завоевания арабов; причины распада Арабского государства.


Ход урока


Этапы урока

Методические приемы


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.


Быстрое включение в деловой ритм.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация по ранее пройденному материалу Организация эвристической беседы






Проявляют интерес к учебному материалу


Осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.

Осознают важность пройденного учебного материала.

Актуализирует знания, учащихся по ранее пройденному материалу.


- Какой период истории мы начали с вами изучать?


- Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и правитель государства.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.


- история средних веков.



- феодал собирал налоги с подвластного населения, судил его, мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.

3. Постановка цели урока

Изучение нового материала

Эвристическая беседа









.



















1. Природа и занятия населения Аравии

Сжатое объяснение












Постановка проблемных вопросов



























2. Мухаммед – основатель ислама.

Постановка проблемного вопроса.












Демонстрация мультимедийной презентации




Организация работы с понятиями.



Организация работы с историческим документом в парах.









Постановка проблемного вопроса.












3. Завоевания арабов и возникновение Арабского халифата.

Организация работы с исторической картой.




















4. Распад халифата.

Организация работы с текстом учебника.




Выделяют необходимую информацию


















Выделяют и сохраняют учебные задачи.









Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения.

Используют знаково-символические средства.

Используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата.
































Понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.






















Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Владеют умением работать с учебной информацией.

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Сравнивают религиозные представления мусульман и христиан.

Устанавливают аналогии.

умеют аргументировать собственную позицию, принимать противоположную точку зрения.

осваивают гуманистические традиции и ценности



Правильно локализуют исторически события во времени и пространстве.

преобразую практическую задачу в познавательную

строят монологические высказывания.


















Излагают суждения о причинах и следствиях исторически событий и явлений.

умеют строить логические рассуждения.

принимаю учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Формулирует вмести с учениками тему урока. Объявляет план изучения новой темы

- Сегодня на уроке мы отправляемся дальше путешествовать по средневековым странам.

Впервые названия «араб» упоминается в ассирийской надписи, датированной 853 г. до нашей эры. Ассирийцы пишут об арабах, как о племенах, возглавляемых царицами. Библия также неоднократно упоминает народ «арви», то есть арабов.

Тема урока «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад».

- Давайте попробуем сформулировать цель урока.

(формирование представлений об Арабском халифате)


- Слушая мой рассказ, работая с картой и учебником, мы должны выяснить: как образовалось это государство; понимать, какого его значение в истории; объяснять роль Мухаммеда в развитии ислама; узнать, чьи интересы были отражены в Коране, а также почему государство распалось?



Большую часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы – бедуины (степняки). Они занимались скотоводством – разводил верблюдов, овец и лошадей. Через Аравию проходили важнейшие торговые пути – из Византии в Африку и в Индию. Здесь возник город Мекка, где и поныне находится древнее святилище – храм Кааба.


- Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?





- Какое занятие объединяло арабов?

- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?











- В конце VI века для арабов сложилась такая ситуация: Иран захватил юг Аравии, а Византия укрепилась на севере.

Найдите противоречия и пути выхода из создавшегося положения.



- Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам. Ислам – одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама – вера в единого бога Аллаха.

Основатель ислама – пророк Мухаммед, стал главой Арабского государства.

Священная книга мусульман – Коран (состоит из 114 глав, которые называются суры). В Коране сказано, что Бог сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ на 6 день сотворил из глины мужчину, а затем из его ребра женщину.

На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат. Судили – кади- духовные судьи.

Хиджра (622 год) – это начало мусульманского летоисчисления. Связано с переездом Мухаммеда из Мекки в Медину.

Спустя восемь лет в 630 году, Мухаммед вновь вернулся в Мекку. С этих пор Мекка, как и Медина стали священными городами всех мусульман.



- Ребята, давайте еще раз повторим слова, перечисленные в презентации, запишем и запомним их.

Ислам, шариат, кади, Хиджра, Мекка, Медина, Мухаммед, Коран



- Прочитайте текст «Основные обязанности мусульман» на стр. 72 учебника и перечислите основные обязанности мусульманина.
















- Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

























Организует работу с историческими картами.

- Ребята внимательно изучите карты «Завоевания арабов» и «Распад халифата».

Теперь ответьте на такие вопросы:


- Какие выгоды давало географическое положение Аравии?



- Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?


- Найдите крайние пункты, до которых продвинулись арабы на западе, востоке и севере.




- Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

П.5 стр.73 – какие территории были подчинены, как стало называться государство, столица.


Работа по п. 8 стр.75

- Объясните причины военных успехов арабов.

- Когда Арабский халифат достиг своего расцвета?

- Почему произошёл распад халифата?


Формулируют вместе с учителем цель и тему урока, записывают план в тетрадь.







Слушают объяснения учителя.






Формулируют вместе с учителем цель урока
















Слушают объяснения учителя. Делают записи в тетради.













Отвечают на вопросы учителя

- Природа повлияла на основные занятия жителей. Земледелием занимались лишь в оазисах, большая часть населения была скотоводами.



- Торговля.

- Верблюд давал молоко, шерсть, мясо, шкуры. Из них делали обувь, сёдла, палатки, и самое главное наиболее приспособлен к климатическим условиям.



Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких.




Просматривают презентацию. Делают записи в тетради.

























Обсуждают значение новых понятий.





Анализируют документ.

1. верить, что существует единый бог – Аллах, а его пророк – Мухаммед.

2. молиться 5 раз в день.

3. соблюдать пост – рамадан.

4. тратить пятую часть дохода на милостыню.

5. совершать хадж – паломничество в Мекку и Медину.



Рассуждают, отвечают на вопрос учителя.

1. верят в единого Бога.

2. обличают несправедливость.

3. призывают помогать бедным и сиротам.

4. верят, что мир был создан Богом за 6 дней.

5. первым человеком был Адам, а из его ребра было создана Ева.





Изучают исторические карты. Отвечают на вопросы учителя.





- Через Аравию проходили важнейшие торговые пути из Византии в Африку и Индию.




- Запад – Атлантический океан, восток – до Индии, север – Хазарское царство, Аральское море.




-Иран, Персия, Сирия, Египет, Кордовский халифат


Работа с учебником


- У арабов была легкая и быстрая конница. А противники были истощены долгой войной руг с другом. В VIII веке у арабов была сильная военная организация, а соседние страны ослаблены политической раздробленностью.

- Временем расцвета Арабского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768 – 809 гг.)

- Из-за притеснений немусульман, народных восстаний и военных вторжений турок.

5. Первичное закрепление и осмысление знаний

Организация решения кроссворда


Обобщают полученный материал.

преобразуют практическую задачу в познавательную.




Вопрос №5 стр.77



Работают с картами, анализируют, отвечают

6. Рефлексия.

Обобщающая беседа

Оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Понимают причину успеха в учебной деятельности

Организует беседу, оценивает работу учащихся.

Что мы изучили сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

-Каким образом вы их преодолели?

-Что в новом материале вас заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу на

уроке?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние.

7. Домашнее задание

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.

§ 9 читать

Воспринимают задание, уточняют.












Просмотр содержимого презентации
«халифат»

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

АРАВИЯ Полуостров на юго-западе Азии.

АРАВИЯ

Полуостров на юго-западе Азии.

КААБА

КААБА

Ислам
  • Ислам – мировая религия, возникшая в VII веке среди арабов
МУХАММЕД Основатель ислама, почитаемый как пророк бога Аллаха.

МУХАММЕД

Основатель ислама,

почитаемый как

пророк бога Аллаха.

КОРАН  – священная книга мусульман.

КОРАН – священная книга мусульман.

Шариат – правила поведения Кади – духовные судьи Хиджра – переселение, начало мусульманского летоисчисления (622 г.) Мекка, Медина
  • Шариат – правила поведения
  • Кади – духовные судьи
  • Хиджра – переселение, начало мусульманского летоисчисления (622 г.)
  • Мекка, Медина – священные города мусульман
Работа по п. 5 стр.73

Работа по п. 5 стр.73

  • Какие территории были подчинены?
  • Как стало называться государство?
  • Столица.
Работа по п. 8 стр.75

Работа по п. 8 стр.75

  • Объясните причины военных успехов арабов.
  • Когда Арабский халифат достиг своего расцвета?
  • Почему произошёл распад халифата?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!