СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России 11 класс "Первая Российская революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для проведения урока истории России в 11 классе. Материал содержит в себе вопросы и задания, способствующие  усвоению материала учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России 11 класс "Первая Российская революция"»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 11 КЛАСС.

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

ЦЕЛИ:

  • дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации;

  • дать представление о причинах, приведших к революции 1905-1907 гг;

  • установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX века и и социально-экономическими процессами в развитии России;

  • установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства начала XX века:

  • проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России;

  • познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг;

  • охарактеризовать содержание программных документов возникших партий.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в новый материал.


«Государь! Мы, рабочие и жители города С-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы- родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают… В нас не признают людей...Настал предел терпению...» Так начиналась петиция, которую хоте подать царю рабочие Петербурга. О том, как развивались события. Узнаем на нашем уроке.

Тема урока «Первая Российская революция »

ПЛАН УРОКА.

1. Причины, начало и этапы революции.

2. Формы революционной борьбы.

3. Новый политический строй.

4. Партии в революции.

5. Начало российского парламентаризма.


  1. Работа по теме урока.

  1. Причины, начало и этапы революции.

Революция 1905-1907 гг назревала в течение долгого времени, в основе ее лежали глубинные экономические и социально-политические причины.

Задание. Работая с текстом п.1 § 2-3, найдите причины революции 1905-1907 гг.

Причинами революции являются противоречия:

  1. между потребностью развития капитализма и наличием феодальных пережитков

  2. между крестьянами и помещиками

  3. между капиталистами и рабочими

  4. между властью и формирующимся гражданским обществом

  5. между царизмом и народами

Поводом к началу революции стали события, вошедшие в историю под названием «Кровавое воскресенье». С чего же начались эти события?

После увольнения четырех рабочих из солидарности забастовали сначала Путиловский, а затем и другие заводы столицы. Поскольку в этот период шла русско-японская война, забастовка грозила суровыми наказаниями. Так родилась идея написать петицию от имени народа и отправиться к царю, чтобы вручить ее. Автором идеи стал священник Гапон.

Власти сделали вывод: рабочее движение вырвалось из-под контроля властей. Было решено преподать рабочим урок.

Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

Царя с нетерпением ждали,

Как вдруг между нами и царским крыльцом .

На ружьях штыки заблистали.

И рота за ротой, все супротив нас,

Вдруг фронтом развернуты были.

Наставили дула в лица как раз

И… в грозном молчанье застыли.

Так тихо, так жутко..

Вдруг слышится: «Пли!».

Опомниться мы не успели,

Свалились уж многие на снег в крови,

За залпами залпы гремели.

И ужас объял нас. Безумно крича,

Мы с страшного места бежали,

Израненных, мертвых с собой волоча,

А в тыл нам стрелять продолжали.

Рабочий один шел, молчанье храня,

Он нес бездыханное тело,

Прах той, что погибла его заслоняя,

От легкости зверской прицела.

Но вот, обернувшись навстречу стрельбе,

Он крикнул, рукой потрясая:

«Палач и убийца, проклятье тебе,

Проклятье родимого края!

Пред пышным дворцом мы появимся вновь,

День близок кровавой расплаты

За кровь трудовую, невинную кровь,

Что брызнула в эти палаты!»

- Объясните, почему выдвинули регулярную армию. Которая применила оружие против мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г?

- Почему 9 января 1905 г было признано началом революции?

Запись в тетради.

9 января 1905 г- «Кровавое воскресенье»

Интересные факты.

Любопытный разговор произошел 9 января между М.Горьким и С.Морозовым, фабрикантом, дававшим, как известно, деньги не только на благотворительные нужды, но и на революционную деятельность:

«- Революция обеспечена- сказал Савва.- Годы пропаганды не дали бы того, что достигнуто в один день.

- Жалко людей,- проговорил М.Горький.

-Ах, вот что,- Морозов вскочил, забегал по комнате.- Конечно, однако- это другое дело. Тогда же надо говорить им: вставате. Тогда же убеждайте их- пусть они терпеливо лежат и гниют… Позволив убивать себя сегодня, люди приобрели право убивать завтра. Они, конечно, воспользуются этим правом. Я не знаю, когда жизнь перестанут строить на крови, но в наших условиях гуманность- ложь»

- Задумайтесь над этим разговором. Похоже, С.Морозов прав, и все же… Может ли гуманность быть ложью?


  1. Формы революционной борьбы.

Революция всколыхнула все слои российского общества.

Весной 1905 г рабочие Иваново-Вознесенска бастовали в течение 72 дней. Революционная волна затронула и деревню- крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. Революционеры-террористы совершали открытые нападения на высших чиновников.

У большинства населения России не было опыта революционной борьбы. Они его набирались в ходе борьбы.

Но все эти выступления не привели к изменениям существующего строя или каким-либо радикальным преобразованиям в социально-экономической сфере. Массовость движений еще не означала его полновесность и не приближала перемен.


  1. Новый политический строй.

Революционные события нарастали, осенью 1905 г Всероссийская октябрьская стачка заставила власти начать реформы. Российское общество раскололось на 2 враждующих лагеря- революционный и правительственный.

Но в правительственном лагере столкнулись две группировки. Одну из них возглавил генерал-губернатор Петербурга Д.Ф.Трепов. основной идеей которого являлась борьба с забастовщиками с помощью применения только военной силы.

Представителем другого течения являлся С.Ю.Витте. он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма.

Вернувшийся 16 сентября 1905 г из Америки С.Ю.Виттте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два способа превозмочь смуту- либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.

- Как вы думаете, что выбрал Николай II?

Запись в тетради.

17 октября 1905 г- подписание Манифеста, который содержал:

- обещание либеральных реформ;

- демократизацию выборов в Государственную думу;

- придание Государственной думе законодательных функций.


4. Партии в революции.

Манифест стал отправной точкой отсчета в процессе оформления политических партий в России.

Запись в тетради.

Политические партии в России начала XX века:

  1. Социалистические

  2. Либеральные

3) Монархические

Задание. Учащиеся читают п. «Социалисты в революции», «Либеральные партии. Организации правых» и дают характеристику этим партиям.


5.Начало российского парламентаризма.

В феврале-марте 1906 г. в России состоялись выборы в Государственную думу.

Запись в тетради.

27 апреля 1906 г- начало работы I Государственной думы.

Работа с таблицей. Учащиеся работают с таблицей на с.21 и сравнивают политический состав I II III IV Государственной думы.


  1. Подведение итогов урока.

Итог Первой российской революции:

- Началось превращение России в конституционную монархию с парламентом и легальными политическими партиями;

- Упал авторитет самодержавия, многие россияне освободились от монархических идей;

- Улучшилось положение крестьянства и рабочего класса.


V. Домашнее задание. Выучить § 2-3, подготовиться к тесту.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!