СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по курсу «История России» для 7 класса по теме: «Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по курсу "История" для 7 класса по теме: "Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по курсу «История России» для 7 класса по теме: «Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней»»

Филиал МОУ «Макаровская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в селе Репьевка





Разработка урока по курсу «История России»

для 7 класса

по теме: «Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней»






Разработала: учитель истории первой квалификационной категории

Гуркина Татьяна Сергеевна







Разработка урока по курсу «История России» для 7 класса по теме: «Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней»

Разработала: учитель истории первой квалификационной категории Гуркина Татьяна Сергеевна


Дата


Тема

Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней

Тип урока

Изучение нового материала, урок-проект

Проблемный вопрос

Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной?

Цель урока

Сформировать представление о Лжедмитрии II и иностранной интервенции (Речи Посполитой и Швеции) в Российском государстве.

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить причины экономических трудностей начала XVII в; объяснить появление самозванства; Узнать к кому обратился Василий Шуйский за помощью против борьбы с Лжедмитрием II и к каким последствиям это привело; Выяснить наиболее главные события смуты и их последствия.

Образовательные ресурсы

Учебник, § 14—15. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Карта «Смутное время в России (1604—1618)», презентация, Нравы Смутного времени  (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 12, глава 2, с.508-509)

Основные вопросы изучения материала

1) Лжедмитрий II. Тушинское правительство.

2) Перелом в настроении народа.

3) Вторжение Речи Посполитой и Швеции

Основные понятия и термины

Самозванство. Магнат. Смута

Основные даты

1606—1610 гг. — правление Василия Шуйского.

1607 г. — установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян.

1609 г. — вторжение войск Речи Посполитой в Россию

Персоналии

Лжедмитрий II. М. Шеин. М. Скопин-Шуйский. Василий Шуйский. Сигизмунд III. Гермоген

Домашнее задание

Все: § 14—15 учебника; вопросы 2-5 на с.18;

На «4»: Рабочая тетрадь – Задание 10, стр. 62;

На «5»: Думаем, сравниваем, размышляем – вопрос 1 на стр. 20




Ход урока

Этапы урока

Поставленные задачи. Познаваемые вопросы

Действия педагога

Действия обучающихся

Оценивание образовательных результатов

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок

Приветствует учеников. Создаёт благоприятную психологическую и эмоциональную атмосферу

Приветствуют учителя, готовятся к уроку



II.

Мотивация

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Объясните понятия «Смутное время», «Смута».

Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока.

Беседа.

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

1. Беседа

Вспомните, о каких гражданских войнах вам известно из курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодалов или князей? Как смутные времена отражаются на государстве, народе? Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались?

Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания

Беседа.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

III. Изучение нового материала


1. Рассказ учителя

Рассказ учителя


Беседа

Рассказывает пункты 8 «Лжедмитрий II» и 9 «Тушинское правительство»


Выскажите своё мнение о «тушинских боярах».

Слушают учителя.






Высказывают своё мнение.

Рассказ учителя


Беседа

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

III. Изучение нового материала


2, Мини-проекты






Раскрывать смысл понятий.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Оценивать поступки людей и их последствия.

Моделировать отношения социальных групп.

Выполнять творческие задания по исторической тематике.

Давать оценку творческим работам одноклассников.

Определять свои познавательные интересы.

Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов.

Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации

Первая группа

Формирование навыков исследовательской работы

Перед вами план исследования (Приложение № 1).

В этом плане вы будете записывать выводы.

Знакомятся с планом исследования.



Столкновение с проблемой

- Какой была жизнь людей в период Смуты?

- Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования.



Формулируют проблему

Как улучшить жизнь людей в период Смуты.




Выдвижение рабочей версии исследования

Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования?

Формулируют выводы



Исследование документа

1. Работаем с документом (Приложение № 2)


Проанализируйте документ.

Работают с документом



Заполняют таблицу



Подведение итогов

Сделайте вывод о том, кто

- Какой была жизнь людей в период Смуты?

- Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

(записать в таблицу)

Записывают вывод в таблицу.



Презентация мини-проекта

Направляет обучающихся, следит за правильностью

Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения.


Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям.








Вторая группа

Формирование навыков исследовательской работы

Перед вами план исследования (Приложение № 1).

В этом плане вы будете записывать выводы.

Знакомятся с планом исследования.


Раскрывать смысл понятий.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Оценивать поступки людей и их последствия.

Моделировать отношения социальных групп.

Выполнять творческие задания по исторической тематике.

Давать оценку творческим работам одноклассников.

Определять свои познавательные интересы.

Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов.

Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации


Столкновение с проблемой

- С какой страной Шуйский заключает договор для борьбы с Лжедмитрием?

- К каким последствиям привели действия Василия Шуйского?

Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования.



Формулируют проблему

Притеснения русского народа (грабежи, насилия и убийства).



Выдвижение рабочей версии исследования

Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования?

Формулируют выводы



Исследование текста и иллюстрации

1. Работаем с текстом учебника (Пункт 10, стр. 15)

2. Работаем с иллюстрацией в учебнике (стр. 15)


Проанализируйте Пункт 10 «Перелом в настроении народа» и портрет М.В. Скопина-Шуйского на стр.15.

Работают с текстом, иллюстрацией учебника.



Заполняют таблицу



Подведение итогов

Сделайте вывод о том,

- С какой страной Шуйский заключает договор для борьбы с Лжедмитрием?

- К каким последствиям привели действия Василия Шуйского?

(записать в таблицу)

Записывают вывод в таблицу.



Презентация мини-проекта

Направляет обучающихся, следит за правильностью

Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения.

Формулируют решение проблемы:

Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям.








Третья группа

Формирование навыков исследовательской работы

Перед вами план исследования (Приложение № 1).

В этом плане вы будете записывать выводы.

Знакомятся с планом исследования.


Раскрывать смысл понятий.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Оценивать поступки людей и их последствия.

Моделировать отношения социальных групп.

Выполнять творческие задания по исторической тематике.

Давать оценку творческим работам одноклассников.

Определять свои познавательные интересы.

Раскрывать истоки и последствия исторических событий и процессов.

Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации информации


Столкновение с проблемой

К каким последствиям привёл союз Шуйского с Сигизмундом III?

Войска какого государства осадили Смоленск и Троице-Сергиев монастырь?

Какая страна тоже воспользовалась бедственным положением Российского государства?

(записать в таблицу)

Дают предположения. Ставят цель, задачи исследования.


Формулируют проблему

Иностранная интервенция.



Выдвижение рабочей версии исследования

Ребята, к какому выводу мы пришли в ходе исследования?

Формулируют выводы



Исследование текста и карты

1. Работаем с текстом учебника (Пункт 11, стр. 16)

2. Работаем с картой в учебнике (стр. 17)


Проанализируйте Пункт 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию» и карту на стр.17.

Работают с текстом и картой учебника.



Заполняют таблицу



Подведение итогов

Сделайте вывод о том,

К каким последствиям привёл союз Шуйского с Сигизмундом III?

Войска какого государства осадили Смоленск и Троице-Сергиев монастырь?

Какая страна тоже воспользовалась бедственным положением?

(записать в таблицу)

Записывают вывод в таблицу.



Презентация мини-проекта

Направляет обучающихся, следит за правильностью

Рассказывают, что они записали в таблице, отстаивают свою точку зрения.

Формулируют решение проблемы:

Собрать народное ополчение и дать отпор притеснителям.








IV. Закрепление

Индивидуальная работа


Тест

1. В каком подмосковном селе располагался лагерь самозванца Лжедмитрия II?

Ответ: ____________________________

2. Какое прозвище получил новый самозванец, лагерь которого был расположен в подмосковном селе?

Ответ: ____________________________

3. Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг.

1) Михаил Шеин

2) Михаил Скопин-Шуйский

3) Михаил Романов

4) Прокопий Ляпунов

4. Какой город в течение 20 месяцев героически оборонялся от польских войск в 1609-1610 гг.?

1) Псков

2) Новгород

3) Смоленск

4) Рига

5. Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города?

1) Франции

2) Монголии

3) Неаполитанского королевства

4) Швеции


Ответы:

1 – Тушино

2 – Тушинский вор

3 – 2

4 – 3

5 – 4


Выполняют тест

Тест

Личностные: формируется самооценка: высокая или низкая.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения полученного знания.

V. Рефлексия

Фронтальная работа



Беседа.


Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной?

В чём вы видите главные уроки Смуты и интервенции для России?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа



Беседа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

VI. Домашнее задание


Объясняет выполнение

домашнего задания


Д/з:

Все: § 14—15 учебника; вопросы 2-5 на с.18.

На «4»: Рабочая тетрадь – Задание 10, стр. 62.

Задание 10. На основе учебника и найденного самостоятельно дополнительного материала напишите короткое эссе (не более 100 слов) об одном из исторических деятелей Смутного времени.

На «5»: Думаем, сравниваем, размышляем – вопрос 1 на стр. 20.

Вопрос 1. Ниже приведены точки зрения историков по поводу причин Смутного времени. Ознакомьтесь с ними. Какие причины Смуты выделили бы вы? Сформулируйте эти причины в виде тезисов (коротких высказываний). Запишите их в тетрадь.


Записывают

домашнее задание

в дневник















Приложение № 1

Задание 1 гр. Нравы Смутного времени (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 12, глава 2, с.508-509)

Вопросы к документу

- Какой была жизнь людей в период Смуты?

- Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

План исследования

Проблема

Цель исследования

Задачи исследования

Выводы

Решение проблемы














Задание 2 гр. Учебник Пункт 10 «Перелом в настроении народа» и портрет М.В. Скопина-Шуйского на стр.15.

Вопросы к документу

- С какой страной Шуйский заключает договор для борьбы с Лжедмитрием?

- К каким последствиям привели действия Василия Шуйского?

План исследования

Проблема

Цель исследования

Задачи исследования

Выводы

Решение проблемы

















Задание 3 гр. Учебник Пункт 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию» и карту на стр.17.Вопросы к документу

- К каким последствиям привёл союз Шуйского с Сигизмундом III?

- Войска какого государства осадили Смоленск и Троице-Сергиев монастырь?

- Какая страна тоже воспользовалась бедственным положением Российского государства?

План исследования

Проблема

Цель исследования

Задачи исследования

Выводы

Решение проблемы




































Приложение 2

3 группа Нравы Смутного времени (Н.М.Карамзин передает слова монаха Авраамия Палицына – свидетеля Смутного времени)

Но кто мог узнать и всю Россию, где, в течение веков, видели мы столько подвигов достохвальных, столько твердости в бедствиях, столько чувств благородных? Казалось, что Россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры; что государство, зараженное нравственною язвою, в страшных судорогах кончалось!.. Так повествует добродетельный свидетель тогдашних ужасов Аврамий Палицын, исполненный любви к злосчастному отечеству и к истине:

“Россию терзали свои более, нежели иноплеменные: путеводителями (проводниками), наставниками и хранителями Ляхов (поляков) были наши изменники, первые и последние в кровавых сечах: Ляхи, с оружием в руках, только смотрели и смеялись безумному междоусобию. В лесах, в болотах непроходимых Россияне указывали или готовили им путь и числом превосходным берегли их в опасностях, умирая за тех, которые обходились с ними как с рабами. Сердце трепещет от воспоминания злодейств…Уже не сражаясь за отечество, еще многие умирали за семейства: муж за супругу, отец за дочь, брат за сестру вонзал нож в грудь Ляху. Не было милосердия: всех твердых в добродетели предавали жестокой смерти; метали с крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов… Видя сию неслыханную злобу, Ляхи содрогались и говорили: что же будет нам от Россиян, когда они и друг друга губят с такою лютостию? Сердца окаменели, умы омрачились; не имели ни сострадания, ни предвидения: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали: оно минует нас! или искали в нем личных для себя выгод. В общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь Дворянством, Дворяне Вельможами. Не только простые простых, но и знатные знатных, и разумные разумных обольщали изменою, в домах и в самых битвах; говорили: мы блаженствуем; идите к нам от скорби к утехам!.. Гибли отечество и Церковь: храмы истинного Бога разорялись…Люди уступили свои жилища зверям: медведи и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях…Могилы как горы везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и в пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них осушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи: ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, домы и все, да будет Россия пустынею необитаемою!”

(Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 12, глава 2, с.508-509)















Список используемой литературы

1. История государства Российского. (СПб, 1997) Кн. 3 [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo-kniga-3/4

2. История России. 7 класс. Учеб. для образоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин и др.]; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2018. – 128 с.

3. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / О. Н. Журавлева. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.

4. Рабочая тетрадь. 7 класс : к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 7 класс» ФГОС (к новому учебнику) / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Лукутин, Л. А. Соколова. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.

5. Тесты по истории России. В 2 частях. Ч. 2: 7 класс : к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 7 класс» ФГОС (к новому учебнику) / С. Е. Воробьёва. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 80 с.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!