Тема урока | Письменное деление на двузначное число. |
Цель урока | Способствовать ознакомлению с приёмом письменного деления трёхзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число; развитию умений решать текстовые задачи, находить значение выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства. |
Задачи урока: образовательные; развивающие; воспитательные. | 1. Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память, речь учащихся, интерес к математике. 2. Воспитывающие (коммуникативные): воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно; самоконтроль. 3. Образовательные (учебно-познавательные): учить делить многозначные числа на двузначное с помощью алгоритма; закреплять умения решать задачи изученных видов. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: познакомятся с приёмом письменного деления трёхзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, научатся решать текстовые задачи, находить значение выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; научатся вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: научатся понимать универсальность математических способов познания окружающего мира. |
Место урока в системе уроков | Первый урок в разделе «Умножение и деление. Деление на двузначное число». Опирается на знание деления двузначного числа на двузначное способом подбора, умение пользоваться алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся | Технологии: информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества. Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Приёмы: отсрочка ответа |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
I.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности. |
Эмоциональ-ная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Придумано кем- то просто и мудро При встрече здороваться: доброе утро! Доброе утро-солнцу и птицам. Доброе утро- улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л-понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II.Актуализация опорных знаний |
1.Повторение величин | Самостоятельная работа на сайте Учи.ру Учитель включает по времени работу (5 минут) | Задание от учителя | П-фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково- символической форме (на моделях); проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения К- обмениваются мнениями, уважают мнение других. Л-осознают свои возможности в учении, связывают успехи с трудолюбием. |
2. Устный счёт Пройди полосу | Учитель использует задание из презентации к онлайн-уроку «Деление на двузначное число» Учи.ру | Выполняют задания |
III.Целеполагание. |
Определение темы и цели урока. | Проблема. Все ли значения выражений вам легко было найти? Какое выражение вызвало затруднение? Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Определите тему урока. | Определяют тему, цель урока под руководством учителя. (Тема нашего урока – деление многозначных чисел на двузначное). Цель нашего урока познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра. | Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
IV.Открытие нового знания. |
1.Ознакомление с новым приёмом. | Открой учебник на стр. 58. - Вспомни алгоритм письменного деления, устно объясни, как выполнено деление с остатком в примерах возле красной линии. Помни: в конце мы должны обязательно сравнить остаток и делитель (остаток должен быть меньше делителя) - С опорой на алгоритм объясните решение примера Деление с остатком (в уме) (Учи.ру. Математика. Деление с остатком) | Высказывают предположения. Читают объяснение на стр. 57., составляют алгоритм по опорным словам: 1. Выделяю первое неполное делимое . 2. Определяю количество цифр в значении частного. 3. Подбираю цифру частного. 4. Проверяю подобранную цифру. | П- понимают базовые межпредметные и предметные понятия; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового характера; используют знаково- символические средства представления информации для решения учебно- познавательных задач. Р- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; К- обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать и вести диалог; формулируют и аргументируют своё мнение; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Л-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении |
V.Первичное закрепление |
1.Работа по учебнику. № 206 2. Физминутка. | № 211. Выполни письменное деление с остатком, проверку выполняй устно. Напомню: 1) сравни остаток и делитель 2) умножь делитель на полученное частное 3) прибавь остаток. Организует проведение физминутки на основе комплекса общеразвивающих упражнений для верхней части туловища. Зарядка для глаз | 156 разделить на 48. В частном будет одна цифра, так как первое неполное делимое всё число Чтобы легче было найти частное, разделю 15 на 4 (делиться 12, получится 3). Это пробная цифра. 48 умножу на 3 (40*3+8*3=144) Вычитаю 156-144=12. Это остаток. Сравниваем с делителем. 12 меньше 48, значит, мы разделили верно. | П- осознанно и произвольно строят речевые высказывания, Р-принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют учебные действия, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, К- проявляют готовность слушать, Л-осознают свои возможности в учении, имеют установку на здоровый образ жизни. |
VI.Практическая деятельность |
1.Задача | Решение задачи. № 214 - прочитай задачу. Как можно составить условие? - Продумай ход решения. Второе действие сначала запиши в строчку, а ниже выполни вычисление в столбик. Думай, что на что умножаем. - Не забудь записать пояснения и ответ. | После чтения задачи записывают условие. Всего – 350 маш. Не дошли – 105 маш. Прибыли - ? машин ? спортсменов В одной машине – 3 спортсм. После анализа записывают решение самостоятельно. Поверяют решение по слайду. | П- проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов; выстраивают логическую цепь рассуждений и доказательств; используют математические термины, символы, знаки. Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Л- осуществляют смыслообразование, осознают ответственность за общее дело; проявляют интерес к предмету |
2. Геометри-ческий материал. Логическая задача. | Посчитай, сколько треугольников. | |
Отрабатываем новую тему | - Сколько цифр в частном? Верно ли выполнено деление? | | |
VII.Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Выставление оценок. | Какие знания вам понадобились на уроке? Чему учились на уроке? Что показалось непонятным? Для чего нам нужны эти знания? Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы | П- ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже известного. Р- оценивают собственную деятельность на уроке Л- проявляют интерес к предмету |
VIII.Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Повторить алгоритм деления многозначного числа на двузначное. Карточки «Деление на двузначное с остатком» «Деление в столбик. Тренировка» | | Р- принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения |