Тема: Единица вместимости – литр.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с единицей вместимости – литр, закрепления знания состава чисел первого десятка; развития навыков счёта; умений решать задачи изученных видов.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.
Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):
Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в первом классе учимся!
Всё у нас получится!
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Я вам всем, сегодня на уроке, желаю приятного аппетита к знаниям!
1.Каллиграфическая минутка.
5
(письмо в воздухе, в тетради)
-Какие числа можно составить из этих цифр?
-Что вы знаете об этих числах?
2.Математический диктант:
1.Какое число надо прибавить к 2, чтобы получить 10?
2.Первое слагаемое 4, а второе-2. Чему равна сумма.
3.Уменьшите 7 на 3.
4.Найдите разность 8 и 6.
5.Какое число предшествует числу 1?
8 6 4 2 0
-Найдите закономерность числового ряда.
1. Работа в парах.
На столе слова:
длина
вместимость
сантиметр
масса
килограмм
- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
Проверка:
1. Масса, килограмм.
2.Длина, сантиметр.
-Длина-величина, единица измерения – сантиметр.
-Масса - величина, единица измерения –килограмм.
- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?
- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе?
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
ВМЕСТИМОСТЬ
-Кто знает, где используется это понятие (слово)? (величина, связанная с измерением жидкости)
-У длины есть своя мерка-см, у массы-кг, а у вместимости тоже должна быть своя мерка.
-Какой же секрет математики мы сегодня откроем?
-Предположите тему нашего урока.
-Посмотрите у меня на столе есть разные ёмкости (сосуды).
-Назовите их. (банка, кастрюля
и бутылка)
Они наполнены водой, (во всех ёмкостях её одинаковое количество по 1 л.)
-Как вы думаете, в какой ёмкости воды больше?
(я никак не могу разобраться в этом)
-Кто считает в банке, кто в кастрюле, а я думаю-в бутылке?
Проблема!
-Как найти нам выход из этой проблемной ситуации? Что вы предлагаете?
-Хорошо, давайте измеряем.
-А чем можно измерить?
-Я вам предлагаю измерить вот такой банкой (1л)
-Давайте решим эту проблему в ходе исследования.
Я предлагаю нашим исследователям измерить количество воды банкой.
-Остальные наблюдатели будут делать выводы.
Будьте внимательны, следите за исследованием!
-Что вы заметили?
-Ваши мысли по этому поводу?
-Оказалось, что воды во всех ёмкостях поровну.
- Какую мерку использовали наши исследователи для измерения вместимости жидкости в ёмкостях?
-Это литровые банки. Это литр.
-Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
(показ пакет молока 1л, пачка сока 1л, бутылка масла)
Измеряют
вместимость сосудов литрами
-единой международной единицей.
-Какой секрет математики мы открыли в ходе исследования?
Физминутка
Предлагаю игру на внимание.
Я показываю карточку с названием единиц измерения различных величин, если означающая длину - вы шагаете,
массу -приседаете,
вместимость-хлопаете в ладоши)
10см,8кг,5л,3см,7л,4кг
Историческая справка
«Литр» стали использовать с 18века и назвали в честь француза Клода Литра. Вот уже 250 лет литр является единицей измерения жидкости.
-Давайте посмотрим, сколько литров воды всего вмещается в эту банку (2л)
-Какую же единицу измерения вместимости жидкости используют?
Слово «литр» сокращённо пишут так: л
3л 5л 1л
– Откройте учебник на странице 38.
1.Задание №2
(прочитайте внимательно жужжащим чтением)
-Сколько литров воды входит в ведро? (10л)
-Запишите, сколько литров воды надо долить в ведро?
А знаете ли вы, что…
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
2.Решение задачи №3
-Прочитайте внимательно задачу.
-Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
Дополните схему
-Сколько литров молока в банке? Бидоне?
-Прочитайте вопрос задачи.
-Чем необычна задача? (два вопроса)
-Можем ли мы ответить сразу на второй вопрос? Что мы не знаем?
Гимнастика для глаз (найдите глазками капельки воды, сначала голубые, а потом-красные)
Творческое задание (мини-проект)
Вчера после уроков я посетила школьную столовую и поговорила с зав.столовой Натальей Петровной и много интересного узнала.
Я узнала,что
за завтраком наш 1»Б»класс выпивает 4л чая, а
1 «А» класс -5л.
1группа-узнайте, сколько литров чая всего выпивают два класса?
2 группа-узнайте, на сколько литров чая больше выпивает 1 «А»класс ,чем 1 «Б»?
3 группа- узнайте, на сколько литров чая меньше выпивает 1 «Б»класс ,чем 1 «А»?
Обсудите в группе
-Молодцы!
Представляете оказывается:
что все первые классы выпивают 20 литров чая - это 2 ведра.
А ученики всей школы – 200 литров…это целая бочка!
Рефлексия учебной деятельности
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
--Какой ещё секрет математики мы сегодня открыли?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Дополни высказывания:
-меня удивило в ходе исследования…
-теперь я могу…
-урок дал мне для жизни…
Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
Лесенка успешной работы
-Выберите цвет своей работы на уроке и нарисуйте на листе полосой:
-жёлтый-всё удалось, всё получилось;
-зелёный-многое удалось и получилось, но были затруднения;
-красный-меньше удалось, было много затруднений.
Я вам предлагаю дома узнать о старинных мер измерения вместимости( где, когда и что обозначала эта мера).
Подведём итог вашей работы, выполнив коллективный проект.