Тема. ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; прививать аккуратность.
Оборудование: счетный материал; предметные картинки с изображением зверей; знаки «+», « - », «=»; ромашки с цифрами от 1 до 4.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Повторение изученного материала.
Найдите лишнюю комбинацию геометрических фигур. Объясните по каким признакам она отличается от других.
У прилавка в магазине звери в очередь встают:
Кто с котомкой, кто с корзиной…
Все торговли бойкой ждут.
Первый заяц длинноухий
в серой шубке меховой,
следом кот с хозяйской сумкой,
Несомненно, он второй
Третий - лис рыжеволосый,
Притащил с собой бидон.
А за ним, здесь нет вопросов,
Волк стоит - четвертый он
Пятый – ёж с копной иголок,
Добродушный и смешной.
- Сколько было зверят?
- Посчитайте их слева направо, справа налево.
- Каким по порядку был кот? Волк?
- Кто был первым? Третьим? Пятым?
- Назовите каким по порядку является каждый из зверей. ( Дети называют порядковый номер каждого зверя, опираясь на рисунки. Можно закрыть рисунки и предложить ученикам назвать номер по памяти)
3. Изучение нового материала.
Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам или по наборному полотну. (с. 28 учебника, часть 1)
Например: на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.
– Сколько ёжиков было сначала? (Один.)
– Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.)
– Сколько ёжиков стало? (Два.)
Пример записывается на доске.
– Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.)
– Для того, чтобы показать, что ёжиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение детьми вслух.)
Мы решали, мы решали.
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например: было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.
– Сколько зайчиков было? (Три.)
– Сколько ушло? (Два.)
– Сколько осталось? (Один.)
– Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.)
– Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.)
– Почему? (Зайчиков стало меньше.)
– В математике, для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 2 = 1. (Запись выполняется карточками из кассы цифр.)
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)
Капуста
- Мы капусту рубим, рубим
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем, мнем
ручками "мнем" капусту
Развитие и закрепление математических знаний.
2 + 2 = 4 2 + 3 = 5 2 + 1 = 3
На картоне ниткой прикреплены 4 вырезанные ромашки так, чтобы их можно было перевернуть на обратный бок. Но сначала ученик должен отгадать, какое число с обратной стороны. Для этого необходимо знать состав числа 5.
С обратной стороны: 4, 3, 2, 1
Определите закономерность и заполните последний квадрат.
Итог урока
- Что нового узнали?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?