11
ОТКРЫТЫЙ УРОК (В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ)
ПО ПРЕДМЕТУ «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»
10 ЯНВАРЯ 2014 Г.
УЧИТЕЛЬ: ПЕТРЕНКО Н.А.
ТЕМА УРОКА: «ЗИМНЯЯ ПАСХА В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДМОСКОВЬЯ»
Цели и задачи:
расширить знания учащихся о евангельских событиях и иконографии Рождества Христова;
объяснить основные культурологические и богословские понятия, связанные с темой Рождества;
познакомить учащихся с историей рождественской открытки, святочного рассказа;
познакомить с храмами в честь Рождества Христова;
познакомить с литературой на рождественскую тему;
познакомить с традициями и обрядами празднования Рождества;
познакомить с историей возникновения театра типа «вертеп»;
развивать речь учащихся, отрабатывать навыки рассуждения, ответа на проблемный вопрос, создания в устной форме текста-рассуждения;
воспитывать чувство восприятия прекрасного через эмоциональное воздействие;
воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории малой родины – Подмосковья;
показать межпредметные связи учебного материала, связь изученного материала с жизнью.
Оборудование и используемые материалы:
презентация в формате РРТ
музыка: записи церковных песнопений, колядок, отрывков из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
музыкальный центр
мультимедийное оборудование
вертеп, изготовленный учащимися воскресной школы: декорация с изображением города, горы с пещерой, куклы-персонажи, фигурки ангелов из бумаги на длинных спицах
книги о Рождестве
Ход урока:
Здравствуйте!
(Икона Рождества Христова, звезда. Вертеп, ясли, Божия Матерь, Иосиф, младенец Иисус, пастухи, ангелы, волхвы – цари, мудрецы).
- (слайд 5) Вот еще несколько икон Рождества Христова, обратите внимание, они написаны в разные века, разные иконописные школы, а сюжет узнаваем. Это благодаря тому, что православные иконы пишутся и по сей день в соответствии со строгими канонами (правилами). Все в них прописано: и композиция, и фон, и цвет одежды, и даже поворот головы. А как вы думаете, почему?
-Правильно, каноны, правила, церковный устав позволяют сохранит порядок в передаче идейного, духовного смысла, не отвлекаться на житейское, устремлять помыслы ГОРЕ (ввысь), поэтому фоном многих икон и фресок служит изображение «горки» как символа духовного восхождения.
Обратите внимание на волхвов. Икона посвящена событию Рождества Христова, по идее должны быть изображены действующие лица именно этого дня, который православными христианами отмечается 25 декабря по старому стилю, 7 января - по новому. А ведь волхвы приехали намного позже. Когда они отправились в путь?
(Когда Христос родился и на небе появилась его звезда).
(Они тесно связаны по сюжету – дарами, поисками истины, стремлением идти к Царю царей).
-(слайд 7,8) Волхвы, между прочим, не всегда изображаются на иконе Рождества. Есть и самостоятельные, отдельные иконы «Поклонение волхвов».
-(слайд 9) А вот фреска «Рождество Христово». Кто знает, что это такое?
(роспись по сырой штукатурке) - Фреска бывает не только в храмах, это способ изображения.
– А еще? - В центре храма на аналое – наклонном столике – лежит икона праздника, оформленная в виде вертепа – пещеры, где родился Христос. Например, вот такого-(слайд 10)
-(слайд 16) Это было в 4-м веке, когда православное богослужение еще окончательно не сложилось, и многие тропари и кондаки обычно пел один певец, часто сочиняя слова прямо во время богослужения, импровизируя, а это требовало образования и таланта. Служил в главном Константинопольском соборе святой Софии юноша Роман. Он был неопытным певчим, но очень усердным. А плата была для всех одинаковой. Романа привез в храм патриарх, его невзлюбили певчие, насмехались над его выговором (он был родом из Сирии), их злило его усердие. Однажды за утреней Рождественского сочельника в присутствии патриарха и императора они вытолкали Романа на середину храма в тот момент, когда певец должен был петь кондак. «Ты получаешь одно с нами жалование, так пропой сейчас один песнь в честь Великого Праздника!...» Со слезами стыда Роман молчал. Он не мог ни сочинить, ни спеть… После службы он долго стоял на коленях перед иконой Божией Матери, изливая перед ней в слезах и молитве боль своей души, просил о помощи. А во сне ему явилась Царица Небесная и тихим голосом сказала: «Открой твой рот!» Затем Она вложила ему в рот маленький свиток какими-то надписями. Роман проглотил записку и тут же проснулся. И вечером на Рождественской всенощной он сам поднялся на возвышение и запел слова, которые еще никто никогда не слышал: Дева днесь … В житии святого Романа Сладкопевца говорится, что сила этой молитвы была так велика, что не только весь хор, но и весь народ, не зная слов, подхватил последние строки.
-(слайд 17) Ну и в завершение богословского блока нашего урока осталось сказать о том, что немало храмов на русской земле посвящено Рождеству Христову, а мы сейчас совершим маленькую заочную экскурсию по таким храмам Подмосковья, а путешествовать будем под музыку. А вы внимательно слушайте, интересно, знакома ли она вам?
(живопись –иконы, фрески; музыку – молитвы; литературу – богослужение, Евангелие; архитектуру – храмы)
-Откройте, пожалуйста, учебник духовного краеведения, в нем на стр.64 в рубрике "Знаешь ли ты?" есть такая статья: (чтение текста о праздновании Рождества на Руси и колядках). Давайте послушаем колядки.
(колядки – фрагмент №4)
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Чтобы рожь густа.
Рожь ужимиста.
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с теленочком,
Овцу с поросеночком,
Лошадь с жеребеночком,
Свинью с ягненочком,
Хозяину с хозяйкой –
Солнце и месяц,
Детушкам их милым –
Многие лета!
Коляда, коляда – подай пирога!
Подай, не ломай,
А по целому давай.
Кто даст пирога – тому скота, живота,
Кто не даст пирога – мы корову за рога.
- Такие пожелания звучали у крыльца каждого дома из уст колядовщиков. Обычай колядования хорошо знаком вам по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840-м году.
В 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Первые из них были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (община святой
Екатерины). Открытки в дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порой и превосходили их. Особенно было отрадно то, что, как писало одно издательство: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых русской открыткой, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».
Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась международного стандарта величины открытки (9х14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.
После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом.
В годы Великой Отечественной войны, а точнее, в 1941 году, традиция теперь уже новогодних открыток вернулась вместе с новогодней елочкой.
Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. А чуть более 10 лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, рождественская открытка.
А теперь полюбуйтесь на эту красоту и послушаете еще один музыкальный фрагмент.
(показ открыток: слайды 33-66 + музыка №5 Щелкунчик - Танец пастушков)
-Вы убедились, какое разнообразие открыток, посвященных Рождеству. Это только самая малая часть того, что было создано. А что их объединяет? (общее настроение, добро).
-А еще с Рождеством Христовым связано возникновение такого жанра литературы, как святочный рассказ. Как вы думаете, что это такое? (рассказ о чудесных событиях, произошедших в Рождественские дни)
Во всех христианских странах создано немало таких произведений. Назову самые известные имена зарубежных авторов: Ч.Диккенс, Г.Х.Андерсен, С.Лагерлеф, О.Генри.
У нас – Ф.М.Достоевский, А.Куприн, Д.Григорович, Е.Поселянин, Д.Булгаковский и другие. А вот как начинает свой рассказ о Рождестве наш земляк, житель Замоскворечья И.Шмелев:
(отрывок из рассказа: глава о Рождестве из произведения «Лето Господне» - начальные строки.)
-И пожалуй, ни одному христианскому празднику не посвящено столько стихов, как Рождеству. Авторами рождественской поэзии были С.Черный, А.Фет, Н.Рубцов, Ф.Достоевский, И.Гриневская, Я.Полонский, А.Блок, А.Солодовников и многие другие.
Я хочу прочитать вам одно из моих любимых стихотворений о Рождестве Ирины Гриневской.
Спал Вифлеем, забывший про дела,
И только пастухи стада пасли.
В ту ночь Мария Сына родила –
Дитя, похожее на всех детей земли.
Младенец в колыбельке сладко спал,
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в Нем.
Три пастуха и Ангел впереди,
Исполненные радости вошли,
И видят – прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.
Мария замерла, Иосиф чуть привстал –
На лицах их застыл немой вопрос…
И на Младенца Ангел указал:
Смотрите, люди, к вам пришел Христос!
Волхвы свой караван вели в песках,
Верблюды плыли, словно корабли,
Туда, где Мать качает на руках
Дитя, похожее на всех детей земли.
Где золотой соломой устлан пол,
Луна в окошко светит, как фонарь,
Младенца сторожат осел и вол:
Смотрите, люди, вот великий Царь!
Завета Ветхого и Нового порог!
Душа, неизреченному внемли:
Открылось небо, ныне с нами Бог –
Дитя, похожее на всех детей земли.
И Крестный путь, которым Он пройдет,
Уж виден Им из-под прикрытых век.
Когда-нибудь Пилат произнесет:
Смотрите, люди, это Человек!
Израиль, слушай! Выйдешь ли встречать
Того, о Ком пророки прорекли?
Но в одиночестве укачивает Мать
Дитя, похожее на всех детей земли.
-Определите одним словом настроение стихотворения.
(радость, нежность, ласка)
-А как дети готовились к этому празднику?
(Украшали дом, делали елочные игрушки, наряжали елку…)
А знаете ли вы, что словом «вертеп» называли не только пещеру, в которой родился Христос, но и особый вид драматической постановки. Дети не только колядовали, но и показывали маленький спектакль с одним – вечным – сюжетом. У меня для вас сюрприз. Вот вертеп, а вот куклы. Все это изготовила учительница мама учеников нашей школы Анна Анатольевна Федорищева со своей семьей. Кто хочет попробовать выступить в роли артиста – кукловода?
-Разбирайте персонажей. Ну что ж, давайте сымпровизируем!
(спектакль – учитель рассказывает сюжет Рождества, ученики двигают кукол. )
-А сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Какая музыка звучала сегодня во время просмотра видов храмов и открыток? (П.Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки», «Щелкунчик»). А ведь «Щелкунчик» - тоже рождественская история.
Сегодня на уроке мы говорили о чудном, волшебном празднике Рождества Христова. Этот праздник, как мы смогли убедиться, нашел отражение в живописи, музыке, архитектуре, драматургии, литературе. Обратите внимание на выставку книг. Я сделала закладки на самых интересных произведениях. Если вас заинтересовал мой рассказ, можете посмотреть и прочитать.