Разработка урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».
10 КЛАСС
Цель урока: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок смешанного типа или комбинированный урок)
План урока:
1. Социальные нормы, их значение.
2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
3. Социальные санкции.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.
- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?
- Существуют ли правила поведения для всех?
- Какой человек может стать преступником?
- Чем опасны алкоголь и наркотики?
3.Вопросы на повторение: 5 мин.
-Из курса основной школы вспомните, что такое социальные нормы?
-Какие социальные нормы вы знаете?
-Чем отличаются правовые нормы от других видов социальных норм?
III. Изучение нового материала.- 25 мин.
1. Социальные нормы, их значение. – 10мин.
Работа с учебником: выписать в тетрадь определение социальных норм.
Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.
З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 173-174 «Социальные нормы», составить кластер или схему, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.
Функции социальных норм: на доске схема (ученик)
К сожалению, формат схемы не загружается.
1.Интегрируют индивидов в группы,а группы – в общество.
|
2.Служат образцами, эталонами поведения
|
3.Контролируют отклоняющееся поведение
|
4.Регулируют общий ход социализации
|
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).
2. Как ожидания поведения (реакция других людей).
З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).
Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание. Нормы-правила включают законы, запрещающие такие поступки, как убийство и похищение людей.
Менее важные нормы названы нормами-ожиданиями, их нарушение не приведет к суровому наказанию. Нарушение некоторых норм-ожиданий, например, употребление вилки вместо ложки или появление на улице в купальном костюме, не всегда вызывает даже замечание.
2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. – 10 мин.
Отклоняющееся поведение.
1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.
2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Девиантное поведение
|
Делинквентное поведение
|
отклонение, не влекущее уголовное наказание
|
это серьезное правонарушение-преступление, влекущее уголовную ответственность
|
Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.
УК РФ выделяет следующие виды преступлений:
- Против личности
- В сфере экономики
- Против общественной безопасности и общественного порядка
- Против государственной власти
- Против военной службы
- Против мира и безопасности
Задание – стр. 182 – работа с документом «Девиантное поведение: благо или зло»
Ответьте на вопросы:
1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
3. Социальные санкции - 1 мин.
Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
Д.з.-п.16, придумать схему: способы воздействия на детей с девиантным поведением.
Примерная схема:
Литература к уроку:
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник по обществознанию для учащихся 10 кл.М. «Просвещение»,2010.
2. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение".»
Разработка урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». 10 КЛАСС.
Цель урока: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок смешанного типа или комбинированный урок)
План урока:
1. Социальные нормы, их значение.
2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
3. Социальные санкции.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.
- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?
- Существуют ли правила поведения для всех?
- Какой человек может стать преступником?
- Чем опасны алкоголь и наркотики?
3.Вопросы на повторение: 5 мин.
-Из курса основной школы вспомните, что такое социальные нормы?
-Какие социальные нормы вы знаете?
-Чем отличаются правовые нормы от других видов социальных норм?
III. Изучение нового материала.- 25 мин.
1. Социальные нормы, их значение. – 10мин.
Работа с учебником: выписать в тетрадь определение социальных норм.
Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.
З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 173-174 «Социальные нормы», составить кластер или схему, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.
Ф ункции социальных норм: на доске схема (ученик)
Регулируют общий ход социализации
Контролируют отклоняющееся поведение
Служат образцами, эталонами поведения
Интегрируют индивидов в группы,а группы – в общество.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).
2. Как ожидания поведения (реакция других людей).
З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).
Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание. Нормы-правила включают законы, запрещающие такие поступки, как убийство и похищение людей.
Менее важные нормы названы нормами-ожиданиями, их нарушение не приведет к суровому наказанию. Нарушение некоторых норм-ожиданий, например, употребление вилки вместо ложки или появление на улице в купальном костюме, не всегда вызывает даже замечание.
2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. – 10 мин.
Отклоняющееся поведение.
1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.
2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Девиантное поведение | Делинквентное поведение |
отклонение, не влекущее уголовное наказание | это серьезное правонарушение-преступление, влекущее уголовную ответственность |
Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.
УК РФ выделяет следующие виды преступлений:
- Против личности
- В сфере экономики
- Против общественной безопасности и общественного порядка
- Против государственной власти
- Против военной службы
- Против мира и безопасности
Задание – стр. 182 – работа с документом «Девиантное поведение: благо или зло»
Ответьте на вопросы:
1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
3. Социальные санкции - 1 мин.
Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
Д.з.-п.16, придумать схему: способы воздействия на детей с девиантным поведением.
Примерная схема:
Литература к уроку:
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник по обществознанию для учащихся 10 кл.М. «Просвещение»,2010.
2. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005