СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОДНКНР на тему: "Защита Родины: подвиг или долг?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитание патриотизма и гражданственности на уроках ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОДНКНР на тему: "Защита Родины: подвиг или долг?"»


Тема урока. Защита Родины: подвиг или долг?

Цель урока: формирование у обучающихся патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей. воспитание патриотизма и гражданственности.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «долг», «подвиг»; расширить знания школьников о русских воинах разных периодов времени; продолжить работу с понятиями «патриот», «патриотизм», с основными чертами патриота, ролью патриотизма в будущем страны.

Развивающие: способствовать формированию умения характеризовать понятия «подвиг», «долг», формировать умение аргументировать свои предположения примерами из истории, литературы, общественной жизни.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства обучающихся, уважительное и бережное отношение к историческому и культурному наследию России; воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества обучающихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и понятий.

Методы обучения: проблемные, практические, исследовательские, наглядные, беседа, диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: высказывания, толковый словарь русского языка, раздаточный материал для индивидуальной, парной и групповой работы, репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», портреты полководцев, презентация, аудиозапись сообщения Ю.Б. Левитана о начале Великой Отечественной войны.


Ход урока



1. Организационный этап.


Мотивация учащихся:

- Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя чувства, качества и такие понятия, как: индивид, личность, общество и Гражданин.


2. Актуализация знаний.

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын,-…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Слайд 1.

  • - Строки из стихотворения Поэт и Гражданин Николая Алексеевича Некрасова стали крылатой фразой, и вы тоже её неоднократно слышали.


- Давайте же продолжим разговор о Гражданине и его обязанностях. Какой смысл вы вкладываете в слово «гражданин»? (Соблюдает законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой государства, участвует в управлении государства, готов защищать Родину.)

- Всё верно. Таким образом понятие “Гражданин” имеет правовой и нравственный смысл.

- Перед вами на доске размещены основные качества гражданина, подтверждающие этот вывод. Установите пожалуйста соответствие. Слайд 2.


правовой смысл


соблюдает законы;

имеет права и обязанности;

пользуется защитой государства;

участник общественной жизни;

управление государством.



нравственный смысл


любит и гордится Родиной;

готов защищать Родину;

ответственный перед государством;

гражданский выбор.

- Объясните свой выбор.

3. Подготовка к работе на уроке.

Слайд 3

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его».

  • - Самостоянье-слово для нас незнакомое, но, подумайте, чтобы оно могло означать?

Слайд 4

А как вы думаете, о каких чувствах говорит А.С.Пушкин в своём стихотворении? Почему наш великий поэт столь высоко ставит патриотическое чувство?


Слайд 5

Потому что именно в любви к Родине раскрываются самые лучшие черты человека. Желание творить ради Родины, совершенствовать, улучшать свою страну невозможно без любви к ней. Любовь невозможна и без трудолюбия, дисциплины, последовательности, которые позволяют достичь желаемого — результата творческого замысла. Любящий живет не только для себя, но и для другого, он видит смысл жизни в том, чтобы принести пользу окружающим, обществу и в конечном счете своей родине. Любящий жертвует собой ради отечества. Можно сказать, что любовь к родине делает нас более человечными, делает нас людьми, то есть существами, которые в жизни руководствуются высокими идеалами, ценностями.


-Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 6-7.

( разгадывание ребуса)

-Каковы же будут цели нашего урока? Слайд 8

- Познакомиться с понятиями «патриот», «патриотизм». «честь», «доблесть». Дать базовое представление о роли защиты Отечества и её важности для гражданина.

4. Исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий.

-Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:

1) Работа в парах.

- Кто справился с заданием , поднимает руку.

“долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)

“право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность, возложенную государством на каждого члена общества)

“ обязанность ” (то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-л. согласно закону или общественным требованиям или внутреннему побуждению; долг)

-Молодцы, вы правильно дали определения.

Слайд.9 - 11

-На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри (картина Васнецова «Богатыри»), великие полководцы.


- К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству. В народе их любили, уважали, слагали песни, сказки, былины, легенды об их подвигах.

Угадай богатырей с картины Виктора Михайловича Васнецова по их описанию


2) Работа с таблицей. Работа в группе.

- По окончанию обсуждения, оцените вклад каждого из вас по 5 системе.

Имя

Описание богатыря

Алёша Попович

     Сын ростовского попа. Его отличают не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, хитроумие с другой.

     Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение

Добрыня Никитич

     Настоящий воин. Его «вежество», знание манер, постоянно подчёркивается в былинах. Он поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе

Илья Муромец

     Совершил наибольшее количество подвигов.

     В нём подчёркивается сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие


- Хорошо, ребята. Ну а мы, продолжаем.


Слайд 12

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы Александра Суворова – это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.

Слайд 13

Многим поколениям известны подвиги воинов Красной Армии в годы гражданской войны, известны выдающиеся командиры, на чьих именах воспиталось не одно поколение: Чапаев, Котовский, Блюхер, Фрунзе…


Запись .Голос Левитана о начале войны ( 1 мин)

Фон. Вставай страна огромная.

- И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным, и беспощадным врагом. От мала до велика поднялись на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Путешествие в прошлое

Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.

Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.

Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.

- Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются, а учитель обобщает их ответы:

- Цель справедливой войны: …(защитить свою семью)

¬ Цель несправедливой войны: … (захватить чужие земли,)

- Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне?

- Как должен вести себя воин: с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными ,со стариками?

Какие поступки недопустимы даже на войне?

- Нельзя грабить местных жителей;

- Нельзя трогать мирное население;

- Нельзя добивать раненных

- Нельзя трогать безоружных;

5. Закрепление изученного.

На ваших партах лежат конверты с заданием, которое называется «Назови главное качество героя» Правила задания»:

Каждой команде раздаются карточки и конверты с разными наборами букв, называющих определённое качество. Задача команды правильно собрать слова из букв и соотнести качества.

На экране вы видите рассказ. Прочтите его, пожалуйста.

Слайд 14. «Тихон Баран»

Тихон был обычный деревенским мальчишкой, на глазах у которого фашисты расстреляли 957 жителей деревни. Захватчики хотели узнать, где находится отряд партизан. Тихон вёл солдат по лесу, сжимая кулаки, вытирая слёзы. «Он не мог предать своих, он не мог сдаться. Ему было страшно. Немцы за спиной: «Если не приведёшь нас к партизанам, расстреляем.». Тихон привёл немецких солдат в непроходимые болота. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное. Прогремел выстрел. Тихон упал на снег, хватаясь за куст. Собрав последние силы, он приподнял голову и тихо прошептал: «Папа! Мамочка! Не обижайтесь на меня, я не предал. Они не выйдут. Нет». Тихон погиб, а фашисты в панике метались по болоту, которое их засасывало всё глубже и глубже. Погибло более 200 врагов.

О подвиге 12-летнего Тихона Барана узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он написал: «Мы никогда не победим русских, потому что у них дети сражаются как герои». После смерти Тихон был назван Героем Советского Союза.

-Ребята, вы прочитали замечательны рассказ о мальчике, который был вашим ровесником. Как вы считаете, можно ли назвать его поступок подвигом? (да, Тихон совер-шил настоящий подвиг, спас партизан, не предал Отечество, завёл фашистов в болото, пожертвовал своей жизнью. Он отдал свою жизнь «за други своя»).

- Можно ли Тихона назвать настоящим героем? (Тихон настоящий юный герой.)

- Какие качествами присущи настоящему герою? (мужество, самоотверженность, стойкость, непоколебимость.

- Предлагаю вам выполнить командное задание «Назови главное качество героя».

Взаимопроверка групповой работы. Представитель от каждой команды зачитывает одно предложение и соответствующее ему слово :

Правильные соответствия.

-Тихон смело вёл немецких солдат в болото. (МУЖЕСТВО)

-Юный герой долго и упорно шёл к своей цели, несмотря на ругательства, угрозы, страх. (ТЕРПЕНИЕ)

-Тихон применил хитрость и завел фашистов в непроходимые места. (СМЕКАЛКА)

-Мальчик не хотел, чтобы партизаны погибли от рук врагов. (ЗАБОТА О БЛИЖНЕМ)

-Тихон отдал свою жизнь ради других людей. (ЖЕРТВЕННОСТЬ)

Учитель: ребята, вы- молодцы, отгадали качества настоящего героя.

Слайд 15

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой.»


- Как же нам научиться мужеству, терпению, жертвенности? (Предположительные ответы учеников: нужно добросовестно исполнять свои обязанности, какими бы незначительными они нам не казались. Если мы справимся, устоим в малом подвиге, который несёт каждый день, то нам легче будет перенести большие трудности. Мужество, отвага, терпение, жертвенность не рождаются сами собой.


Слайд 16

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города… Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих близких, свой город, знакомых, друзей)

– Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже нацелены на это.)

– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет? (Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)

– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет.

А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться, получить среднее образование).


- Сегодня мы вспомнили защитников нашего Отечества, которые защищали землю русскую с оружием в руках, Не щадя себя и отдавая себя для других, воины спасали Родину. не жалея своей жизни для защиты ближнего, семьи, страны, они смогли защитить Россию, смогли отстоять нашу Родину. Будем помнить об этом всегда!

- Мы с вам тоже живём не в мирное время. И наша земля снова нуждается в защите.

И в наше время есть герои. В первую очередь это все мужчины, вставшие на защиту Родины. Но особое место хочется уделить подросткам.


Слайд 17- 20

- И таких примеров очень много.

Не обязательно служить в армии. Мы можем каждый день защищать нашу Родину. Подумайте от чего и как?.........

Да. Речь идет об экологии России, ведь можно сколько угодно говорить о патриотизме, но если у нас не останется чистого воздуха, пригодной для питья воды, а без лесов здесь будет лишь пустыня - то никто здесь жить не будет.

Слайд 21 Кто защищает природу - защищает Родину!


- Защищать природу это например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное — любить своих близких.

6. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Так что же такое долг?, ответственность?, подвиг?.

Подведём итог, посмотрите на доску, вы видите определение этих терминов. Запишите их в тетрадь Слайд 22 -25


Когда он подвиг совершает,

то не заботится ничуть,

узнает кто, иль не узнает

о нем самом когда-нибудь.

Но жизнь подарена планете

и небо мирное над ней

лишь потому, что есть на свете

солдаты Родины моей.


Домашнее задание. У каждого из вас есть родные, близкие, знакомые - участники СВО и ВОВ подготовьте презентацию о них на 3-4 слайда.

7. Рефлексия.

А закончить урок я хочу просмотром видеоклипа на песню «Бессмертный полк» группы « Лампасы»

Не забывай былых побед.

Где память есть — там смерти нет!

Мы помним! Мы гордимся! Победа будет Zа нами!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!