СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 2 класса (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий);

  • рабочая тетрадь;

  • компьютер, проектор с экраном,

  • карточки для рефлексии

Ход урока:

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I.Организационный момент

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.


II.Актуализация знаний. Орфографическая минутка.

Запишите слово по лексическому значению.

  • Дерево с дрожащими листочками.

  • Дерево с белым стволом.

  • Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей.

  • Движение воздуха.

  • Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ.


В каком слове все согласные звонкие?


В каком слове ударный первый слог?


Это слово начинается с гласной буквы.


В этом слове согласных букв больше, чем гласных.

Учащиеся записывают следующие слова:


Осина, берёза,ветер,лопата.

(Проверка. Сверка с образцом на доске)




Берёза


Ветер


Осина


Рисунок, ветер

III.Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

- Ребята, кого мы называем родственниками?




Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.


















Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.




Ребята доказывают.

Гуся, гусыню, гусят.

IV.Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.



-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.


- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.


- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать?





Вывод: какие слова записали? Почему?



- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:


Что такое родственные слова?


Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Предположения учащихся




Общая часть и близкое значение.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина


Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.


Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Общая часть – брат, барабан, рыб.



V.Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


VI.Закрепление изученного материала

- Прослушав сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?




















Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.



Ел-

VII.Рефлексия.

На доске записаны слова:

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.


- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.






Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.

VIII.Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?


- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

- Что общее у синонимов и родственных слов?

Что такое родственные слова.

Есть общая часть и близкое значение.



Общее значение.

IX.Домашнее задание

Выполнить упражнение 79 страница 59

Программный уровень: записать 4-5 родственных слов (слайд №8)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!