СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Предметы гуманитарного цикла (русский язык)

Галеева Лилия Вагизовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4г. Агрыз РТ




Тема

Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока, его место в системе уроков

Урок открытия новых знаний, 1й урок в теме.

Цели


  1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

  3. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

Основное содержание темы


Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает.

Термины и понятия

Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, Им.п.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка:

  • воспринимать речь учителя и одноклассников;

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • учить давать определение понятиям;

  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Предметные:

  • опознавать и характеризовать признаки предложения;

  • использовать признаки предложения при решении практических задач;

  • различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;

  • разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;

  • выделять грамматические основы простого предложения.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология.

Расширение кругозора.

Мотивация на природоохранную деятельность.

Информационный материал

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;

-Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Ладыженской

-Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы;

-Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой;

-http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»;

-http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;

-http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

фронтальная

индивидуальная

парная

групповая

Формы контроля

самоконтроль

самоконтроль по образцу

взаимоконтроль

парный контроль по образцу









Ход урока

I.Организационный момент.

Этап мотивации.

Добрый день, ребята!

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: 
Я в школе на уроке русского языка. 
Сейчас я начну учиться. 
Я радуюсь этому. 
Внимание моё растет. 
Я, как разведчик, все замечу. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я хочу учиться. 
Я готов к работе. 
Слайд 1.

Солнце радостно проснулось, 
осторожно потянулось, 
Лучикам пора вставать 
И урок наш начинать. 

II. Актуализация знаний.

Слайд 2.

На доске написаны предложения:

1.Фламинго строят гнезда по берегам морей.

2.Берёза — дерево.

3.Шиповник — кустарник.

— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно?

Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов.

—Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее берёза, во втором —шиповник.

—Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

III. Постановка проблемы урока.

Формулирование темы урока, планирование деятельности.

Учитель:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.

—Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым».

Сформулировать цели и задачи вы сможете сами. Закончите предложения, используя опорные фразы:

-Познакомлюсь с…

- Узнаю о…

-Смогу поразмышлять…

-Приобрету знания…

-Задумаюсь о …

-Смогу проявить…

-Буду уметь…

IV. Открытие нового знания.

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными.

—В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

—Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

—Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Правило повторяется учащимися 23 раза.

V.Первичное закрепление. (Работа в группах)

1. - Прочитайте новый материал в учебнике, используя метод инсерт.

Сравните информацию с нашим выводом?

Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Приведите свои примеры на тему «Растения». (Работа в парах по плечу 30 секунд).

2.1 ученик из группы составляет схему нового правила (индивидуально)

Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант.

3.Обязательные признаки (Сущ. Им. п.), Астры - осенние цветы. Малина – вкусная ягода. Рожь - злаковая культура. Ромашки – луговые цветы. Необязательные признаки, (род число, склонение) пример, антипример. Астры растут в саду. Малина поспевает в июле. Рожь колосится на полях. Ромашки весело кивают колокольчикам. Подсолнух, как золотой шар, красуется на нашем огороде.

4.Делают вывод о проделанной работе.

VI. Физминутка.

А теперь все дружно встали,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!

Но немного мы устали,

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем.

Все мы правила учили,

О тире мы не забыли.



VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самоанализ и самоконтроль.

Упражнение 1 (написано на доске)

Земл...ника душ…стый кустарник

С…квойя осенний цветок

Манго вечнозеленое р...стение

Астра тр...пическое пл...довое дер...во

Ш…повник л...сная ягода

—Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

—Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

—Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило.

-Расскажите, какие буквы вы вставили в слова, группируя их по орфограммам.

VIII. Словарно-орфографическая работа

-Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия. Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам. Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Назовите это слово.

Это слово гербарий.

-Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.

Гербарий — собрание засушенных растении.

Работа с Красной книгой.

-Ребята, а какие растения нельзя собирать. (Те, которые находятся под охраной государства и внесены в Красную книгу)



Выступление учеников с проектом «Красная книга Татарстана»

Впервые Красная книга республики Татарстан вышла в 1995 году. К числу редких отнесены все дикорастущие орхидеи региона – калипсо луковичная, пыльцеголовник красный, пололепестник зеленый, ладьян трехраздельный, венерины башмачки.Редкими в регионе являются многие декоративные виды - золототысячники обыкновенный и красивый, хохлатка Маршалла, алиссумы ленский и извилистый, ветреница алтайская, астра альпийская. Ребята, составьте предложения , используя названия редких, представленных вами растений, исходя из темы урока.

(Хохлатка Маршалла- редкое растение. Венерины башмачки - удивительно изящный, красивый цветок. Астра альпийская – растение, которое занесено в Красную книгу.

—Посмотрите на карточку со словом гербарии. Pасскажите о его правописании.

Слово гербарий состоит uз трех слогов. Второй слог ударный. Непроверяемая 6езударная гласная е, которую надо подчеркнуть и запомнить.

— Напишите предложение, раскрывающее лексическое значение слова гербарий.

Какая особенность есть в этом предложении?

В зтом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, так как они выражены существительными в именительном падеже.

IX.Вторичное закрепление материала

Упражнение 2 (написано на доске)

Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.

Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.

Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.

Так и отв...евал терн землю для леса и луга.

Б...ре...ки белолицые кр...савииы.

Осинки милые ш...птунъи.

-Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст.

Расставьте знаки препинания.

Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.

—Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.

Найдите в тексте слова, состав которых соответствует схеме:




— С каким новым материалом мы сегодня познакомились?

Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

—Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Ответы учеников.

X. Рефлексия: Ребята, что мы знали? Что узнали? Что хотим узнать?

XI.Самооценка. Оценивание работы детей на уроке. Саморегуляция.

XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.Мини-проект “Создание собственного текста на одну из выбранных тем: «Наш кабинет», «Осень в лесу», «Моё хобби» с применением правила “Тире между подлежащим и сказуемым” (5 баллов)

2.Выполнить упражнение № 171 на с. 80, пользуясь словарём, объяснить значение слов: партер, планер, сувенир. (4 балла)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!