СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по самопознанию 4 класс, на тему: "Живительные силы природы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по самопознанию 4 класс, на тему: "Живительные силы природы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по самопознанию 4 класс, на тему: "Живительные силы природы"»

План урока «Самопознание»


Тема: Живительные силы природы.

Ценность: Внутренний покой. Качества: уравновешенность, позитивность, уважение к природе.

Класс 4

Цель: ознакомление обучающихся с живительными силами природы через ценность внутренний покой.

Задачи:

-раскрывать взаимосвязь человека с природой через понятие «уравновешенность»;

- развивать позитивность через эмоционально-чувственное восприятие природы;

- воспитывать у обучающихся уважение к природе.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

- Сегодня мы приступаем к знакомству с новым разделом «Самопознания»- «Как прекрасен этот мир»

- Прежде начать наш урок мы с вами совершим мысленную прогулку в лес.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания.

Опережающее дом.задание. выучить наизусть стихотворение А. Куклина «Природа-наш дом»-читает 2 ученика

Природа-это дом, в котором мы живём,

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Природа-это дом, под снегом и дождем,

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живём,

На этот мирный дом мы все имеем право.

-Почему природу называют источником жизни?

- Что нам дает общение с природой?

- Когда вы смотрите на маленький ручеёк журчащий высоко в горах , какие чувства испытываете?

- В чем выражается внутренний покой?

- Исходя из всего вышесказанного мы пришли к теме сегодняшнего урока.

Тема урока: Живительные силы природы.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Потому мы и радуемся, попадая в природу, потому что мы приходим в себя. (М.Пришвин)

4.Рассказывание истории (беседа).

Теперь послушайте поучительную историю о речке.

Жила-была речка (экосказка)

        Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз.  И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

        Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Люди заковали её в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

        Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

        Шло время. Люди всё больше загрязняли реку, и она всё терпела. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

        «Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

        Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили  свой дом от грязи, вылечили речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

        А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.

        И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал…. Пауза

Вопросы для обсуждения:

Какой была речка до прихода в город? Опишите ее.

- Почему она посерела и погрустнела после жизни с людьми?

- Как жители города обидели речку и ее жителей?

- Почему так случилось?

Завершение рассказа:

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: « Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был совсем маленький , я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Я предлагаю отправиться на поиски речки и попросить у неё прощение. Может тогда она вернется». Отправились горожане искать речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее. Вернулась река в город помогать её жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода . С тех пор в этом городе люди и река живут дружно.

- Когда река покинула город, какое чувство испытывали горожане?

- Что испытывает человек, когда он живет в единении с природой?


5.Творческая деятельность, групповая работа.

Обучающимся предлагается выбрать рисунок один из трех (левый берег, правый берег, река) после чего они делятся на группы и выполняют задания.

Задания в командах:

Составить коллаж на тему: Что дает людям общение с природой? (речка, лес, горы).Какие живительные силы мы получаем от природы?

Защита своей работы по командам.

6.Групповое пение.

Это называеся природой. (Ю.Чичиков, М.Пляцковский)

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

(видео самопознание)

Хоровое пение

7. Домашнее задание.

- Составить и записать в тетради правила общения с природой.

8.Заключительная минутка урока.

Подумайте о чем мы говорили сегодня на уроке.

И сохраните это чувство в своем сердце до конца дня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!