Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Геометрическая резьба"»
№1 Разработка урока на тему: "Геометрическая резьба"
№2 Цели урока:
Обучающая цель:
познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – резьба по дереву;
научить учащихся работать ножом-косячком;
почувствовать материал;
Развивающая цель:
выработать боковой наклон;
овладеть приемами резьбы;
Воспитательная цель:
воспитывать красоту творческого труда;
развивать созидательные и познавательные способности учащихся.
Оборудование: заготовки размером 200х100х20 мм, линейка, угольник, карандаш, циркуль, резинка, видеопроектор, презентация к уроку
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (с показом презентации).
№3 Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.
№4. Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
№5 Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.
№6 Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применение сложного и разнообразного инструмента.
Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком».
Для изготовления данного инструмента можно использовать легированную или быстрорежущую сталь. Первым условием получения качественного инструмента является то, что он должен быть обязательно кованным и наклепанным.
№7 Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.
Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности.
Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы
2. Практическая работа
А) Инструктаж по технике безопасности
Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы
Надеть и привести в порядок спецодежду
Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
Осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.
При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
Строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
Запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
После окончания работы нож необходимо сдать учителю.
Привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Б) Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы.
Давайте посмотрим, как же вырезают резьбу элемента "Треугольник"
Задание:
Для выполнения резьбы нож возьмите в правую руку, хватом сверху; четыре пальца располагаются по одну сторону ручки ножа, большой палец – по - другую; нож держите легко и свободно.
Прежде всего, необходимо выполнить наколку треугольников. Центры треугольников определяются на глаз, без разметки, а затем подрезку, нож для этого нужно держать под углом 40 – 45°.Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям. Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора. Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву.
Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.
Похвалить, проставить и озвучить оценки.
№20 V. Закрепление пройденного материала.
. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:
а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;
б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;
в) какова последовательность выполнения резьбы;
Ответы на вопросы:
а) нож-косяк
б) правила ТБ
в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.
Литература:
Афанасьев А.Ф. резьба по дереву.- М.:Легпромбытиздат,1998
Боровых В.П. технология 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву/Волгоград: учитель,2009.-187с.: ил.
Боровых В.П. уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-384 с. - (Современная школа). E-mail: metod-globus@mail/ru;uchbook@mail/ru
Семенцов, А.Ю. резьба по дереву/Минск: Бук-мастер, 2012. – 672с.
Пономарева Н.А. технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / Волгоград: Учитель, 2010. – 107 с.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Ак-Довурака
Разработка урока на тему: "Геометрическая резьба"