Автор: Бирюкова Н.Н.
Фрагмент урока по теме «Масса».
А) Постановка учебной задачи.
На столе учителя находятся весы разных видов.
Вопросы для активизации личностного опыта обучающихся:
Как называются приборы, которые вы видите на столе? (весы)
Где мы их используем? (магазин, дома, …)
Какую физическую величину измеряют весами? (Чаще всего ответ – вес)
На доску: листы со словами
ВЕС
ИЗМЕРЯЮТ
ВЕСАМИ
Картинка с вами не согласна. Какую физическую величину измеряют ВЕСАМИ?
(обязательно найдется ученик, который вспомнит слово МАССА)
МАССУ
ИЗМЕРЯЮТ
ВЕСАМИ
Достаточно ли у вас знаний о понятии «масса тела»? Сформулируем учебную задачу.
(Изучить понятие «масса тела»).
Б) Опыты по введению понятия «масса тела» с активным обсуждением обучающимися результатов увиденного
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_3.png)
Сравнивая, как меняются скорости взаимодействующих тел за определенный промежуток времени, можно судить об их массах.
Гипотеза : тележка, движущаяся с меньшей скоростью, обладает большей массой.
Проверить гипотезу позволяют весы на столе учителя. (Учащиеся объясняют: Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывают на чаши весов. Если чаша с предметов опускалась ниже, значит, тот предмет был тяжелее.)
Сформулируем вывод по опыту. (Чем больше масса тела, тем труднее изменить его скорость.) Учитель: Такое тело называют более инертным. А мерой инертности является масса.
В) Самостоятельная работа
Задание1. Работа с учебником. В текст вставить пропущенные слова.
Любое тело: Земля, человек, книга, молекула и т.д. – обладает _______________. Масса тела – физическая величина, которая является мерой ___________________. Прибор для измерения массы называется ______________. В системе СИ за единицу массы принят ______________ .
Другие единицы измерения массы: 1 т = ____ кг; 1 г = _____ кг; 1 мг = ______ кг .
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.
Задание 2. а)Выразите в килограммах массы тел (при затруднении использовать учебник, с.58):
12 т; 80 г; 0,4 т; 950 мг; 370 г; 6 мг.
б) расположите числа в порядке возрастания.
Г) Работа в группах.
А) Взаимопроверка самостоятельной работы.
Б) СОСТАВИТЬ СТРАНИЧКУ ДЛЯ СПРАВОЧНИКА (результат – на доску)
Составим страничку для справочника, используя материал и схему (см. приложение 1):![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_8.png)
Б) Решение задач.
№1. Шар, движущийся горизонтально со скоростью 0,4 м/с, налетел на такой же покоящийся шар. В результате столкновения первый шар остановился. С какой скоростью начал двигаться второй шар после столкновения?
№2. При столкновении двух шаров их скорость изменилась на 80 см/с и 40 см/с. Масса более легкого шара 500 г. Какова масса другого шара?
ДАЛЕЕ: проверка работы в группах, домашнее задание, рефлексия.
Приложение 1. Схема для странички справочника.
МАССА
ПОНЯТИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_9.png)
ЗАПОМНИТЬ СВОЙСТВА
Возможный вариант заполнения схемы.
МАССА
ПОНЯТИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_10.png)
Любое тело обладает массой. 1). Весы
2). Взаимодействие с телом, масса которого известна![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_8.png)
Масса тела – физическая величина, 3). С использованием таблицы
которая является мерой инертности плотностей (после изучения плотности)
тела. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_13.png)
ЗАПОМНИТЬ СВОЙСТВА
1т = 1000 кг = 10 3 кг 1). Чем больше масса тела, тем труднее
1 кг = 1000 г = 10 3 г изменить его скорость.
1 кг = 1000000 мг = 10 6 мг 2).
1г = 0,001 кг = 10 – 3 кг
1мг = 0,001 г = 10 – 3 г
1мг = 0,000001 кг = 10 – 6 кг 3). Масса составного тела равна сумме
масс составляющих его тел.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/03/s_5cf4e277d7e31/1167316_7.jpeg)