СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Положительные и отрицательные числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Положительные и отрицательные числа"»


Разработка урока в технологии развития критического мышления


Тема урока: Положительные и отрицательные числа 6 класс

Цели: Познакомить учащихся с отрицательными числами, «открыть» множество отрицательных чисел. Применение отрицательных чисел.

Задачи:

- понятия об отрицательных числах

- развивать познавательную активность, ранжировать информацию по степени новизны

- показать межпредметную связь, воспитывать умение анализировать свою деятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Приемы: «Таблица – ЗХУ», «Верные и неверные утверждения»

Оборудование: модели градусников, физическая карта мира, мультимидийный проектор.


Ход урока:

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

  1. Стадия вызова. (15 минут)

Историческая справка.

– Сейчас сядьте поудобнее , можно немножко расслабиться,  подготовиться к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.

Совершенно по-другому относились к отрицательным числам древнеиндийские математики: они признавали существование отрицательных чисел, но относились к ним с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными.

Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.

Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX века. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.


Ребята! Сегодня на уроке мы работаем по следующим правилам, посмотрите, пожалуйста, на экран: в течение урока мы заполним таблицу « Знаю - Хочу знать - Узнал.» Или сокращенно «ЗХУ»



(Перед каждым ребенком на столе заготовка таблицы.)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ


Учитель: Запишите в тетради тему урока: « Положительные и отрицательные числа»

1.Чтобы поставить перед собой цель и задачи , запишем сначала в таблице, что мы знаем об положительных числах

Запишите эти сведения в первой графе таблицы не более трех. Работаем парами 4 минуты. ( Учитель записывает варианты учащихся в таблицу на экране.)

Примерная таблица, которая может получиться после предложений учащихся.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа



2. Знаем, как записываются положительные числа



3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами



4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче




2. Давайте поиграем в игру «Верю- не верю». Если вы верите поставьте +, если не верите -. (применяется прием «Верные и неверные утверждения»)

Верите ли вы, что речь идет об отрицательных числах:

  1. Сегодня мороз 100С.

  2. Глубина Черного моря 5500 метров.

  3. Рост Пети Иванова 130 сантиметров.

  4. Компания «Восток» должна банку 2000000 рублей.

  5. Мама купила 1,5 килограмма конфет.

  6. 200 лет до нашей эры.

Коллективное обсуждение, высказывание учащихся.


Проверка: (ответы записаны на доске)

  1. +

  2. +

  3. +

  4. +


  1. Стадия осмысления. (20 минут)

Учитель: Ребята, а что вам интересно, и что вы хотите узнать по данной теме. Заполните в группах вторую графу таблицы. Работаем в парах 4 минуты.

Учитель записывает варианты учащихся в таблицу на экране.

Примерная таблица.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа

1. Что такое отрицательные числа.


2. Знаем, как записываются положительные числа

2. Как записываются отрицательные числа


3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами

3. Как выполнять действия с отрицательными числами


4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче

4. Как изобразить отрицательные числа на координатном луче



5. Где встречаются отрицательные числа



6. Как возникли отрицательные числа



Учитель: Чтобы найти ответы на свои вопросы выполним следующие задания.

1. Работа с учебником. Прочитать параграф 29 страница 179. Ответить на вопросы после параграфа индивидуально.

2. Практическая работа. По модели градусника покажите температуру и запишите ее с помощью отрицательных и положительных чисел.

50С выше нуля

60С ниже нуля

00С

30С ниже нуля

100С тепла

40С мороза

Запись в тетради: 50С, -60С, 00С, -30С, 100С, -40С. (фронтальная проверка)

Физкультминутка - «Если отрицательное число – встать, если положительное число- сесть»

(5;-28;-32;16;100;и др.)


3.Отрицательные и положительные числа можно отметить на координатной прямой. Чем число дальше от нуля влево, тем оно меньше. Чем число дальше вправо от нуля, тем оно больше.


Практическое задание на нахождение положительных и отрицательных чисел

– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.

2,3

0,1

5

- 7

- 8

- 3,5

     

 - 4,2 

  1,4  

– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные: ; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}

– Молодцы. С этим заданием вы справились.


4. Практическая работа с физической картой мира. Найдите высоты гор, глубины морей и запишите величины с помощью положительных и отрицательных чисел.

г. Эльбрус

г. Эверест

пик Победы

Каспийское море

Средиземное море

Запись в тетради: 6000м, 8000м, 7500м, -1000м, -5500м. (фронтальная проверка)

4 № 891,№892 (учащиеся работают самостоятельно) с комментированием

5. №897 Записать координаты точек, которые заданы на координатной прямой. Положительные вправо от нуля, отрицательные влево от нуля




3 стадия. Рефлексия (10 минут)

Учитель: Возвращаемся к таблице и заполняем третью графу, что вы узнали в течение урока. Работаем в парах 5 минут.

Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель фиксирует в таблице на экране ответы учащихся.

Примерная таблица, которая может получиться после высказываний учащихся.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Знаем, что такое положительные числа

1. Что такое отрицательные числа.

1. Числа со знаком – называются отрицательные

2. Знаем, как записываются положительные числа

2. Как записываются отрицательные числа

2. Отрицательные числа записываются с помощью знака -.

3. Знаем, как выполнять действия с положительными числами

3. Как выполнять действия с отрицательными числами


4. Знаем, как изображаются положительные числа на координатном луче

4. Как изобразить отрицательные числа на координатном луче

4. Отрицательные числа изображаются на координатной прямой.


5. Где встречаются отрицательные числа

Отрицательные числа встречаются в географии.


6. Как возникли отрицательные числа


Учитель: Ребята! А на какие вопросы вы не нашли ответов?

Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

Синквейн

Числа

Положительные , отрицательные.

Положительные - со знаком плюс.

Отрицательные- с минусом влево от нуля.

Надо запомнить!

Спасибо за урок!

Тема: Положительные и отрицательные числа. Число 0.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать понятия отрицательного и положительного числа

  • Развивающая: развивать память, речь, наблюдательность подмечать закономерность обобщать проводить суждения по аналогии умения работать с учебником развитие логического мышления.

  • Воспитательная: воспитание дисциплины, аккуратности, настойчивости, ответственного отношения к учебе.


Высшая мудрость - это наука о числе.

Платон

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Мотивация урока.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить...

Возникнув в глубокой древности из практических потребностей счёта и простейших измерений, математика развивалась в связи с усложнением хозяйственной деятельности и социальных отношений, денежными расчётами, задачами измерений расстояний, времени, площадей и требованиями, которые предъявляли к ней другие науки.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми числами.

3. Актуализация опорных знаний.

Какие числа вам знакомы? Назовите примеры.

Решить № 954.

4. Изучение нового материала.

Однако окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события.

Числа -5, +3.

- Вы можете назвать эти числа?

- В каких случаях мы часто ими пользуемся? (когда говорим о погоде).

Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно? С помощью какого прибора? Давайте рассмотрим термометр. Что изображено на термометре? Как расположены числа?

Решить № 838 устно.

Работа с учебником.

- Положительные и отрицательные числа используются не только в математике, но и в географии. К ХХ веку почти вся Земля была исследована. Куда же перенесли свои исследования ученые и путешественники? (дно Мирового океана)

- Что обнаружили ученые? Каков рельеф дна? Похожи ли рельефы поверхности Земли и дна Мирового океана?

- Если нужно измерить высоту горы или глубину океана, от какой точки надо начинать отсчет? (от уровня воды океана)

Если представить это в виде вертикальной шкалы, то нулевая точка это и есть уровень воды океана.

- В каком направлении будут измеряться высоты гор?

- Какими числами? (положительными)

- Какую самую большую положительную величину на Земле вы знаете? (вершина Джомолунгма +8848 м)

- В каком направлении будут измеряться глубины океана?

- Какими числами? (отрицательными)

- Какую самую большую отрицательную величину вы знаете? (Марианская впадина -11034 м )

Решить № 835.

Исторические сведения

Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.

Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали.

Лишь в VII в индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.

В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв, но до Х\/I в. как и в древности , они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными” в отличие от положительных чисел - “истинных”.

Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650) . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637).

Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине ХVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.

5. Закрепление нового материала.

Решить № 833, 834, 836, 839.

Положительные и отрицательные числа и история.

Знакомые из истории фразы:

«Пифагор жил в VI веке до нашей эры»;

«Русь находилась под игом монголо-татар в течении XIII-XV веков нашей эры»;

«Олимпиада в Москве состоялась в 1980 году»;

Эти даты отмечены на шкале времени:


НАША ЭРА


2000


---


__ 1980 г.




1800


---






1600


---






1400


---





XIII – XV вв.


1200


---


1000


---






800


---






600


---






400


---






200


---








---


---


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


ДО НАШЕЙ ЭРЫ


200


---






400


---




VI в. до н.э.



600


---



800


---






1000


---






1200


---






1400


---






1600


---






1800


---






2000


---









Ответьте на вопросы:


  1. а) Кто жил раньше: Пифагор или Архимед,


если Архимед жил в 287-212 гг. до нашей эры?

б) Сколько лет жил Архимед?

  1. а) Каким математическим знаком можно


заменить слова: «до нашей эры», «нашей эры»?

б) Каким числом можно заменить год

«Рождества Христова»?

  1. Римский император Август жил с 63 года


до нашей эры по 14 год нашей эры.

В каком возрасте умер император?


Линия времени

В древности года в разных странах считали по- разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинал править новый царь, счет лет начинался заново, римляне первым годом считали год основания своего города. Такой счет прошедших лет был неудобен для определения важных исторических событий. Возникла необходимость во всех странах начать вести счет времени от данного события. В это время христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась во многих странах. Один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса. Время, исчисляемое от Рождества Христова стали называть наша эра. Продолжается наша эра две тысячи лет. Время, исчисляемое до Рождества Христова - до нашей эры.

6. Самостоятельная работа.

решить № 841.

7. Итоги урока. Д/з.

выучить п. 28, решить № 837, 840, 843.

повторить с.281, решить № 847.

Закончите свои высказывания предложением:

Я сегодня на уроке узнал………

научился…….

могу…….

Давайте, ребята, давайте считать:

Делить, прибавлять, умножать, вычитать.

Смекалку свою проявите:

Считайте, рисуйте, чертите!

Вы все молодцы! Вы все удальцы!

И пусть на года любимой всегда

Для вас математика будет!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!