Сегодня нас интересуют животные. 3 слайд: Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама. А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа) В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости. О пресмыкающихся? О рыбах? Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя. Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать. О зверях? Как ещё называют зверей? Почему? Животные - живые существа Работа с учебником. 4. Классификация животных по способу питания 4 слайд: Растительноядные, хищники, всеядные, паразиты. А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные. (травой, насекомыми, животными) Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу? (Доклад детей о растительноядных животных) Что за животные изображены на этом снимке? (Доклад детей о хищниках) Что вы можете сказать об этих животных? (Доклад детей о паразитах) Что вы можете сказать об этих животных? (Доклад детей о всеядных животных) Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания? Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? Приведите мне пример любой цепи питания. (Работа в группах). Учитель демонстрирует на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя. – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 99. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого. – Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем. – Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае? – На территории Кахзахстана обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая. – Дополните схему. – проверьте, сколько групп животных должно получиться. (6 групп.) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/28/s_5ae3d754eef07/890811_1.png) – Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 99. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (…) – Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике. – От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.) – От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а
лайд: Кроссворд. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут цветные полоски, которые находятся у меня в руке. Полоски разного цвета. Нам нужно разгадать загадки. Загадки. 1.Вьётся верёвка, На конце головка. 2.Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. 3.Летом в болоте Вы её найдёте. Зелёная квакушка. Кто это? 4.Пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками. 5.Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. 6.На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. 7.Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. Какое же слово у нас получилось? (Молодцы)
И г р а «Рыба, птица, зверь». Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот. Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами. – Тема нашего урока – «Разнообразие животных». II. Работа по учебнику. – Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края. – Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.) – Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй.) – Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.) – Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.) – Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме? – Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная.) – Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.) – По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи. – К какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.) – Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название. – Рассмотрите рисунок обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.) – К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.) - Дополните схему группами из учебника стр 100. (черви, моллюски, паукообразные) |