СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока познания мира "Разнообразие мира животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока познания мира "Разнообразие мира животных" для учащихся третьих классов

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока познания мира "Разнообразие мира животных»

Тема урока: Разнообразие мира животных


Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.


Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Сформировать у учеников базовые понятия о мно­гообразии животного мира.

Научить рассказывать о ситуациях, связанных с животным миром, основываясь на жизненный опыт, полу­ченные знания и по сюжетам картин.

3. Воспитывать любовь к знаниям.


Тип урока: урок усвоения новых знаний;


Ход урока.

Базовые знания: Многообразие животных, взаимосвязь каждого вида и групп. Понятия об общих признаках, служащих основой для названия их животными.


Опорные знания: Общие понятия о мухах, червяках, улитках, жуках, рыбах, лягушках, змеях (ящерицах), птицах, зверях, до­машних животных. Знания, полученные в 1—2 классах, о рыбах, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Сообщение темы и целей урока.

3.

Проверка домашнего задания.


Далее проводится краткий фронтальный опрос по изученной теме:

  • Какую роль играют растения в жизни людей?

  • Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими ?

  • Назови несколько растений, нуждающихся в охране.

  • Что люди делают для охраны растений?

  • Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить расте­ниям вреда?


4.

Игра "Живая - неживая"

2 слайд:  «Живая – неживая»

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек) 

  • Итак, что же относится к неживой природе?

  • А к живой?

Знакомство с новой темой.


Сегодня нас интересуют животные.

  • А кого мы отнесём к животным?

3 слайд:  Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

  • Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

  • О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

  • О пресмыкающихся?

  • О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

  • О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные - живые существа

Работа с учебником.

4. Классификация животных по способу питания

4 слайд:  Растительноядные, хищники, всеядные, паразиты.

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  • Как называются животные, которые питаются растениями?(растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники) 

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? (паразиты) 

(Доклад детей о паразитах)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными. 

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

Приведите мне пример любой цепи питания. (Работа в группах).

Учитель демонстрирует на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 99. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.

– Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.

– Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае?

– На территории Кахзахстана обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.

– Дополните схему.

– проверьте, сколько групп животных должно получиться. (6 групп.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 99. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (…)

– Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике.

– От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.)

– От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а



лайд:  Кроссворд.

 Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут цветные полоски, которые находятся у меня в руке. Полоски разного цвета. Нам нужно разгадать загадки.

Загадки.

1.Вьётся верёвка,

На конце головка.

2.Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

3.Летом в болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка.

Кто это?

 

4.Пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками.

5.Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

6.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

7.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

Какое же слово у нас получилось? (Молодцы)





И г р а «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

– Тема нашего урока – «Разнообразие животных».

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

– Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.)

– Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй.)

– Назовите признаки птиц. (Тело птиц покрыто перьями; есть крылья.)

– Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.)

– Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?

– Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная.)

– Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.)

– По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи.

– К какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.)

– Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

– Рассмотрите рисунок обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.)

– К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.)

- Дополните схему группами из учебника стр 100. (черви, моллюски, паукообразные)




Практическая работа

- А теперь давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу. Дети читают в учебнике текст «Разнообразие животных» (стр. 100-101), на доске коллективно заполняется таблица:

Какие бывают животные



Группы животных 1 Признаки группы

Беспозвоночные животные •

Черви: дождевой червь, пиявки


Моллюски: улитки, слизни, ось­миногу кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной

Иглокожие: морские звезды, мор­ские ежи, морские лилии, мор­ские огурцы

Имеются иголки

Ракообразные: раки, крабы, кре­ветки, мокрицы


Паукообразные: скорпионы, сено­косцы, пауки, клещи

Имеют восемь ног.

Насекомые: жуки, бабочки, стре­козы, пчелы, мухи

Имеют шесть ног.

Позвоночные животные

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешу­ей, передвигаются при помощи плавников, дышат с жабрами.

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая нежная.

Пресмыкающиеся (рептилии):

ящерицы, змеи, черепахи, кроко­дилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.

Птицы

Тело покрыто перьями.

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детены­шей кормят молоком.



Насекомые.


Работа по учебнику.

У. Для начала давайте рассмотрим жуков и бабочек из коллекции. Какие общие признаки есть у жуков и бабочек?

Д. Шесть ног, чувствительные усики, крылья.

У. Чем отличаются жуки от бабочек?

Д. У жуков 4 крыла, два из которых сложены под жесткими надкрыльями, а у бабочек два крыла и они не складываются.

Кого из этих жуков мы можем назвать полезными? Почему?

Д. Полезными можно назвать божью коровку, красотела пахучего, так как они защищают растения от тлей и гусениц.

У. Что может произойти, если исчезнет божья коровка?

Д. Если исчезнет божья коровка, то тли могут уничтожить листья растений и они погибнут. Тогда может погибнуть весь урожай в какой-либо местности.

У. A с какими насекомыми люди борются? Почему?

Д. В деревнях люди борются с колорадским жуком, так как он губит картофель.

У. Прочитайте статью на с. 91 и скажите, что нового вы узнали о лягушках и ящерицах.

Дети читают текст

Охрана животных

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд - 
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки,
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то 
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется,
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети 
Запомнить должны! 
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

(Звучит песня  "Просьба")  

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

8. Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных кругов.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.


.

5.

Итог урока.


Какие группы животных вы узнали? Назовите их.


Домашнее задание.


Прочитать статью «Разнообразие мира животных» (учебник, стр.
100-101); ответить на вопросы (стр. 102);

Написать сочинение «Наши любимые животные.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!