СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Внутренняя политика Николая I».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10 классе. Тема  «Внутренняя политика Николая 1». 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Внутренняя политика Николая I».»

Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10б классе

Тема: Внутренняя политика Николая 1.

Цели и задачи:

- Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;

- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;

– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);

–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи

- повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»;

- формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией;

-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Понятия:

  • Теория официальной народности,

  • Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

  • Реформа государственных крестьян

  • Кодификация, инкорпорация, консолидация и учет нормативных правовых актов

  • Финансовая реформа

  • Эмиссия денег

  • Девальвация рубля


Персоналии:

  • Император Николай 1,

  • М.М.Сперанский,

  • Е.Ф.Канкрин,

  • П.Д.Киселев,

  • А.Х.Бенкендорф,

  • С.С.Уваров


План урока:

1. Проверка Д/З. Тестирование.

2. Личность и эпоха Николая 1.

3. Формулировка проблемы. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:

4. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.

5. Защита проектов.

6. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»

7. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы

8. Домашнее задание.


Ход урока:

    1. Вводное слово учителя. Цели урока. Формулировка проблемы.

Сегодня мы проведем историко-обществоведческий урок по теме «Внутренняя политика Николая 1».

Период правления Николая I часто называют темной эпохой истории.


Фрейлина А. Ф. Тютчева, пишет, что он «проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.


А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта[93]. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.


Этого человека «с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным просвещенным. Хотя и лишённым широты. В течение тридцати лет считали тираном и деспотом». А Ф Тютчев.


Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями.


- « царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после Смутного времени». В. О. Ключевской.

- «Этот император, тонко понимающий свой собственный народ, внутреннее управление которым сопряжены у него с замечательным знанием положения дел». Проспер, французский дипломат

«Это тип государя наших времен. Честный, сильный, благородный властитель…вот кого я выбрал образцом для подражания» император Франции Наполеон III.


«Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания Свода законов и уничтожение крепостного права»


Задание: что происходило в России, почему такие отзывы о правлении Николая I?

Какое противоречие в этих оценках Николая I?


- Чтобы разобраться во внутренней политике Николая 1, вам ребята предстоит разработать мини-проекты о политических и социально-экономических реформах, проведенных во время его правления и сделать вывод по проблеме «Николай 1- реакционер или реформатор?»


Мы с вами охарактеризуем внутреннюю политику Николая 1, узнаем о его личности и роли в истории; - углубим представления о теории официальной народности; – охарактеризуем деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

Также охарактеризуем социально- экономическое развитие России во второй четверти 19 века (как решался крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, экономическая политика); узнаем о видах систематизации нормативных правовых актов; изучим деятельность 2 отделения канцелярии по кодификации законов Российской империи; повторим и углубим знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия денег, девальвация рубля».

Как вы знаете, воцарению Николая 1 предшествовало трагическое событие – восстание декабристов. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам розданы бланки для ответов на тестовые задания. Подпишите бланки и начнем. Вам будут заданы тесты выбора и открытого ответа, т.е. исторический диктант.

3. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика с опорой на подготовленную им слайд-презентацию.

4. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:

  • Проектные группы по темам:

-«политики-теоретики»- теория официальной народности Серг.Сем.Уваров; деятельность Третьего отделения канцелярии Алекс.Хр.Бенкендорф;

-«финансисты»- финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;

-«юристы» -кодификация законов М.М.Сперанский;

-«аграрии»- реформа управления государственной деревней Пав.Дм.Киселев.

  • Каждая группа будет делать проекты по технологической карте, она перед вами

  • На разработку проектов дается максимум 15 минут, затем группы публично защищают свои проекты и заполняют общую таблицу «Внутренняя политика Николая 1»

  • В конце мы все сделаем вывод по проблеме «Николай 1- консерватор или реформатор?»

  • Критерии оценивания ответов

5. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя

6. Защит проектов.

7. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»

Реформы

Теория официальной народности

Реформа государственных крестьян

Кодификация законов

Финансовая реформа

Руководители

С.С.Уваров

П.Д.Киселев

М.М.Сперанский

Е. Ф. Канкрин

Содержание реформы

Создание идеологической обновы самодержавия.

Православная вера признавалась обязательным условием существования государства, самодержавие – идеальная форма правления, народность выражалась в необходимости сохранения собственных традиций и отвержении зарубежного свободомыслия

Для гос. крестьян строились школы больницы, ветеринарные пункты, внедрялись эффективные агротехнологии, вводилось система самоуправления

Собраны все законы, изданные с1649 г., а затем из собранного материала составлен систематический свод действующих законов

Выпуск «депозитных билетов» и «серий» позволил накопить в казне металлический фонд с помощью которого были выкуплены старые , обесцененные ассигнации. Девальвация

1843 г. –выкуп по установленному курсу всех старых ассигнаций и замену их на серебро.

Итоги

Сформулировал самобытное развитие России


Улучшение жизни гос. крестьян


Составлен Свод законов Российской империи

Денежное обращение в государстве пришло порядок


  1. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы

Из предложенных фактов и мнений современников и историков давайте ответим на вопрос:

Николай I был реакционером или реформатором?


- Денежная реформа Канкрина (1839-1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности.


Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа - таковы основные достижения николаевского царствования.

С их помощью Николаю 1 к концу 30-х годов удалось укрепить свою Империю.

- Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская политическая система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.


- Политика Николая I имела реакционный характер, однако это не означало, что и император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился искоренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учреждений, а совершенствованием государственного механизма.


- Политика Николая I , была направлена на укрепление государства.

-В силу ряда причин, также из-за опасений за сохранность целостности государства Николай I не ликвидировал крепостное право. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой стороны – создать условия для будущего раскрепощения крестьянства.


  • По мнению академика С.Г.Струмилина, именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века.

  • Как писал историк П.А.Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ»


  • Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян[36]. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.




  • Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни (1839).


Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:

Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами;


  • Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку.


8. Оценки за урок. Домашнее задание.



Технологические карты для уч-ся в Приложении

Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя

Защита проектов.

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»

Реформы

Теория официальной народности

Реформа государственных крестьян

Кодификация законов

Финансовая реформа

Руководители





Содержание реформы





Итоги





Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы


Технологическая карта для «политиков-теоретиков».


Теория официальной народности С.С.Уварова; деятельность Третьего отделения канцелярии. А.Х.Бенкендорф.

  1. Поиск информации в рамках намеченной тематики (с 311 – 315)

  2. Обработка информации.

  3. Раскрыть содержание проекта по плану:

А/ Цели и задачи внутренней политики Николая

Б/ Личность графа С.С. Уварова – 1 – 2 минуты - с 314

В/ Содержание «теории официальной народности». С 315

Г/ Личность А.Х.Бенкендорфа – 1 – 2 минуты - с 311

Д/ Деятельность Третьего отделения канцелярии Собственной Его Императорского Величества Канцелярии с 311 - 313

Е/ Раскрыть понятия «бюрократизация системы управления, регламентация всех сторон жизни общества, православие, самодержавие, народность».

  1. Публичная защита проекта

  2. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»



По каким критериям оценивается проект?

1б - активность каждого участника проекта

1б - коллективный характер решений

1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы

1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради

1б - защита проекта, речевая культура

Итого – 5 баллов



Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя

Защита проектов.

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»

Реформы

Теория официальной народности

Реформа государственных крестьян

Кодификация законов

Финансовая реформа

Руководители





Содержание реформы





Итоги





Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы


Технологическая карта для «аграриев».


Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева

1. Поиск информации в рамках намеченной тематики (с 308 - 310 учебника)

2. Обработка информации.

3. Раскрыть содержание проекта по плану:

А/. Личность П. Д .Киселева – 1 – 2 минуты – с 310

Б/. Суть реформы управления государственной деревней 1837-1841 г – с 310

В/.Введение крестьянского самоуправления (волостные сходы и сельские общества) – с 310

Г/. Строительство в деревнях школ и больниц – с 310

Д/. Значение реформы управления государственной деревней.

4. Публичная защита проекта.

5. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»

По каким критериям оценивается проект?

1б - активность каждого участника проекта

1б - коллективный характер решений

1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы

1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради

1б - защита проекта, речевая культура

Итого – 5 баллов









Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя

Защита проектов.

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»

Реформы

Теория официальной народности

Реформа государственных крестьян

Кодификация законов

Финансовая реформа

Руководители





Содержание реформы





Итоги





Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы



Технологическая карта для «юристов - финансистов».

Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина; Кодификация законов. М.М.Сперанский;

Поиск информации в рамках намеченной тематики ( с 307 - 308)

Обработка информации.

Раскрыть содержание проекта по плану:


А/. Личность Е.Ф.Канкрина - 1 – 2 минуты

Б/. Суть финансовой реформы. С 308

В/. Раскрыть значение понятий: «ассигнации», «эмиссия денег», «девальвация рубля».

Г/. Результаты финансовой реформы Е.Ф.Канкрина


А/. Личность М.М.Сперанского - 1 – 2 мин с 250

Б/. Деятельность 2 отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - кодификация законов и издание « Свода Законов Российской империи», «Полного Собрания Законов Российской империи» с 307

В/. Значение кодификации законов при Николае 1.


Публичная защита проекта.

Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»


По каким критериям оценивается проект?

1б - активность каждого участника проекта

1б - коллективный характер решений

1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы

1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради

1б - защита проекта, речевая культура

Итого – 5 баллов



Тестирование:

  1. Первая декабристская организация: а/Союз спасения, б/Союз благоденствия. в/Северное общество

  2. Автор «Русской Правды»: а/Пестель, б/Муравьёв, в/Каховский

  3. «Союз спасения» был образован в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 гг.

  4. Автор «Конституции»: а/Пестель, б/Муравьёв, в/Каховский

  5. Государственный строй, который должен был установиться в России согласно «Русской Правде»: а/конституционная монархия. б/республика, в/абсолютизм

  6. Вместо «Союза спасения» возник(ло): а/»Союз благоденствия», б/Северное общество, в/Южное общество

  7. Северное и Южное общества образовались в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 гг.

  8. Александр I умер в: а/1812, б/1821, в/1825 г.

  9. «Союз благоденствия» был образован в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 г

  10. Государственный строй, который должен был установиться в России согласно «Конституции»: а/конституционная монархия. б/республика, в/абсолютизм

  11. Восстание декабристов произошло в: а/1812, б/1821, в/1825 г.

  12. Восстание декабристов было на: а/Казанской площади, б/улице Петра I, в/Сенатской площади.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!