Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10б классе
Тема: Внутренняя политика Николая 1.
Цели и задачи:
- Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;
- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;
– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;
– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);
–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи
- повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»;
- формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией;
-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.
Понятия:
Теория официальной народности,
Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Реформа государственных крестьян
Кодификация, инкорпорация, консолидация и учет нормативных правовых актов
Финансовая реформа
Эмиссия денег
Девальвация рубля
Персоналии:
Император Николай 1,
М.М.Сперанский,
Е.Ф.Канкрин,
П.Д.Киселев,
А.Х.Бенкендорф,
С.С.Уваров
План урока:
1. Проверка Д/З. Тестирование.
2. Личность и эпоха Николая 1.
3. Формулировка проблемы. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:
4. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.
5. Защита проектов.
6. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
7. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
8. Домашнее задание.
Ход урока:
Вводное слово учителя. Цели урока. Формулировка проблемы.
Сегодня мы проведем историко-обществоведческий урок по теме «Внутренняя политика Николая 1».
Период правления Николая I часто называют темной эпохой истории.
Фрейлина А. Ф. Тютчева, пишет, что он «проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.
А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта[93]. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.
Этого человека «с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным просвещенным. Хотя и лишённым широты. В течение тридцати лет считали тираном и деспотом». А Ф Тютчев.
Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями.
- « царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после Смутного времени». В. О. Ключевской.
- «Этот император, тонко понимающий свой собственный народ, внутреннее управление которым сопряжены у него с замечательным знанием положения дел». Проспер, французский дипломат
«Это тип государя наших времен. Честный, сильный, благородный властитель…вот кого я выбрал образцом для подражания» император Франции Наполеон III.
«Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания Свода законов и уничтожение крепостного права»
Задание: что происходило в России, почему такие отзывы о правлении Николая I?
Какое противоречие в этих оценках Николая I?
- Чтобы разобраться во внутренней политике Николая 1, вам ребята предстоит разработать мини-проекты о политических и социально-экономических реформах, проведенных во время его правления и сделать вывод по проблеме «Николай 1- реакционер или реформатор?»
Мы с вами охарактеризуем внутреннюю политику Николая 1, узнаем о его личности и роли в истории; - углубим представления о теории официальной народности; – охарактеризуем деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;
Также охарактеризуем социально- экономическое развитие России во второй четверти 19 века (как решался крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, экономическая политика); узнаем о видах систематизации нормативных правовых актов; изучим деятельность 2 отделения канцелярии по кодификации законов Российской империи; повторим и углубим знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия денег, девальвация рубля».
Как вы знаете, воцарению Николая 1 предшествовало трагическое событие – восстание декабристов. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам розданы бланки для ответов на тестовые задания. Подпишите бланки и начнем. Вам будут заданы тесты выбора и открытого ответа, т.е. исторический диктант.
3. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика с опорой на подготовленную им слайд-презентацию.
4. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:
-«политики-теоретики»- теория официальной народности Серг.Сем.Уваров; деятельность Третьего отделения канцелярии Алекс.Хр.Бенкендорф;
-«финансисты»- финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;
-«юристы» -кодификация законов М.М.Сперанский;
-«аграрии»- реформа управления государственной деревней Пав.Дм.Киселев.
Каждая группа будет делать проекты по технологической карте, она перед вами
На разработку проектов дается максимум 15 минут, затем группы публично защищают свои проекты и заполняют общую таблицу «Внутренняя политика Николая 1»
В конце мы все сделаем вывод по проблеме «Николай 1- консерватор или реформатор?»
Критерии оценивания ответов
5. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя
6. Защит проектов.
7. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»
Реформы | Теория официальной народности | Реформа государственных крестьян | Кодификация законов | Финансовая реформа |
Руководители | С.С.Уваров | П.Д.Киселев | М.М.Сперанский | Е. Ф. Канкрин |
Содержание реформы | Создание идеологической обновы самодержавия. Православная вера признавалась обязательным условием существования государства, самодержавие – идеальная форма правления, народность выражалась в необходимости сохранения собственных традиций и отвержении зарубежного свободомыслия | Для гос. крестьян строились школы больницы, ветеринарные пункты, внедрялись эффективные агротехнологии, вводилось система самоуправления | Собраны все законы, изданные с1649 г., а затем из собранного материала составлен систематический свод действующих законов | Выпуск «депозитных билетов» и «серий» позволил накопить в казне металлический фонд с помощью которого были выкуплены старые , обесцененные ассигнации. Девальвация 1843 г. –выкуп по установленному курсу всех старых ассигнаций и замену их на серебро. |
Итоги | Сформулировал самобытное развитие России | Улучшение жизни гос. крестьян | Составлен Свод законов Российской империи | Денежное обращение в государстве пришло порядок |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
Из предложенных фактов и мнений современников и историков давайте ответим на вопрос:
Николай I был реакционером или реформатором?
- Денежная реформа Канкрина (1839-1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности.
Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа - таковы основные достижения николаевского царствования.
С их помощью Николаю 1 к концу 30-х годов удалось укрепить свою Империю.
- Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская политическая система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.
- Политика Николая I имела реакционный характер, однако это не означало, что и император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился искоренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учреждений, а совершенствованием государственного механизма.
- Политика Николая I , была направлена на укрепление государства.
-В силу ряда причин, также из-за опасений за сохранность целостности государства Николай I не ликвидировал крепостное право. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой стороны – создать условия для будущего раскрепощения крестьянства.
По мнению академика С.Г.Струмилина, именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века.
-
Как писал историк П.А.Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ»
Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян[36]. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.
Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:
Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами;
Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.
Технологические карты для уч-ся в Приложении
Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя
Защита проектов.
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»
Реформы | Теория официальной народности | Реформа государственных крестьян | Кодификация законов | Финансовая реформа |
Руководители | | | | |
Содержание реформы | | | | |
Итоги | | | | |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
Технологическая карта для «политиков-теоретиков».
Теория официальной народности С.С.Уварова; деятельность Третьего отделения канцелярии. А.Х.Бенкендорф.
Поиск информации в рамках намеченной тематики (с 311 – 315)
Обработка информации.
Раскрыть содержание проекта по плану:
А/ Цели и задачи внутренней политики Николая
Б/ Личность графа С.С. Уварова – 1 – 2 минуты - с 314
В/ Содержание «теории официальной народности». С 315
Г/ Личность А.Х.Бенкендорфа – 1 – 2 минуты - с 311
Д/ Деятельность Третьего отделения канцелярии Собственной Его Императорского Величества Канцелярии с 311 - 313
Е/ Раскрыть понятия «бюрократизация системы управления, регламентация всех сторон жизни общества, православие, самодержавие, народность».
Публичная защита проекта
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
По каким критериям оценивается проект?
1б - активность каждого участника проекта
1б - коллективный характер решений
1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради
1б - защита проекта, речевая культура
Итого – 5 баллов
Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя
Защита проектов.
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»
Реформы | Теория официальной народности | Реформа государственных крестьян | Кодификация законов | Финансовая реформа |
Руководители | | | | |
Содержание реформы | | | | |
Итоги | | | | |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
Технологическая карта для «аграриев».
Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева
1. Поиск информации в рамках намеченной тематики (с 308 - 310 учебника)
2. Обработка информации.
3. Раскрыть содержание проекта по плану:
А/. Личность П. Д .Киселева – 1 – 2 минуты – с 310
Б/. Суть реформы управления государственной деревней 1837-1841 г – с 310
В/.Введение крестьянского самоуправления (волостные сходы и сельские общества) – с 310
Г/. Строительство в деревнях школ и больниц – с 310
Д/. Значение реформы управления государственной деревней.
4. Публичная защита проекта.
5. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»
По каким критериям оценивается проект?
1б - активность каждого участника проекта
1б - коллективный характер решений
1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради
1б - защита проекта, речевая культура
Итого – 5 баллов
Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя
Защита проектов.
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая I»
Реформы | Теория официальной народности | Реформа государственных крестьян | Кодификация законов | Финансовая реформа |
Руководители | | | | |
Содержание реформы | | | | |
Итоги | | | | |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
Технологическая карта для «юристов - финансистов».
Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина; Кодификация законов. М.М.Сперанский;
Поиск информации в рамках намеченной тематики ( с 307 - 308)
Обработка информации.
Раскрыть содержание проекта по плану:
А/. Личность Е.Ф.Канкрина - 1 – 2 минуты
Б/. Суть финансовой реформы. С 308
В/. Раскрыть значение понятий: «ассигнации», «эмиссия денег», «девальвация рубля».
Г/. Результаты финансовой реформы Е.Ф.Канкрина
А/. Личность М.М.Сперанского - 1 – 2 мин с 250
Б/. Деятельность 2 отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - кодификация законов и издание « Свода Законов Российской империи», «Полного Собрания Законов Российской империи» с 307
В/. Значение кодификации законов при Николае 1.
Публичная защита проекта.
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
По каким критериям оценивается проект?
1б - активность каждого участника проекта
1б - коллективный характер решений
1б - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
1б - оформление результатов проекта у каждого – таблицы - в тетради
1б - защита проекта, речевая культура
Итого – 5 баллов
Тестирование:
Первая декабристская организация: а/Союз спасения, б/Союз благоденствия. в/Северное общество
Автор «Русской Правды»: а/Пестель, б/Муравьёв, в/Каховский
«Союз спасения» был образован в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 гг.
Автор «Конституции»: а/Пестель, б/Муравьёв, в/Каховский
Государственный строй, который должен был установиться в России согласно «Русской Правде»: а/конституционная монархия. б/республика, в/абсолютизм
Вместо «Союза спасения» возник(ло): а/»Союз благоденствия», б/Северное общество, в/Южное общество
Северное и Южное общества образовались в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 гг.
Александр I умер в: а/1812, б/1821, в/1825 г.
«Союз благоденствия» был образован в: а/1816 г., б/1818 г., в/1821-1822 г
Государственный строй, который должен был установиться в России согласно «Конституции»: а/конституционная монархия. б/республика, в/абсолютизм
Восстание декабристов произошло в: а/1812, б/1821, в/1825 г.
Восстание декабристов было на: а/Казанской площади, б/улице Петра I, в/Сенатской площади.