- Сегодня по электронной почте я получила письмо из Сказочной Австралии. - Как вы думаете, кто мог его написать? - А почему оно пришло к нам? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/17/s_59e62f4d86221/s714131_2_1.png) В своём письме он просит Вас помочь советнику Розелло, он тоже, хочет принять участие в предметном чемпионате, который пройдёт на следующей неделе. Но, Розелло очень давно закончил школу, и в своих знаниях совсем не уверен. Помогите Розелло подготовиться к чемпионату. Ваш ЭМУ. -Я ещё ничего не ответила ЭМУ? - Как вы считаете, что нам делать? Но, чтобы быть уверенным, что вы сможете оказать Розелло помощь, он решил вас испытать. Задание 1.Тест. 1.Имя существительное – это… А) часть слова Б) часть речи В) член предложения. 2.Имя существительное отвечает на вопросы… А) кто? что? Б) какой? какая? какое? В )что делает? что сделает? Г) нельзя поставить вопрос? 3. Имя существительное обозначает - … А) действие Б) признак В) предмет 4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - А) какой? Б) что? В) почему Г) кто? 4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - … А) кто? Б) какая? В) что? Г) что делает? 5. Имена существительные бывают - ...: А) чужими Б) нарицательными В) собственными Г) дружескими Правильные ответы: Б,А,В,Б,А,Б,В. Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное. | - Страус Эму. - Мы принимаем участие в чемпионатах ЭМУ. - Эму знает, что вы специалисты по русскому языку. - Занимаем призовые места. - Мы должны помочь Розелло. Учащиеся выполняют тест, индивидуально. Проверка на экране. Самооценка теста по критериям |
3. Работа в парах - Сейчас вы будете работать в паре. - Достаньте из конверта текст письма. Найдите в файле инструкцию № 1. Следуя инструкции, выполните задания по шагам - Давайте прочитаем по одному предложению полученный текст письма правильно. Проверка со слайда. - Для того чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки Розелло. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять» Продолжаете работу в паре. Достаньте из конверта таблицу. - Следуя инструкции № 2, выполните задания по шагам. - Прочитайте слова, которые называют женщину. - Каким словом – помощником можно заменить женщину? – значит это сущ. ж.р. Запишем в третий столбик – ж. р. -Кто может сделать вывод по таблице? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/17/s_59e62f4d86221/s714131_2_2.png) - Прочитайте слова, которые называют мужчину. - Каким словом – помощником можно заменить мужчину? Эти слова относятся к мужскому роду? Запишем в третий столбик – м. р. - Кто сделает вывод по таблице? - Какие ещё имена существительные относятся к ж.р. и м.р. найдите их в тексте ? Приведите свои примеры. – А на какой вопрос они отвечают? - Молодцы! - Какие ещё имена существительные мы не выписали? К какому роду мы можем его отнести к м.р. или ж. р.? Лото, озеро. Какое слово помощник можно подобрать к данным слова? - Запишите это слово в третий столбик. Подберите слова-помощники. А как вы думаете, какой это род? (дайте своё название) - Кто проговорит вывод по таблице? Давайте сделаем общий вывод: -С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились? - Каких родов бывают имена существительные? - Как вы думаете существительное ж.р, может стать м.р. или ср.р. ? – проверьте себя. - Значит род - это постоянный признак имени существительного? - Какие приёмы распознавания рода вы узнали? - Мы можем распознать род существительных при помощи местоимений – личных и притяжательных. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/17/s_59e62f4d86221/s714131_2_3.png) - А теперь давайте обратимся к учебнику и проверим, подтвердятся ли те выводы исследования, которые у нас получились? - Что дала нам проверка? Физминутка для глаз ( на слайде). Физминутка. Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род:”Оно - моё”. Это правило - моё! Практически все имена существительные за небольшим исключением, принадлежат к одному из 3 родов: мужскому (м.р) – город, мальчик, медведь; женскому (ж.р.) – картина, леска, волчица или среднему (ср. р.) – молоко, село, вещество. Задание на определение рода имён существительных. Работа со словарями. Даны слова: панно, кофе, кенгуру, жадина, качели. - Задание было одно? А вариантов сколько? Почему? Возникает проблема. Однако стоит помнить, когда определение употребляется в мужском роде, а сказуемое в женском роде, существительные обозначают лицо женского пола. В основном это используется в разговорной речи. Например: На осмотр пришла дежурный врач. Юрист посоветовала мне выгодный вариант сделки. Риелтор показала подходящую квартиру. Доцент прекрасно защитила свою работу. Неизменяемые (несклоняемые) существительные, которые называют животных, относятся к мужскому роду, но указывая на самку, употребляются как существительные женского рода. Пример: забавный шимпанзе, яркий колибри, австралийский кенгуру. Шимпанзе жонглировала апельсинами. Существительные общего рода являются отдельной группой и обозначают людей как женского, так и мужского пола. К какой группе принадлежат эти существительные? - Человек, который зазнаётся. (зазнайка) Очень жадный человек. (жадина) Тот, кто часто громко плачет. (плакса) Не имеют рода - существительные, которые употребляются только во множественном числе. Пример: брюки, вилы, ясли, макароны, штаны. Закрепление. - В завершении нашего исследования я предлагаю каждому выполнить творческую работу. 1. Творческая работа (мини – сочинение). Работаем в группах. - Выберите одну тему для творческой работы: 1.Запишите по 3 слова каждого рода(М.Р., Ж.Р.,СР.Р) на заданную тему.«Мой класс», «Медицинский кабинет», «Зимняя погода», «Моя кухня». Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений), используя слова м.р, ж.р, ср.р., в своей творческой работы. 2.Задание «Разгадай ребус»: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/17/s_59e62f4d86221/s714131_2_4.png) Рефлексия. - Какую учебную задачу мы ставили на урок? - Кто может сказать: «Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять» -Какое новое знание вы открыли об имени существительном? -Что научились применять? – Какие новые знания получили на уроке? - Мы с вами сегодня накопили новые знания, а как они нам могут пригодиться? - Что посоветуем Розелло? Самооценка учащихся. . «Тему хорошо усвоил». «Надо ещё поработать дома» «Не понял тему урока» - Молодцы! Благодарю за урок! | Учащиеся работают в парах, выполняю задание №1, по инструкции. Читают инструкцию, исправляют ошибки в предложениях и зачитывают правильные варианты. Учащиеся работают в парах, выполняю задание №2, по инструкции. - Можно заменить словом помощником- она, моя. - Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя”, относятся к женскому роду. - Можно заменить словом помощником- он, мой. - Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “он мой”, относятся к мужскому роду. - Встрече, дома, пирогами, Истории, рыбу, доброту. - Отвечают на вопрос что? Значит они неодушевлённые. Вывод: имена существительные.. ж.р. и м.р. могут быть одушевлёнными и неодушевленными. Не подходят ни к м.р., ни к ж.р.. Можно подобрать слово помощник - оно, моё. - Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду. - с родом имён существительных. - М.р, ж.р, ср.р. - Нет, не может изменяться. Если подставить слова-помощники “она моя”, то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода. - Наши исследования оказались верными. Учащиеся выполняют физминутку для глаз и в движении с повторение правила. - Учащиеся выполняют предложенное задание. Они должны определить, к какому роду относятся данные имена существительные. - Учащиеся предлагают разные варианты и записывают их на доске. – Наверное, мы чего то, ещё не знаем. - Учащиеся, используя словари, орфографические и толковые определяют принадлежность данных существительных к тому или иному роду. - Учащиеся получают информацию о неизменяемых существительных, существительных общего рода, о существительных , которые употребляются только во множественном числе. Учащиеся выполняют творческую работу в группах, по предложенным темам. Зачитывают получившиеся мини – сочинения. Учащиеся разгадывают предложенные ребусы и распределяют слова по родам. познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных учиться определять род имён существительных - Определять род имён существительных, при помощи слов помощников. Имена существительные могут быть несклоняемые, общего рода, употребляться только во множественном числе. - Сможем правильно употреблять слова в речи и правильно их записывать. - Повторить правило определения рода существительных и научится грамотно писать письма. - Учащиеся поднимают значок определённого цвета, в зависимости от того, как усвоил новый материал. |