СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Русский язык, 3 класс, ".Род имён существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русский язык тема: Род имён существительных". На уроке применяются активные методы обучения проблемно - диалогическое обучение, исследование. информационные технологии, занимательные задания. На уроке используются различные виды работ: индивидуальная, парная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Предметы начальной школы (русский язык).

Урок русского языка, по программе «Школа 2100».

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно - диалогическое обучение.

Форма проведения: урок – исследование.

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация, файл с текстом письма, таблица, файл с инструкциями.

  • Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

  • Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-й класс 2-я часть, Москва, издательство «БАЛАСС», 2011 год.

На уроке применяются активные методы обучение проблемно – диалогическое обучение, исследование, информационные технологии, занимательные задания.

Данный урок начинается с повторения пройденного материала, проверка проводится в форме теста. Затем предлагается письмо с ошибками, ставится проблема. Учащимися предлагаются варианты по решению проблемы. С помощью инструкции на уроке проводится мини – исследование, заполняется таблица и делаются выводы по каждому разделу. Полученные результаты в таблице сравнивают с правилом в учебнике и приходят к выводу, что результаты проведённого исследования на уроке подтверждают данное правило.

На уроке используется различные виды работ с учащимися индивидуальная, работа в парах и группах.

После объяснения и закрепления нового материала по учебнику, ребятам предлагается проблемное задание, в котором нужно разбить слова на три группы по родам. В задние включены слова: несклоняемые имена существительные, существительные общего вида и другие. Они распределяют слова по группам, возникает проблема, задание одно, а ответов несколько вариантов. Учащиеся выстраивают различные гипотезы и проверяют свои предположения по словарям. На данном этапе урока происходит знакомство с разными видами имён существительных.

На заключительном этапе урока учащиеся работают в группах, выполняют творческую работу (мини – сочинение) с использованием существительных разного рода.

Для закрепления нового материала ребята выполняют занимательное задание «Разгадай ребус» и определяют род получившегося слова. А также в конце урока по вопросам подводится итог урока, и ребята делают вывод, какие новые знания получили на уроке и как он могут эти знания применить.


Рефлексия и самооценка проводится при помощи цветовых карточек.


Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Предметы начальной школы (русский язык), 3 класс

Плотникова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа имени В.И. Муравленко»


Тема урока. Род имён существительных.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно - диалогическое обучение.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель: приобретение обучающимся навыков определения рода имен существительных путем

разрешения учебной проблемы.

Задачи:

Обучающая: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе;

Развивающие : способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности; - изучить методы определения рода неизменяемых существительных; - познакомить с существительными, принадлежащими к группе общего рода;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре, в группе;

УУД: Познавательные: - вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока; - развивать мыслительные операции: анализ и синтез, внимание, логическое мышление при введении новых знаний; - способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся;

Регулятивные: - продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока;

- развивать умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: - воспитывать коммуникативные отношения:- ученик – учитель; ученик – ученик;

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация, файл с текстом письма, таблица, файл с инструкциями.

  • Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Power Point.

  • Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-й класс 2-я часть, Москва, издательство «БАЛАСС», 2011 год.

Учитель

Учащиеся

  1. Организация учебного прцесса


- Сегодня по электронной почте я получила письмо из Сказочной Австралии. - Как вы думаете, кто мог его написать? - А почему оно пришло к нам?

В своём письме он просит Вас помочь советнику Розелло, он тоже, хочет принять участие в предметном чемпионате, который пройдёт на следующей неделе. Но, Розелло очень давно закончил школу, и в своих знаниях совсем не уверен. Помогите Розелло подготовиться к чемпионату. Ваш ЭМУ.

-Я ещё ничего не ответила ЭМУ? - Как вы считаете, что нам делать?

Но, чтобы быть уверенным, что вы сможете оказать Розелло помощь, он решил вас испытать.

Задание 1.Тест.

1.Имя существительное – это…

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения.

2.Имя существительное отвечает на вопросы…

А) кто? что?

Б) какой? какая? какое?

В )что делает? что сделает?

Г) нельзя поставить вопрос?

3. Имя существительное обозначает - …

А) действие

Б) признак

В) предмет

4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос -

А) какой?

Б) что?

В) почему

Г) кто?

4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А) кто?

Б) какая?

В) что?

Г) что делает?

5. Имена существительные бывают - ...:

А) чужими

Б) нарицательными

В) собственными

Г) дружескими

Правильные ответы: Б,А,В,Б,А,Б,В.


Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

- Страус Эму.

- Мы принимаем участие в чемпионатах ЭМУ.

- Эму знает, что вы специалисты по русскому языку.

- Занимаем призовые места.


- Мы должны помочь Розелло.






Учащиеся выполняют тест, индивидуально. Проверка на экране. Самооценка теста по критериям































  1. Изучение нового материала

Здравствуй, мой подруга Марика!

Пишет тебе твоя далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твоя строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

- Вижу, вы удивлены? Что вас рассмешило в письме Розелло?- А почему Розелло неправильно употребляет слова, чего он не знает? - Какую задачу перед нами ставит Розелло?

- Кто попробует определить учебную задачу на урок? Могу ли я по вашим высказываниям сформулировать цели урока следующим образом?

 познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных;  учиться определять род имён существительных

-Какова тема нашего урок?


Учащиеся читают письмо.


- Неправильно употребляет слова.

- Не знает как правильно употреблять слова, которые относятся к мужчине и женщине.

- Написать правильно письмо?

- научится определять род имён существительных.



- Тема урока «Род имён существительных»

3. Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в паре.

- Достаньте из конверта текст письма.

Найдите в файле инструкцию № 1.

Следуя инструкции, выполните задания по шагам

- Давайте прочитаем по одному предложению полученный текст письма правильно.

Проверка со слайда.

- Для того чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки Розелло. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку.


Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять»

Продолжаете работу в паре. Достаньте из конверта таблицу.

- Следуя инструкции № 2, выполните задания по шагам.

- Прочитайте слова, которые называют женщину.

- Каким словом – помощником можно заменить женщину? – значит это сущ. ж.р. Запишем в третий столбик – ж. р.

-Кто может сделать вывод по таблице?

- Прочитайте слова, которые называют мужчину.

- Каким словом – помощником можно заменить мужчину? Эти слова относятся к мужскому роду?

Запишем в третий столбик – м. р.

- Кто сделает вывод по таблице?


- Какие ещё имена существительные относятся к ж.р. и м.р. найдите их в тексте ? Приведите свои примеры. – А на какой вопрос они отвечают? - Молодцы!


- Какие ещё имена существительные мы не выписали? К какому роду мы можем его отнести к м.р. или ж. р.? Лото, озеро. Какое слово помощник можно подобрать к данным слова?


- Запишите это слово в третий столбик. Подберите слова-помощники. А как вы думаете, какой это род? (дайте своё название)

- Кто проговорит вывод по таблице?




Давайте сделаем общий вывод:

-С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?

- Каких родов бывают имена существительные?

- Как вы думаете существительное ж.р, может стать м.р. или ср.р. ? – проверьте себя.

- Значит род - это постоянный признак имени существительного?

- Какие приёмы распознавания рода вы узнали?

- Мы можем распознать род существительных при помощи местоимений – личных и притяжательных.

- А теперь давайте обратимся к учебнику и проверим, подтвердятся ли те выводы исследования, которые у нас получились?

- Что дала нам проверка?


Физминутка для глаз ( на слайде).

Физминутка.

Женский род запомню я 

И скажу: “Она — моя”. 

И запомню род мужской 

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Практически все имена существительные за небольшим исключением, принадлежат к одному из 3 родов: мужскому (м.р) – город, мальчик, медведь; женскому (ж.р.) – картина, леска, волчица или среднему (ср. р.) – молоко, село, вещество.

  1. Задание на определение рода имён существительных. Работа со словарями.

Даны слова: панно, кофе, кенгуру, жадина, качели.

- Задание было одно? А вариантов сколько? Почему?

Возникает проблема.

Однако стоит помнить, когда определение употребляется в мужском роде, а сказуемое в женском роде, существительные обозначают лицо женского пола. В основном это используется в разговорной речи.  Например: На осмотр пришла дежурный врач.  Юрист посоветовала мне выгодный вариант сделки. Риелтор показала подходящую квартиру. Доцент прекрасно защитила свою работу.

Неизменяемые (несклоняемые) существительные, которые называют животных, относятся к мужскому роду, но указывая на самку, употребляются как существительные женского рода. Пример: забавный шимпанзе, яркий колибри, австралийский кенгуру. Шимпанзе жонглировала апельсинами. 


Существительные общего рода являются отдельной группой и обозначают людей как женского, так и мужского пола.

К какой группе принадлежат эти существительные? - Человек, который зазнаётся. (зазнайка) Очень жадный человек. (жадина) Тот, кто часто громко плачет. (плакса)

Не имеют рода - существительные, которые употребляются только во множественном числе. Пример: брюки, вилы, ясли, макароны, штаны.

Закрепление.

- В завершении нашего исследования я предлагаю каждому выполнить творческую работу.

1. Творческая работа (мини – сочинение). Работаем в группах.

- Выберите одну тему для творческой работы:

1.Запишите по 3 слова каждого рода(М.Р., Ж.Р.,СР.Р) на заданную тему.«Мой класс», «Медицинский кабинет»,

«Зимняя погода», «Моя кухня».

Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений),

используя слова м.р, ж.р, ср.р., в своей творческой работы.


2.Задание «Разгадай ребус»:

Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы ставили на урок?


- Кто может сказать:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять»

-Какое новое знание вы открыли об имени существительном?

-Что научились применять?

– Какие новые знания получили на уроке?


- Мы с вами сегодня накопили новые знания, а как они нам могут

пригодиться?

- Что посоветуем Розелло?







Самооценка учащихся.

. «Тему хорошо усвоил».

«Надо ещё поработать дома»

«Не понял тему урока»



- Молодцы! Благодарю за урок!



Учащиеся работают в парах, выполняю задание №1, по инструкции.

Читают инструкцию, исправляют ошибки в предложениях и зачитывают правильные варианты.







Учащиеся работают в парах, выполняю задание №2, по

инструкции.


- Можно заменить словом помощником- она, моя.

- Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя”, относятся к женскому роду.


- Можно заменить словом помощником- он, мой.

- Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “он мой”, относятся к мужскому роду.

- Встрече, дома, пирогами,

Истории, рыбу, доброту.

- Отвечают на вопрос что?

Значит они неодушевлённые. Вывод: имена существительные.. ж.р. и м.р. могут быть одушевлёнными и неодушевленными.



Не подходят ни к м.р., ни к ж.р.. Можно подобрать слово помощник - оно, моё.

- Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.



- с родом имён существительных.

- М.р, ж.р, ср.р.



- Нет, не может изменяться.

Если подставить слова-помощники “она моя”, то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.

- Наши исследования оказались верными.

Учащиеся выполняют физминутку для глаз и в движении с повторение правила.












- Учащиеся выполняют предложенное задание. Они должны определить, к какому роду относятся данные имена существительные.

- Учащиеся предлагают разные варианты и записывают их на доске.

– Наверное, мы чего то, ещё не знаем.


- Учащиеся, используя словари, орфографические и толковые определяют принадлежность данных существительных к тому или иному роду.








- Учащиеся получают информацию о неизменяемых существительных, существительных общего рода, о существительных , которые употребляются только во множественном числе.

























Учащиеся выполняют творческую работу в группах, по предложенным темам.

Зачитывают получившиеся мини – сочинения.




Учащиеся разгадывают предложенные ребусы и распределяют слова по родам.




 познакомиться с приёмами распознавания рода имён

существительных

 учиться определять род имён существительных




- Определять род имён существительных, при помощи слов помощников.

Имена существительные могут быть несклоняемые, общего рода, употребляться только во множественном числе.

- Сможем правильно употреблять слова в речи и правильно их записывать.

- Повторить правило определения рода существительных и научится грамотно писать письма.


- Учащиеся поднимают значок определённого цвета, в зависимости от того, как усвоил новый материал.





Просмотр содержимого презентации
«Плотникова В.В.»

С благоговеньем прикасайся  К тому, чем ты вооружён,  Твори светло и упивайся  Безбрежным русским языком!

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком!

Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста советнику Розелло, подготовится к предметному чемпионату. Ваш ЭМУ.

Здравствуйте, ребята!

Помогите, пожалуйста советнику Розелло, подготовится к предметному чемпионату. Ваш ЭМУ.

Тестовое задание: 1.Имя существительное – это… А) часть слова Б) часть речи В)  член предложения. 2.Имя существительное отвечает на вопросы… А) какой? какая? какое? Б) кто? что? В )что делает? что сделает? Г) нельзя поставить вопрос? 3. Имя существительное обозначает - … А) действие Б) признак В) предмет 4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - … А) какой? Б) что? В) почему Г) кто?  4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - … А ) кто? Б) какая? В) что? Г) что делает? 5. Имена существительные бывают - ... А) чужими Б) нарицательными В) собственными Г) дружескими

Тестовое задание:

1.Имя существительное – это…

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения.

2.Имя существительное отвечает на вопросы…

А) какой? какая? какое?

Б) кто? что?

В )что делает? что сделает?

Г) нельзя поставить вопрос?

3. Имя существительное обозначает - …

А) действие

Б) признак

В) предмет

4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А) какой?

Б) что?

В) почему

Г) кто?

4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А ) кто?

Б) какая?

В) что?

Г) что делает?

5. Имена существительные бывают - ...

А) чужими

Б) нарицательными

В) собственными

Г) дружескими

Тестовое задание: 1.Имя существительное – это… А) часть слова Б) часть речи В)  член предложения. 2.Имя существительное отвечает на вопросы… А) какой? какая? какое? Б) кто? что? В )что делает? что сделает? Г) нельзя поставить вопрос? 3. Имя существительное обозначает - … А) действие Б) признак В) предмет 4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - … А) какой? Б) что? В) почему Г) кто?  4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - … А ) кто? Б) какая? В) что? Г) что делает? 5. Имена существительные бывают - ... А) чужими Б) нарицательными В) собственными Г) дружескими

Тестовое задание:

1.Имя существительное – это…

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения.

2.Имя существительное отвечает на вопросы…

А) какой? какая? какое?

Б) кто? что?

В )что делает? что сделает?

Г) нельзя поставить вопрос?

3. Имя существительное обозначает - …

А) действие

Б) признак

В) предмет

4.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А) какой?

Б) что?

В) почему

Г) кто?

4.Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос - …

А ) кто?

Б) какая?

В) что?

Г) что делает?

5. Имена существительные бывают - ...

А) чужими

Б) нарицательными

В) собственными

Г) дружескими

Собственные  Нарицательные П Р Е Д М Е т  Кто?  Что? Ч  Р   Неодуш.  Одуш.

Собственные

Нарицательные

П

Р

Е

Д

М

Е

т

Кто?

Что?

Ч

Р

Неодуш.

Одуш.

  Здравствуй, мой подруга Марика!  Пишет тебе твоя далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твоя строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

 

Здравствуй, мой подруга Марика!

Пишет тебе твоя далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твоя строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных; учиться определять род имён существительных;
  • познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных;
  • учиться определять род имён существительных;
Тема:«Род имён существительных»

Тема:«Род имён существительных»

Инструкция № 1 Прочитайте предложения. Подчеркните имена существительные род которых не знает Розелло. Исправьте ошибки.

Инструкция № 1

  • Прочитайте предложения.
  • Подчеркните имена существительные род которых не знает Розелло.
  • Исправьте ошибки.

Здравствуй, моя подруга Марика!  Пишет тебе твой далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твоя добрая мама угощала меня пирогами. А твой умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твой строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

Здравствуй, моя подруга Марика!

Пишет тебе твой далёкий друг Розелло. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твоя добрая мама угощала меня пирогами. А твой умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая бабушка рассказывала весёлые истории, а твой строгий дедушка водил меня на озеро ловить рыбу. Я полюбил Сказочную Австралию и её жителей за доброту и гостеприимство. С нетерпением жду новой встречи. Розелло.

Инструкция № 2 Прочитайте письмо. Найдите одушевлённые имена существительные. Подумайте, каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину? ( Как бы вы сказали, что подруга ваша? Друг ваш?) Запиши опорные слова под рамкой (слова – помощники). Распределите слова в два столбика - имена существительные, которые называют женщин и мужчин.

Инструкция № 2

  • Прочитайте письмо.
  • Найдите одушевлённые имена существительные.
  • Подумайте, каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину? ( Как бы вы сказали, что подруга ваша? Друг ваш?)
  • Запиши опорные слова под рамкой (слова – помощники).
  • Распределите слова в два столбика - имена существительные, которые называют женщин и мужчин.

подруга мама бабушка  она моя Ж.Р . друг папа дедушка он мой М.Р. оно моё Лото озеро СР.Р.

подруга

мама

бабушка

она моя

Ж.Р .

друг

папа

дедушка

он мой

М.Р.

оно моё

Лото

озеро

СР.Р.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Женский род запомню я  И скажу: “Она — моя”.  И запомню род мужской  И опять скажу: “Он — мой”. Средний род:”Оно - моё”. Это правило - моё!

Женский род запомню я 

И скажу: “Она — моя”. 

И запомню род мужской 

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

мужской род женский род средний род  он она оно  мой моя мой  Определи род имён существительных: панно, кофе, кенгуру, жадина, качели.

мужской род женский род средний род

он она оно

мой моя мой

Определи род имён существительных:

панно, кофе, кенгуру, жадина, качели.

Существительные общего рода

Существительные общего рода

Собственные  Нарицательные П Р Е Д М Е т  Кто?  Что? Ч  Р  Ж.Р.  М.Р.  СР.Р.  Одуш.  Неодуш.

Собственные

Нарицательные

П

Р

Е

Д

М

Е

т

Кто?

Что?

Ч

Р

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

Одуш.

Неодуш.

Творческая работа «Мой класс»  «Медицинский кабинет»  «Зимняя погода»

Творческая работа

  • «Мой класс»

  • «Медицинский кабинет»

  • «Зимняя погода»

  • «Моя кухня»
познакомиться с приёмами распознавания имён существительных учиться определять род имён существительных
  • познакомиться с приёмами распознавания имён существительных
  • учиться определять род имён существительных
Дайте оценку своей деятельности на уроке «Тему хорошо усвоил». «Надо ещё поработать дома» «Не понял тему урока»

Дайте оценку своей деятельности на уроке

«Тему хорошо усвоил».

«Надо ещё поработать дома»

«Не понял тему урока»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!