Крылова С.В.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. Желает успеха. Предлагает выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению. | Подготовка к работе. Выбирают, рисуют соответствующий настроению символ. | Метапредметные результаты: -самоопределение (Л); -планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность; сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи | Эпиграф: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. (А. С. Пушкин) Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений. Слайд 1. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Так А. С. Пушкин описывал осеннюю пору, стоящую за окном. Дома, выполняя упражнение, вы создавали осенние пейзажные зарисовки. В своих текстах вы должны были использовать определения. Что такое определение? Прочтите полученный текст. Скажите, вызвало ли затруднение выполнение домашней работы? Если вызвало, то какое? Итак, мы продвигаемся дальше по пути изучения второстепенных членов предложения. | Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Осень» Учащиеся читают пейзажные зарисовки. Дают ответы на поставленные вопросы | Метапредметные результаты: - анализ объектов с целью выделения признаков (П); -самостоятельный анализ условия и пути достижения цели (Р); -контроль (Р); -оценка (Р). |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 1. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Предлагает сформулировать задание по данному материалу. (слайд 2) - Распределите на группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл) - На какие подгруппы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр) | Делят слова на группы, дают название каждой группе – главные и второстепенные члены, части речи Воспроизводят известные им знания, осознают их. Взаимопроверка задания. Оценивают, анализируют работу соседа по парте | Метапредметные результаты: -самооценка и коррекция(Р); -анализ объектов с целью выделения признаков(Р); -аргументация мнений(К); -логическое мышление (Л). |
2. Организует выявление учащимися места затруднения. Организует работу в парах: -Дайте устное определение известным вам терминам: Главные члены-это… Второстепенные члены-это… Дополнение-это… Определение-это… | Выстраивают устное высказывание; рассказывают правила, изученные ранее; выслушивают соседа по парте. | Метапредметные результаты: -управление поведением партнёра (К); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -умение слушать партнёра (К -оценивание партнёра по работе (К); -контроль (Р); -оценка (Р). |
| 3.Создание проблемной ситуации. На доске написано предложение. (Слайд 3) Мы ходили. Перед вами предложение. Докажите, что это предложение. (Грамматическая основа, слова связанные по смыслу и грамматически, интонация конца предложения). При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной? От чего задаем вопрос? Какие вопросы? (Вопрос задаем от глагола – сказуемого. Вопросы куда, когда, как, зачем). Чем выражен этот второстепенный член? (Этот второстепенный член выражен наречием или существительным с предлогом). Как называется этот второстепенный член предложения? (обстоятельство) Что вы знаете об обстоятельстве? Зачем нужны обстоятельства в тексте? Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? Обстоятельство. (Слайд 4) | Чтение предложения. Доказывают, что данные слова являются предложением Отвечают на поставленные вопросы. Приводят примеры, дополняют предложение. Отвечают на поставленные вопросы: 1. Вопрос задаем от глагола – сказуемого. Вопросы «куда», «когда», «как», «зачем». 2.Этот второстепенный член выражен наречием или существительным с предлогом. 3.Обстоятельство. 4.Обстоятельство-это… 5.Обстоятельства расширяют информацию, делают ее более понятной. Каждое последующее предложение раскрывает подробности того, что происходит, раскрывают обстоятельства, при которых совершалось действие. Формулируют тему урока | Метапредметные результаты: - постановка и решение проблемы(П); -аргументация своего мнения в коммуникации(К). -целеполагание (Р); -постановка вопросов (К); |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает понаблюдать над материалом. Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке? (находить обстоятельства в тексе, ставить вопросы к обстоятельствам, выяснять их значение, определять роль обстоятельств в тексте.) | Формулируют цели урока (понять, что такое обстоятельство, какова их роль, научиться находить их в предложении, определять способ выражения и значение). Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают выводы. | Метапредметные результаты -планирование (Р); -прогнозирование (Р); -сотрудничество в поиске и выборе информации (К). Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. |
Этап построения проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Организует усвоение учащимися алгоритма действий при решении типовых заданий. Сформулируйте теперь правило полностью. Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод. (Читают определение). Вопросы обстоятельства легко запомнить по ритмичной фразе: (Слайд 5) На эти же вопросы отвечают наречия, поэтому неслучайно обстоятельства выражаются чаще всего наречиями и существительными с предлогами. О чем говорят эти вопросы обстоятельства? (Слайд 6) Эти вопросы помогают уточнить, при каких обстоятельствах совершалось действие. | Строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Формулируют правило самостоятельно, сравнивают полученное правило с определением термина в учебнике. Отвечают на вопросы. Определяют значения наречий и обстоятельства | Метапредметные результаты -анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей(П) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
| Оценивает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Используя опорный материал, выполните следующее задание: Выпишите словосочетания с обстоятельствами, по вопросу определите значение обстоятельств. Как мы будем выполнять данное задание? (Образец выполнения у доски). (Слайд 7) Вопросы: Найти обстоятельство. На какой вопрос отвечает и что обозначает? Чем выражено обстоятельство? Слайд 8 | Выполняют задание. Работают в паре, выполняют упражнения с проговариванием алгоритма решения вслух Несколько учащихся выполняют задания у доски. Остальные учащиеся проверяют и оценивают работу | Метапредметные результаты -контроль (Р); -оценка (Р); -коррекция (Р); -управление поведением партнера (К); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К); -действие по аналогии (П); -умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Организует деятельность по применению новых знаний Слово учителя: Следующее задание потребует от вас большей самостоятельности. Вам необходимо выполнить тестовые задания. (Раздаточный материал Приложение №1) Слайд 9 Организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Учащиеся, допустившие ошибки, с помощью класса выявляют причины ошибок и способы их исправления | Метапредметные результаты: -совершенствование операций анализа и классификации(П); - контроль и коррекция(Р); -оценивание усвояемого содержания(Л). |
Динамическая пауза Цели этапа: -поддержание работоспособности учащихся в течение всего урока; - профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей; -повышение эмоционального уровня урока. | Слайд 10 Мысленно перенесемся в осенний лес (встали, закрыли глаза). Мы идем по осеннему лесу. Тихо падают листья. Подставьте свои ладошки, поймайте падающий листочек. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте его с руки. Идем дальше (откройте глаза). Посмотрите: на ветке березы сидит синица. Посмотрите в другую сторону: под елкой затаился заяц. Не торопясь, мы выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким легких стало ваше тело. | Выполняют музыкальную динамическую паузу | Метапредметные результаты -действие по аналогии (П); -приложение волевых усилий (Р). |
Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного, выявле ние границы применимости нового знания и исполь зование его в системе изученных ранее знаний, пов торение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Итак, мы мысленно побывали в лесу. Увидели красоту осеннего леса. Задания по выбору. а) Творческое задание – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес». В предложениях вы должны использовать обстоятельства с разными значениями, они должны отвечать на разные вопросы. Слайд 11 б) Сконструировать текст, используя слова для справок. | Оценивают знания, умения и навыки, выбирая задание по своим возможностям | Метапредметные результаты: -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий(П); - приложение волевых усилий и преодоление трудностей на пути достижения целей(Р). |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Рефлексия. Что нового мы узнали сегодня на уроке?(Слайд 12) Какие понятия разобрали? Чему научились? Какие трудности испытывали? С чем они были связаны? Где можно применить новые знания? Поставьте в рабочих тетрадях на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднение, и смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока. Уходя, положите тетради на стол учителя. - Оцените уровень своих знаний и умений на сегодняшнем уроке. Выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Метапредметные результаты -анализ собственной учебной деятельности и самокоррекции(Р); -формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К); - выявление критерия оценки и определение степени успешности работы(Р) |
2. Домашнее задание. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся. Ребята, я предлагаю вам варианты домашнего задания: - выполните упр. 196, упр. 107. - подготовьте раздаточный материал по теме «Обстоятельство» - составьте тест по теме «Обстоятельство» | Записывают домашнее задание | Метапредметные результаты - выявление цели дальней- шей деятельности (Р); - определение заданий для самоподготовки (Р) |
а) По дороге в школу встречаюсь с друзьями.
б) Осенью улетают в жаркие страны перелетные птицы.
в) По вечерам вся семья собиралась за столом.
а) С деревьев, кружась, падали разноцветные листья.
б) Постепенно зажигались на небе звезды.
в) Медленно поднимается солнце.
а) Быстро прошло лето.
б) Поздней осенью переменит белочка свой наряд на зимний.
в) Мы медленно продвигались по тропе.
а) Цветы долго не распускались.
б) На другой день пришли гости.
в) С утра до вечера шел дождь.
б) Белка забралась на вершину высокой ели.
в) В лесных кладовых спрятала белка орехи.
б) На ветках развесила белка сушить грибочки.