6 Математика
30.01.2023
Конспект урока.
Тема. Умножение и деление смешанных дробей произвольного знака.
Цель. Закрепить навыки сложения, вычитания смешанных дробей произвольного знака. Сформировать навыки умножения и деления дробей произвольного знака.
Задачи:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные: формировать умение работать в парах и группах.
Предметные: сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент.
На прошлом уроке мы отрабатывали с вами навыки сложения и вычитания, смешанных дробей произвольного знака. Сегодня мы будем формировать навыки умножения и деления смешанных дробей произвольного знака.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
3.1. Первый шаг к успеху: «Вспомним» (фронтальный опрос).
Какие виды дробей вы знаете.
Какая дробь называется правильной, а какая неправильной.
Как можно записать неправильную дробь?
Как преобразовать неправильную дробь в смешанное число?
Как смешанное число преобразовать в неправильную дробь?
Для выполнения каких математических действий используют неправильную дробь?
Как складывают и вычитают смешанные дроби произвольных знаков?
3.2. Второй шаг к успеху: «Проверим». Решение упражнений.
1. Выполните сложение:
1)
;
2)
.
2. Выполните вычитание:
1)
;
2)
.
IV. Объяснение нового материала.
Умножение смешанных дробей произвольного знака.
Произведение двух дробей есть дробь, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель – произведению знаменателей этих дробей.
То есть, чтобы умножить две дроби надо числитель умножить на числитель и результат записать в числитель, а знаменатель умножить на знаменатель и результат записать в знаменатель.
3.3. Третий шаг к успеху: «Знаем».
Важно уметь применять правила знаков!
1) Чтобы умножить два отрицательных числа надо поставить знак плюс, а модули этих чисел умножить.
Пример 1. Выполните умножение:
1)
;
2)
.
2) Чтобы умножить два числа с разными знаками надо поставить знак минус, а модули этих чисел умножить.
Пример 2. Выполните умножение:
1)
;
2)
.
Степень числа
1) Степенью числа а с натуральным показателем n (n 1) называют произведение n множителей, каждый из которых равен а.
, (n 1),
.
2) Если положительное число возводим в любую степень результат будет положительный.
3) Если отрицательное число возводим в нечетную степень результат будет отрицательный, если в четную степень – положительный.
Пример 3. Выполните умножение:
1)
;
2)
.
3.4. Четвертый шаг к успеху: «Разберём вместе».
Решение упражнений.
1) Учебник, с.112 № 574(а-в). Вычислите:
а)
;
б)
.
в)
.
2) Учебник, 112 № 575(а,д). Вычислите:
а)
;
д)
.
3) Учебник, с.112 № 578(а,в). Вычислите, предварительно указав порядок действий: (мы выполняем одним действием, предварительно убрав «лишние» скобки)
а)
;
в)
.
4) Учебник, с.113 № 581(а). Не проводя вычислений, сравните результаты с нулем, а затем вычислите.
а)
,
.
5) Учебник, с.113 № 584(г). Сравните с нулем, затем вычислите:
г)
,
.
6) Вычислите, применяя распределительный закон умножения:
.
Деление смешанных дробей произвольного знака.
1) Чтобы умножить или разделить смешанные дроби, можно записать их в виде неправильных дробей и выполнить действие с обыкновенными дробями.
2) Чтобы разделить дробь на дробь, надо делимое умножить на дробь обратную делителю.
Пример 1. Выполните деление:
1)
.
2)
;
Пример 2. Учебник, с.113 № 585(а, ж, к). Вычислите:
а)
;
ж)
к)
.
3.5. Пятый шаг к успеху: «Решаем сами».
Учащиеся самостоятельно решают задания № 574(г), 575(е), 579(е), 581(б), 587(а).
Подведение итогов урока.
- достигли ли мы своей цели?
- каков результат нашей деятельности на уроке?
- как разделить смешанные дроби
- как умножить смешанные дроби?
Домашнее задание. § 3.7 (выучить теорию).
Решить № 575(в), 576(в), 579(б), 584(б), 586(а,б), 587(г)