Технологическая карта урока
Тема: «Ориентирование на местности»
Предмет: география
Класс: 5
Название и автор учебника: Алексеев А.И., В.В Николина, Е.К Липкина География 5-6 класс.. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 Тема урока: . Ориентирование на местности
Тип урока: вводный.
Метод обучения: диалогический
Программно-технические средства на уроке: ПК, Экран , dvd диск (электронное приложение к учебнику)
Образовательные ресурсы: Атлас, раздаточный материал (по группам), Видеоролик по теме «Способы ориентирования на местности». компас; план местности, топографиче-
ская карта, аэрофотоснимки, космические снимки.
Цель урока: показать значение умения ориентироваться на местности, выработать навыки обращения с компасом,
Задачи урока:
Образовательные: научить навыкам ориентирования в пространстве используя различные способы ориентирования.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, с географической картой, анализ данных диаграммы, составление схем;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий, климатическая карта); работа с таблицами;
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование ,азимут, план местности, условные знаки.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Мотивация к обучению | Приветствие учащихся, проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку, просмотр видеоролика. | Перед изучением темы «План и карта» учитель обра- щает внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Вас- нецова «Витязь на распутье» на шмуцтитуле темы (с. 33). | Умение выделять из предложенного материала главное | Л.: Освоение социальных норм, правил поведения в коллективе. |
2.Актуализация знаний (Стадия вызова) | У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объ- ектов. В глубокой древности, когда люди ещё не знали сто- рон горизонта, они ориентировались относительно знако- мых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присма- тривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. | Анализируют видеоролик Высказывают свои предположения | Подведение к теме урока. | | П.: Выделение главной информации. Р.: участвовать в совместной деятельности; |
3. Тема и цель урока | Запись темы в тетради — показать значение умения ориентироваться на мест- ности; — раскрыть роль плана местности; — формировать умение определять азимут; — раскрыть роль компаса как величайшего изобрете- ния человечества, помогающего ориентироваться в про- странстве. | Знакомство с рабочим листом | Знакомятся с критериями оценки вопросов. | | Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
4. Изучение нового материала: (Стадия осмысления) | Уметь ориен- тироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объек- тов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. п.). Необходимо уметь ориентиро- ваться по сторонам горизонта. Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, на- звать основные и промежуточные стороны горизонта, опре- делить, что изображено на рис. 19 на юге, на западе. Слова «ориентир», «ориентироваться» происходят от латинского oriens — восток. Далее на уроке изучают, как устроен компас, и опре- деляют, как с ним работать. Проверка задания | Работают в парах. Каждый ученик самостоятельно обдумывает вопросы. Затем все вопросы обсуждаются в паре, записываются в рабочий лист. Обучающиеся отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы Обсудите задания с соседом по парте и совместное решение запишите в рабочий лист. Учитель предлагает практические задания по определе- нию азимута на предметы (рис. 19 учебника). Затем задача усложняется и, разбившись на группы, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии, а также вы- полняют задания 4, 8, 9 учебника | Работа с приложением Составить таблицу « Способы ориентирования» | Сформированность умения обобщать имеющиеся знания. | Р.: Умеют работать в соответствии с поставленной учебной задачей; |
| Изучают предложенный материал. | | Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | П.: Умеют самостоятельно выделять главное, работать с текстовыми материалами, применять имеющиеся знания и опыт ; Р.: участвовать в совместной деятельности; |
Физкульт минутка | Физкультминутка Зарядка для глаз | Выполняют движения | | | Л.: Ответственное отношение к своему здоровью |
(Стадия осмысления) | Затем вместе с учителем учащиеся обсуждают ситуа- цию, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой мест- ности днём или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, «живым ориентирам». Далее учащиеся знакомятся с планом местности. Вы- ясняют его значение в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. | | По ходу проведения опыта выполняется задание | Совершенствуют практический навык | П.: Сформированность умения интерпритировать экспериментальную работу. Л. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики |
Исследования обучающихся. | Слушают краткие мини-исследования обучающихся по данной теме. | | | |
6. Рефлексия | Проверка и анализ заполнения таблицы. Оцените свою работу. Поставьте оценку. СМАЙЛИК | . Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, оценивают. | | Демонстрируют знания по изученной теме, умение их применять в практических условиях. | Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
7. Домашнее задание: | | Записывают домашнее задание в дневник. | Записать домашнее задание, п. 8. выполнить зад 1-6 | | |