СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Правовая культура будущих избирателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие расчитано для проведения в старших классах. В ходе мероприятия школьники знакомятся с избирательной системой РФ, избирательными правами граждан.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Правовая культура будущих избирателей"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Шанский Завод

249895 Калужская область Износковский район

с.Шанский Завод д.10 8-484-49-443-21











Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Правовая культура будущих избирателей»

(об избирательном праве и избирательном процессе)











Автор разработки:

Степанькова Тамара Николаевна

учитель истории и обществознания

89108623588


с.Шанский Завод 2023г.

Пояснительная записка

Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.

Актуальность темы: последние выборные кампании показывают, что молодежь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации - низкая правовая культура. Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы ее обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данное мероприятие рассчитано на тех, кому сегодня 14 - 17 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности.

Цель мероприятия: дальнейшее формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах ее проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.

 Задачи мероприятия заключаются в стремлении:

  1. Способствовать дальнейшей успешной социализации учащихся старших классов.

  2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.





Формы и методы работы, используемые при проведении мероприятия.

Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения внеклассного мероприятия выбрана игра - викторина с использованием информационных технологий. Мероприятие строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.

Предполагаемые результаты.

В результате проведения занятия участники смогут: познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками, понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами, расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания; проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».

Основные термины и понятия темы: демократия, гражданское общество, гражданская ответственность, гражданская позиция, избирательная система, принципы избирательного права, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, политическая власть, выборы, референдум, политическая активность.

Оборудование и дополнительные наглядные материалы: экран, ПК, выставка юридической литературы по избирательному праву, мультимедийная презентация, конверты на игровых столах, сигнальные карточки, памятка для составления агитационного выступления команд.

Ход внеклассного мероприятия.

Организационный момент. Мотивация.

Слайд 1 Учитель: Ребята! Я предлагаю вам попытаться самостоятельно определить тему нашего урока, проанализировав картину известного русского художника Виктора Васнецова «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, к какой теме обращен сюжет картины? (Выбора).

Слайд 2 Учитель: Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор. В жизни зачастую приходится осуществлять экономический, нравственный, политический выбор. Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? (Политическом). Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе. О том, как формировалась система избирательного права в нашем государстве - немного истории.

Слайд 3 История развития избирательного права в России (сообщение учащихся 10 классов)

Слайд 4 Народные вече История выборов на Руси началась еще в IX веке в Великом Новгороде. Жители города собирались на площади и слушали старца, который стоял на небольшом возвышении, и «глаголил» умные мысли. Если он говорил то, что нравилось людям — они топали ногами и одобрительно покрикивали. Если идеи старца были не по вкусу толпе, то её рев был неодобрительным. Так, всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году было решено пригласить управлять городом варяга Рюрика. Такие «сборища» получили название «вече», что по-старославянски значит «совет».

Слайд 5 Земские соборы Из вече выросли земские соборы, которые созывались для решения важных вопросов, например, для избрания царя. Иногда решение собора было формальным, так как имелся прямой наследник, и представители сословий съезжались в Москву в основном ради пышного обеда в их честь. Но иногда земский собор должен был выбирать царя по-настоящему. Первым царем, которого избрал земский собор был Федор Иоанович, второй русский царь и сын Ивана Грозного. На Земский собор 1613 года, когда измотанной Смутным временем стране понадобился царь без приставки "лже", в разграбленной Москве в Успенском соборе собралось примерно 500 человек из 50 городов. После долгих уговоров и споров на царство был призван Михаил Романов.

Слайд 6 Земства и местное самоуправление Земский собор был упразднен Петром I. Первый русский император, кстати, был последним русским царем выбранным земским собором. Следующие выборы состоялись в России только при Александре I. При нем была проведена земская реформа и были созданы выборные органы местной власти - земства. Создание земств решало сразу две задачи: компенсировало потерю власти дворянству и перекладывало решение местных проблем и задач благоустройства на плечи представителей всех сословий. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях России. Упразднены земства были в 1919 году.

Слайд 7 Государственная Дума В XX веке состоялись выборы в Государственную думу. С 1905 года и до Октябрьской революции их успели провести 4 раза. Право голоса не имели женщины, мужчины моложе 25 лет, учащиеся, преступники, глухонемые, душевнобольные, расточители и лишенные духовного сана за пороки. Голос одного помещика равнялся трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Именно тогда жители России впервые увидели, что такое предвыборная кампания.

Слайд 8 Выборы в СССР В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными…». Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». 12 декабря 1937 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР. По официальным данным в выборах участвовали 96,8% избирателей, из которых 98,6% проголосовали за блок коммунистов и беспартийных. С тех пор эти данные повторяли после всех советских выборов.

Слайд 9 Первый референдум Первые альтернативные и конкурентные выборы были проведены в 1989 году. Следующей важной вехой в истории выборов стал Всесоюзный референдум о сохранении СССР в 1991 году. Тогда большинство проголосовавших зачеркнуло в бюллетене "ДА", проголосовав за сохранение СССР, а также за введение должности президента РСФСР, которым стал в ходе демократических выборов Борис Ельцин, обойдя в выборах Николая Рыжкова от КПСС, Жириновского от ЛДПСС и еще трех кандидатов, набравших незначительное количество голосов. Президент тогда избирался на 5 лет, потом по конституции 1993 срок сократили до 4-х лет.

Слайд 10 Выборы в современной России Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы. На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии.

Учитель: По данным статистики, регулярно на выборы ходит каждый четвертый, примерно столько же посещают избирательные участки время от времени, остальные не участвуют в выборах, т.к. не знают за кого голосовать.

Учитель: Ответьте на вопрос: «Какие проблемы в жизни страны волнуют сограждан?» (Ответы учащихся).

Слайд 11-12 Учитель:  Вы накануне заполнили анкеты под названием «Молодежь и выборы». Давайте проанализируем результаты. Разные мнения, выбранные вами, показывают, что эту тему стоит обсудить, она может вызывать споры, поэтому мы ее и будем рассматривать в ходе мероприятия «Правовая культура будущих избирателей», которое пройдет в форме игры. Слайд 13

1 Команда «Знатоки» девиз: «Знатоки непобедимы, голосуем мы едино!»                                 

2 Команда «Граждане России» девиз: «Гражданами России быть, а не казаться!»    

В жюри приглашаем 2 учителей.

1 раунд «Разминка»

Команды по очереди отвечают на вопросы:

1. Во сколько лет российские граждане получают право избирать? 18 лет.

2. Документ, выдаваемый избирателю при проведении выборов, и содержащий имена кандидатов или названия партий называется... Избирательный бюллетень.

3. Сколько депутатов избирается в Государственную Думу Российской Федерации? 450 депутатов.

4. Как называется официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах? Избирательный список.

5. С какого возраста гражданин имеет право быть избранным в Государственную Думу? 21 год.

6. Часть избирательного округа, где голосует определѐнное количество избирателей, называется... Избирательный участок.

7. Возраст, с которого человек имеет право баллотироваться на пост Президента РФ? 35 лет.

8. Что такое ценз оседлости? Условие 10 летнего постоянного проживания на территории РФ для кандидата в Президенты РФ.

9. Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? Инаугурация.

10. В какой день недели проводятся выборы? Воскресенье 



2 раунд «Дискуссионные качели»

Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Вашим командам предлагается в течение нескольких минут составить коллективное выступление с целью привлечь на свою сторону как можно большее количество сторонников из числа избирателей. При составлении выступления, опирайтесь на проблемы, которые по данным соцопроса наиболее волнуют избирателей. Каждый участник команды освещает конкретный вопрос темы. Чтобы ваша речь была убедительной и аргументированной, предлагаю каждой команде воспользоваться памятками для подготовки выступления, которые находятся в конвертах под № 1 и распределить между собой аспекты общего выступления.

Выступление команд. (Оценка работы команд по 5-бальной системе)

3 раунд «Из истории выборов»

(команды внимательно слушают задание и после обсуждения пишут свой ответ)

  1. В этом государстве основные вопросы народное собрание решало путем голосования. Белый камень означал положительное решение, черный – отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса. (Древняя Греция)

  2. Здесь выборы проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. (Древний Рим).

  3. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо валета появилась карта «Равенство», вместо дамы – «Свобода», вместо короля «Гений», а вместо туза - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («Закон».)

  4. Парламент этой страны до сих пор голосует, «выходя в двери»: если «за» – выходят в одну дверь, «против» – в другую. Назовите страну. (Англия.)

  5. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишиться паспорта. О чем речь? (Неявка на выборы.)

4 раунд «Блиц»

Задание командам: В конвертах под № 2 находится перечень стадий избирательного процесса, записанный в неверном порядке. Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово. Основные стадии избирательной кампании (процесса): Т Предвыборная агитация; А Выдвижение кандидатов; Д Назначение и объявление даты проведения выборов; Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий; Е Составление списков избирателей; Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация. «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании»: (ДЕБАТЫ).

Учитель: В любой области, в том числе и в избирательном праве важно не только владеть теорией, но и уметь применять полученные знания на практике.

5 раунд «Правильное голосование».

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял сигнальную карточку. Ваша задача: разрешить ситуации и дать правильный ответ на задание.

Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц. Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него. Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус». Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации. (Голос «пропадет», т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке).

Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку. Вопрос: Ваши действия? (Нужно обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый).

Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).

Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список).

Ситуация 7. Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (Никак, бюллетень считается испорченным).

Вопрос: Что, по-вашему, является главным итогом выборов? Ответ: Результат голосования.

6 раунд «Ситуация»

Участники каждой команды предлагают команде – сопернице ситуацию, возможную на выборах. Найти правильное решение – задача, выход из которой жюри оценивает в 5 баллов.

Задача № 1 для первой команды:

Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчёте голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Пояснить свой ответ (правомерны, т.к. наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчёте голосов).




Задача №1 для второй команды:

Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет, какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии? (открепительное удостоверение)

Задача №2 для первой команды:

На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдалённых местностях и т.п. участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, в каком случае? (если все проголосовали)

Задача №2 для второй команды:

Может ли бюллетень быть напечатан не только на русском языке, но ещё и на каком- либо другом? (может, по решению избирательной комиссии субъекта РФ избирательные бюллетени печатаются и на государственном языке республики, входящей в состав РФ).

Задача №3 для первой команды:

Гражданин Иванов проживает в селе Сосновка, но на момент голосования его место жительство изменится, т.к. он временно будет проживать у своих родственников в другом селе. Где гражданин Иванов должен голосовать? (по своей прописке)

Задача № 3 для второй команды:

Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, какими должны быть его действия? (обратиться в комиссию и получить новый бюллетень)

Учитель: Знать абсолютно все невозможно – это непреложная истина. Важно уметь получать знания с помощью разнообразных источников в процессе жизнедеятельности. Давайте обсудим, какую альтернативу предлагает закон тем, кто уезжает из города в день выборов или не может прийти на избирательный участок вследствие болезни или преклонного возраста. Ответы учащихся. (Взять открепительное удостоверение или проголосовать на дому). Какую дополнительную информацию вы можете получить, прочитав текст приглашения?

Учитель: Если вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации в ходе реализации своего избирательного права, то вы можете воспользоваться юридическими источниками. Они представлены для вас на выставке книг (перечисляются). Другая возможность – это знакомство с информацией, размещенной на официальном сайте Центризбиркома РФ. Кроме того, нужно помнить, о материалах, представленных на избирательном участке в виде информации о кандидатах, партиях, которая сможет помочь вам определиться с выбором, информационных плакатов «Порядок голосования», «Ответственность за нарушение норм избирательного права». Их образцы представлены перед вами.

Учитель: «У каждого народа те правители, каких он заслуживает». Такие слова произнѐс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Действительно к реализации активного избирательного права вы как граждане должны подходить ответственно.

Вопрос для коллективного обсуждения: Чем руководствуется избиратель при выборе кандидата или политической партии, за которого будет отдавать свой «голос»? Учащиеся высказывают суждения, объясняют средства выбора (материалы СМИ, встречи с кандидатами или их представителями, дебатами).

Учитель обобщает ответы и подводит к выводу: Задача избирателя – правильный выбор программы. Она должна включать цели, задачи и средства их достижения, предполагаемый результат. Программа должна быть реальной, выполнимой, рациональной.

На этом вопросы игры закончились. А пока «Счетная комиссия» подводит итоги, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас попробовал сформулировать ответ на вопрос: «Какой я хочу видеть Россию в будущем?» Ответы учащихся.

Учитель: Все вы хотите только лучшего для нашей страны, для того чтобы оно было таким, как вы хотите, надо занимать активную гражданскую позицию. Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины. Содержательная рефлексия. А сейчас мы проведем наше собственное голосование и узнаем, изменилось ли что-то в вашей позиции по отношению к вопросу о необходимости выборов, который был поставлен в начале нашего мероприятия перед вами.

Учитель: Пока «Счетная комиссия» будет заниматься подсчетом ваших голосов, я хочу, чтобы вы прослушали небольшую притчу.

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот неправ. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…» И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Просьба Счетной комиссии огласить итоги игры. Подведение итогов. Выводы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание. Интеллект - Центр, 2005.

  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  5. Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

  6. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы»

  7. Интернет – ресурсы.



























Приложение

Конверт № 1 «Памятка для кандидата»

Вопросы Памятки для подготовки:

1. Связь народа и власти.

2. Развитие страны, проблемы: в области здравоохранения, в области образования, в экономической сфере.

3. Молодежная политика.

4. Вывод об отношении к выборам.

Конверт № 2 «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании»

Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово. Основные стадии избирательной кампании (процесса): Т Предвыборная агитация; А Выдвижение кандидатов; Д Назначение и объявление даты проведения выборов; Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий; Е Составление списков избирателей; Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация.















Анкета к исследованию «Молодежь и выборы»

Молодежь является наиболее социально активной частью населения. Вопросы ее участия в избирательном процессе становятся все более актуальными. Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выявления знаний по избирательному праву и определения интереса к выборам.

Ваш возраст ___________ пол ________

1. Как Вы в целом относитесь к выборам?

А) положительно Б) отрицательно В) нейтрально

2. Избиратель – это:

А) гражданин, принимающий участие в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Б) гражданин, достигший возраста, установленного законом для участия в выборах.

В) гражданин, обладающий избирательными правами в данном государстве.

3. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?

А) читательский билет.

Б) паспорт.

В) профсоюзный билет.

4. Как Вы считаете, решают ли выборы что-нибудь в нашей стране?

А) да

Б) скорее да, чем нет

В) скорее нет, чем да

Г) нет

5. Как Вы считаете, почему молодежь сегодня не ходит на выборы?

А) выборы её не интересуют

Б) много дел и не успевают прийти на голосование

В) выборы все равно ничего не решают

Г) политика – грязное дело

Д) нет достойных кандидатов

Е) результаты выборов известны заранее

6. Как Вы относитесь к применению «грязных» технологий во время избирательной борьбы?

А) допускаю и принимаю в полной мере

Б) не одобряю, выборы должны быть честными

В) мне все равно

7. Намерены ли Вы в будущем принимать участие в голосовании на выборах?

А) да

Б) нет

В) пока не определился

8. Какие факторы могут стать приоритетными в том, что Вы пойдете на выборы?

А) это мой долг

Б) буду свободен в это время

В) хорошая погода

Г) отличное настроение

Д) мнение близких людей

Е) мнение друзей

Ж) я не пойду на выборы в любом случае

9. Ваши источники информации о выборах?

А) телевидение

Б) Интернет

В) газеты, журналы

Г) радио

Д) мнение друзей и близких


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!