СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "Этика как основа деловых отношений. Иерархия потребностей А. Маслоу. Самоактуализация. Социальная ответственность бизнеса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному духовно-нравственному и патриотическому воспитанию России. Занятие «Этика как основа деловых отношений. Иерархия потребностей А. Маслоу. Самоактуализация. Социальная ответственность бизнеса» предназначено для групп детей среднего и старшего школьного возрастов.

ЦЕЛЬ: Содействовать этическому воспитанию школьников, осознанию себя как личности, выбору будущей профессии и рода деятельности. 

Занятие организованов форме интерактивной игры по нескольким этапам.

Используемые методы: Познавательная игра-конкурс с использованием средств искусства, элементами эвристической беседы, постановкой проблемных вопросов. Благодаря использованию методов активного проблемного обучения активизируется творческий потенциал участников во время всей игры.

Этапы занятия (всего 1,5 часа):

  1. Введение. Цитата дня. (5 минут)
  2. Краткий рассказ - беседа об этике как основе деловых отношений, об иерархии потребностей А. Маслоу, самоактуализации (10 минут).
  3. Задания туров тренируют определенные качества предпринимателей, которые помогают формировать социальная ответственность бизнеса в России. Задания (60 минут).
  4. Подведение итогов (5 мин.).

Тайминг.

1 Занятие из 3. 5 уровней пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу. Метапотребности. Профессионально-значимые качества личности предпринимателя.

1 станция.   «Верю - не верю» (5 минут)

2 станция.  «Защита безумных идей» (10 минут)

3  станция. Организационная игра «Адские башни»(15 минут)

Золотое Правило Нравственности «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (продолжение предыдущего занятия).

4 станция. Игра Роджера (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ 6Х6) (10 минут)

5 станция.   Игра Звери (10 минут).

6 станция. ТЕЛЕГРАММА(5 минут).

2 Занятие из 3. Суверенитет потребителя (продолжение предыдущего занятия).

7 станция. Информация на этикетках, маркировке и во вкладышах.

8 станция. Ролевая игра «Билет с острова» (10 минут).   

9 станция. ИГРА С "ДРУЖЕСТВЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ"

3 Занятие из трех. Потребитель и Потребности. Знаки на бирках и товарах

(продолжение предыдущего занятия).

ПРИЛОЖЕНИЯ к станциям для распечатки и проведения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Этика как основа деловых отношений. Иерархия потребностей А. Маслоу. Самоактуализация. Социальная ответственность бизнеса".»

МБОУ ДО «Районный центр детского творчества»

Партизанского муниципального района




Разработка занятия


Этика как основа деловых отношений.

Иерархия потребностей А. Маслоу. Самоактуализация. Социальная ответственность бизнеса.






Автор: педагог дополнительного образования МБОУ ДО РЦДТ ПМР

Соловьева Анна Николаевна

E-mail: anna-mia@yandex.ru

телефон: +79105058951















С. Владимиро-Александровское

2023

1. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. УЧАСТНИКИ

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному духовно-нравственному и патриотическому воспитанию России.

Занятие «Этика как основа деловых отношений. Иерархия потребностей А. Маслоу. Самоактуализация. Социальная ответственность бизнеса» предназначено для групп детей среднего и старшего школьного возрастов.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ: Содействовать этическому воспитанию школьников, осознанию себя как личности, выбору будущей профессии и рода деятельности.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

  • Способствовать формированию активной гражданской позиции школьников. Воспитывать чувство любви к Родине.

  • Способствовать нравственному выбору будущей профессии и рода деятельности, пониманию золотого правила нравственности.

  • Активизировать обмен опытом и установление взаимных контактов между учащимися.

Развивающие:

  • Развивать навыки организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности в России.

  • Развивать умение общения в группах и навыки сплоченной коллективной работы,

  • Развивать умение вести дискуссию, умение оппонировать.

Обучающие:

  • Ознакомление с понятиями этика, иерархия потребностей А. Маслоу, самоактуализация, социальная ответственность бизнеса.

  • Раскрытие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей обучающихся.

3. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Необходимое оборудование: кабинет с компьютером, проектором, колонками, раздаточный материал на листах А4, 0,5 кг леденцов. Каждый ученик должен быть переобут.

4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

Занятие организованов форме интерактивной игры по нескольким этапам.

Используемые методы: Познавательная игра-конкурс с использованием средств искусства, элементами эвристической беседы, постановкой проблемных вопросов.

Благодаря использованию методов активного проблемного обучения активизируется творческий потенциал участников во время всей игры.

Этапы (всего 1,5 часа). Время:

  1. Введение. Цитата дня. (5 минут)

  2. Краткий рассказ - беседа об этике как основе деловых отношений, об иерархии потребностей А. Маслоу, самоактуализации (10 минут).

  3. Задания туров тренируют определенные качества предпринимателей, которые помогают формировать социальная ответственность бизнеса в России. Задания (60 минут).

  4. Подведение итогов (5 мин.).


  1. СОДЕРЖАНИЕ. ТАЙМИНГ.

1 Занятие из 3. 5 уровней пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу. Метапотребности. Профессионально-значимые качества личности предпринимателя.

1 станция. «Верю - не верю» (5 минут)

2 станция. «Защита безумных идей» (10 минут)

3 станция. Организационная игра «Адские башни»(15 минут)

Золотое Правило Нравственности «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (продолжение предыдущего занятия).

4 станция. Игра Роджера (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ 6Х6) (10 минут)

5 станция. Игра Звери (10 минут).

6 станция. ТЕЛЕГРАММА(5 минут).

2 Занятие из 3. Суверенитет потребителя (продолжение предыдущего занятия).

7 станция. Информация на этикетках, маркировке и во вкладышах.

8 станция. Ролевая игра «Билет с острова» (10 минут).

9 станция. ИГРА С "ДРУЖЕСТВЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ"

3 Занятие из трех. Потребитель и Потребности. Знаки на бирках и товарах

(продолжение предыдущего занятия).

ПРИЛОЖЕНИЯ к станциям для распечатки и проведения.


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Какие потребности нужно удовлетворить человеку для полного счастья?

Перед одним ребенкомставится коробка с конфетами, и он обязуется есть эти конфеты:

1) по желанию; 2) одну за одной; 3) по команде учителя; 4) по одной или горстями.

На отпрядённом этапе ребенок устает есть сладкое.

Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?

Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу. На доску плакат: “Пирамида человеческих потребности” и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его (вывести на экран).

Потребностьв саморазвитии

Потребностьв уважении(уважении со стороны др.людей и самоуважении)

Социальные потребности(потребности в любви, дружбе,общении с людьми)

Потребность в безопасности(защита от преступников и внешних врагов)

Физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода)

Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (попросить учащихся привести примеры).

Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц. По мере того, как человек потребляет какое-либо благо или услугу, потребность его и ном насыщается.

Человек, поедающий конфеты: полезность и желаемость первых конфет.Но каждая последующая конфета приносит все меньше удовольствия. И наступает момент, когда конфеты будут не желаемы и неполезны.

Мы говорим, срабатывает закон убывающей предельной полезности. В результате насыщения предельнаяполезность следующего потребляемого продукта сокращается.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

5 уровней пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу

Маслоу выделил общие для всех людей глубинные мотивы, которые определяют поведение человека. Психолог полагал, что физическое выживание — это первый глубинные мотив и базовая потребность человека. После того, как она будет удовлетворена, человек переключится на следующую потребность. Всего таких потребностей пять:

1. Физиологические потребности. Еда, питье, кров, одежда, тепло, сон - первичны.

2. Безопасность и защищенность. Вторая группа - желание безопасности и уверенности в будущем. Люди хотят контролировать свою жизнь, видеть вокруг себя порядок и предсказуемость. В социуме это означает отсутствие прямых угроз жизни и здоровью, защиту от природных катаклизмов, социальную стабильность, финансовую безопасность и прочее. Полиция, спасательные службы, медицинские и в целом муниципальные учреждения закрывают в обществе именно эти потребности людей.

3. Социальные потребности. Маслоу назвал их «потребностью в любви». Он полагал, что после удовлетворения физиологических потребностей и получения безопасности, человек ожидает любви и привязанности со стороны других людей. К этому блоку пирамиды относятся социальные отношения: семейные и родственные связи, дружба, чувство доверия к другим и принятие человека окружающими.

4. Уважение и признание. Маслоу разделил эти потребности на два вида: самоуважение (чувство собственного достоинства, личные достижения, независимость от других) и стремление к уважению со стороны других. Человек хочет чувствовать себя значимым как в своих глазах, так и в глазах других людей. Самоуважение напрямую связано с чувством уверенности в себе и собственных силах, с принятием себя и собственной ценностью. Уважение со стороны других связано с желанием быть одобренным другими, успешным и оцененным по достоинству.

5. Самоактуализация - это возможность человека заниматься тем, для чего он создан. Музыкант чувствует потребность заниматься музыкой, художник — рисовать, поэт — писать. Если человек хочет быть счастливым, он должен делать то, для чего он появился на свет. Это желание развить свой потенциал - высшая потребность в иерархии Маслоу. Конкретное поведение, в которое разовьется эта потребность, варьируется от человека к человеку.

У одного это выразится в желании стать идеальным родителем, у другого будет связано со спортивными достижениями, третьему будет в радость творить или изобретать.


Также А. Маслоу выделял МЕТАПОТРЕБНОСТИ:

Задание. ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ:

  • Я - подарок для Человечества, так как….

  • Умения, которые мне позволяют быть успешным

  • Привычки и качества, которые мне мешают быть успешным

  • Составьте ПОРТРЕТ АРХЕОЛОГА

  • ВЕБ-ДИЗАЙНЕРА

  • ПРОГРАММИСТА

  • СОЦИОЛОГА

  • ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

  • ЭКОНОМИСТА

  • МЕНЕДЖЕРА

  • БУХГАЛТЕРА

  • ПОРТРЕТ ПАТРИОТА

  • ДИКТАТОРА итд.


1 станция. «Верю - не верю» (5 минут)

Слова ведущего: Вы сейчас услышите высказывания. Совместно командой определите, какие верные (верите), какие неверные (не верите). За каждый верный ответ +1 балл.

1. Риэлтор – это специалист по торговле недвижимостью.

2. Собственность – это то, что кому-то принадлежит на законных основаниях.

3. Неосязаемую собственность можно увидеть и потрогать.

4. Земля как собственность вообще не ценится.

5. Общественная собственность приносит выгоду всем гражданам.

6. Собственность может быть изъята без решения суда.

7. Долг – невозможность расплатиться.

8. В эпоху Средневековья произошли существенные изменения в сфере собственности.

9. Семейной собственностью владеет только один из членов семьи.

10. Коллективная собственность не существовала в Советском Союзе.


Правильные ответы: 1, 2, 5, 7,8.Неправильные ответы: 3, 4, 6, 9, 10.


2 станция. «Защита безумных идей» (10 минут)

Слова ведущего:В основе любого бизнеса лежит какая-нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей.

Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам: большую прибыль или только одни убытки.Как это повлияет на морально-нравственные отношения между клиентами и создателями такого бизнеса?

2 Менеджера каждой фирмы вытягивает карточку с идеей. Время на обдумывание: 1 минута. Представители команды по очереди предлагают доказательство успешности применения идей Первые две идеи – по очереди. Последняя идея – общая.

Критерии оценивания ответов: (0 баллов – корявое изложение мысли, нет смысла,1 балл - смысл есть, но некрасиво подан, 2 балла- и смысл и выразительность речи).

Варианты безумных идей (Приложение 3).

1. Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

2. Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

3. Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

4. Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

5. Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.


3 станция. Организационная игра «Адские башни»(15 минут)

(нужны 3 пакета Лего либо листы из цветного картона)

Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками.

Размер группы: команды по 7 (8) человек в каждой.

Слова ведущего: Коммуникационные барьеры между людьми возникают тогда, когда люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения.

Но стоит учесть точку зрения другого – и конфликт решен!

Ваша Задача - построить БАШНЮ с определенными характеристиками, которые все должны быть учтены.

У каждого игрока есть свое условие построения башни. Вам нужно их все учесть и сработать единой дружной командой.


Этапы работы:

1. Каждой команде даются детали из «Лего» или вырезанные квадраты (прямоугольники) из картона 4 цветов (красный, желтый, синий, зеленый) по 8 штук каждого цвета (всего 32).

2. Всем участникам каждой из команд вручаются карточки, на которых записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания.

Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.

3. Игра проходит в полном молчании (5-7 минут)

4. Старт (разрешите игрокам приступить к делу).


Инструкции для карточек(Приложение 4):

1. Башня должна состоять из 20 блоков.

2. Башня должна иметь высоту в 7 уровней.

3. Башня должна быть построена только из синих, красных и желтых «кирпичиков».

4. Третий уровень башни должен быть построен только из синих и желтых «кирпичиков».

5. Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от соседних.

6. Четвертый уровень башни должен быть синим по цвету и состоять из 4 кирпичиков.

7. Второй и третий этажи башни должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите 2 и 3 этажи башни самостоятельно.

8. Первый уровень состоит из 4 кирпичиков двух цветов (2 – одного цвета, 2- другого).

9. Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».

Баллы:

1 построенный уровень + 1 балл, + 2 балла за дружную работу,

-1 балл за разговоры. Итого: 9 баллов мах.

Анализ игры, подведение итогов игры

(Ведущему прочитать и осмыслить заранее):

За игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит.

Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно обсудить ситуации – они повторяются всякий раз, когда используют эту игру.

1. Побеждает игрок, который берет на себя функцию единственного строителя. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции.

В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо – в зависимости от темперамента — сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем» или «лидером».

Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию.

2. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены – тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.

Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом.

Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.

3. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей». Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам.

Мы видели, как люди вырывали «кирпичи друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня вряд ли будет построена.Здесь сильно мешают барьеры взаимоотношений, нет приоритета этики над практикой, забыто золотое Правило Нравственности (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

ТЕОРИЯ

О дним из первых «Золотое правило» высказал Конфуций: «… Не делай другим того, чего не желаешь себе». Эта же мысль звучит в Нагорной проповеди Христа: «Во всем, как вы бы хотели, чтобы люди поступали с вами, и Вы с ними так поступайте» (Нагорная проповедь, Матф. 7:12)


Основными этическими принципами общения считают:

1) самоуважение и проявление уважения к собеседникам;

2) терпимость и социальную справедливость;

3) морально этические принципы

4) гуманизацию и демократизацию отношений;

5) непредвзятое отношение к партнерам;

6) признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;

7) честность

4 станция. Игра Роджера (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ 6Х6) (10 минут)

Цель: показать способность лидеров заставить людей вести себя так, как те, возможно, не стали бы при иных обстоятельствах.

Порядок действий

1. Объявите, что игра посвящена выигрышам и проигрышам.

2. Поле из 36 (6 х 6) клеток (Приложение 5):.

3. Бросьте монету, чтобы решить, кому выбирать первым.

4. Вручите капитанам по РУЧКЕ разного цвета.

5. Игра представляет собой разновидность «крестиков и ноликов».

В версии Роджера члены команды по очереди ставят на доске либо нолик, либо крестик. Всего будет 18 ходов. Назовите задачу только один раз:

Задача каждой команды – закончить как можно больше горизонтальных или вертикальных рядов крестиков или ноликов.

6. За каждый завершенный ряд побеждающая команда получает 20 баллов.

7. Проинструктировав команды, дайте им 1 минуту на обсуждение стратегии. Возможно, что они будут делать это шепотом, чтобы не услышала команда противников.

8. Постройте обе команды перед доской, капитанов выведите вперед. Удостоверьтесь, что у каждого капитана есть ручка.

Откройте игру, сверясь с секундной стрелкой ваших часов: «На старт… внимание… МАРШ!»

9. По очереди члены команд подходят к полю и ставят знаки.

Приступив к игре, член каждой команды имеет в своем распоряжении 15 секунд на то, чтобы подойти к доске, поставить крестик или нолик, передать мелок товарищу по команде и проследовать в конец шеренги.

Таким образом, каждая команда поочередно делает отметки на доске, пока не исчерпаются все ходы.

10. Если кто-то будет двигаться слишком медленно, начните отсчитывать секунды вслух. Выдерживайте темп и нагнетайте обстановку, чтобы повысить напряженность.


Анализ: В каждой команде как минимум кто-то один умышленно помешает Противникам закончить ряд. Как правило, товарищи по команде в устной форме подгоняют саботажников.

Обычно исходом игры бывает либо ничья, либо ошибка, допущенная кем-то от волнения, позволяющая сопернику достроить ряд.

Если такое происходит, мы сразу вручаем победителю приз.

Затем мы показываем, что каждая команда теоретически может достроить максимальное число рядов – по три каждая, что принесет заслуженную награду и той и другой; это, однако, возможно лишь в случае сотрудничества друг с другом.

А потому – что означают слова «выиграть» и «проиграть»? Сопряжена ли победа с неизбежной потерей, когда выигрыш обязательно означает чей-то проигрыш?

Любое сомнение в этом окажется для некоторых игроков полной неожиданностью и даже шоком: «Конечно!». Они заявят: «Вы должны побить своих конкурентов!»

Может быть и так: «Нужно побеждать своих противников!»

Вы можете высказать предположение, что

  • выигрывать легче с чьей-либо помощью;

  • или что другие помогут вам выиграть, если увидят, что могут извлечь из этого некую пользу для себя.

Вы можете захотеть раскрыть стратегию, к которой прибегли, чтобы «настроить их» на «Игру Роджера», и рассказать, что вы:

 назвали игру состязанием и этим предопределили отношение к ней игроков;

 установили такие временные ограничения, что у игроков не было возможности остановиться и подумать об альтернативных способах игры;

 мотивировали игроков к соревнованию, учреждая призы за победу;

Завершение: если вы натолкнулись на группу, которая отказывается «играть в вашу игру», а команды выбирают сотрудничество вместо соперничества (хотя в нашей практике такое случалось редко), обсудите с ними «провал» вашего руководства. Из их ответов вы можете многое узнать о лидерском стиле и способности «видеть Над ситуацией».


5 станция. Игра Звери (10 минут).

Цель: Тренирует функцию переключения внимания. Повышает тонус и скорость восприятия информации, активизирует участников и группу в целом.

Материалы: Стулья по числу участников. Разминка проводится сидя в кругу.

Мостик к бизнес-теме: «Для руководителя, (переговорщика, закупщика, продавца) важно натренировать свою способность быстро переключаться с одного вид деятельности на другой и быть внимательным к актуальной ситуации. Только тогда нас ждет успех.

Гай Юлий Цезарь за счет своей внимательности мог делать одновременно несколько дел, и был великим полководцем.

Если мы натренируем свое внимание, то нас также ждет признание со стороны своих сотрудников и партнеров, потому что мы будем внимательны не только к бизнес-целям, но и к их нуждам.

Мы сможем ненавязчиво управлять переговорами и людьми без силового давления, а только за счет того, что мы видим на 2–3 шага дальше, чем наши визави».

Инструкция: «Для этой разминки нам понадобятся новые имена. Придумайте себе новое имя – название животного, птицы или рыбы.

Например, я буду Филин». (Участники называют себя, знакомятся и запоминают, кого как зовут.)

Теперь посмотрите налево! За стулом слева от себя вы будете следить. Если увидите, что стул слева от вас пуст, то вы должны сделать две вещи.

Первое – постучать по пустому стулу.

Второе – назвать имя любого зверя.

Нельзя называть себя, водящего и не существующего у нас в кругу зверя.

Теперь о водящем. Для начала им буду я. Водящий стоит в кругу. (Тренер встает в круг и продолжает объяснения.)

Задача водящего – занять пустой стул, пока по нему не постучали и не назвали имя зверя. Если только постучали, то водящий может сесть на пустой стул. Если и постучали, и назвали – стул считается забронированным. Водящий не может на него сесть.

Тот, кто проворонил свой левый стул, водит.

Упражнение проводится до тех пор, пока участники не начнут быстро называть имена и «бронировать свободный стул». Упражнение заканчивается либо когда водящему становится трудно успеть занять стул, либо когда группа разогреется и эмоции достигнут своего пика.

Подводные камни: Почти всегда упражнение вызывает бурю эмоций, смех, азарт, активность, участники быстро бегают от стула к стулу.

Но иногда (крайне редко!) очень невнимательная группа очень медленно делает упражнение, люди теряются, не могут добиться успеха.

В этом случае следует остановить разминку, перекинуть мостик к бизнес-теме, чтобы повысить значимость выполняемого упражнения.

Затем вместе с группой нужно расставить приоритеты в выполнении этого упражнения:


Приоритет №1 – смотреть на соседний левый стул и держать два имени в памяти. Если стул пуст – называть одно из двух имен в зависимости от того, кто водит.

После этого продолжить выполнение упражнения.

Как правило, группа делает его успешно, набирает необходимую для возникновения азарта скорость игры.


6 станция. ТЕЛЕГРАММА(5 минут).

Кто из нас не видел телеграммы? Что в ней является самым главным? Конечно же, лаконичное эмоциональное содержание. Группам – фирмам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов (подбор букв может быть самым разнообразным).

Например, из набора БТЛВДКМПЗХО можно составить:

Большие Томаты Лежат под Вагоном.

Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Задание:составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве (Приложение 5).

БДОТРУЗЕМАПК.ТОЖНБУЗСИЛДМ.

2 Занятие из трех. Потребитель и Потребности. (продолжение предыдущего занятия)

Введение. Кто такой потребитель? Эта работа проводится в три этапа.

Р исуем ромашку:

1 ЭТАП – Работа в парах. Каждый выводит своё определение потребителя.

2 ЭТАП – Работа в группах по 4 - объединяются и выводят по общей согласованности определение потребителя.

3 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.

Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.

Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребители - вне зависимости от профессии, пола, возраста - все мы.

Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Почему? ...(ответы)

И богатый бизнесмен тоже является потребителем, так как он ездит на “Мерседесе”, который купил. И даже президент страны является потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручен этот товар в качестве подарка, станет его потребителем. Возможен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путёвки. В этом случае сотрудники фирмы тоже являются потребителями, хотя и не сами оплатили услугу.

И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.

Далее о суверенитете потребителя. Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Смысл этого на первый взгляд сложного определения прост. Если у человека, домашнего хозяйства есть экономические ресурсы (капитал, рабочая сила, недвижимость и т.д.), то за эти ресурсы домашнее хозяйство получает доходы. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем.

Теперь ответим на вопрос – независимость от кого? Конечно же от тех, кто очень хотел бы, чтобы потребитель потратил свои деньги именно на его товары и услуги – от изготовителей и продавцов товаров.

А что угрожает независимости? Всеми правдами (тщательно изучая истинные потребности потребителей) и неправдами (скрывая и искажая информацию, обманывая потребителя), полуправдами (недобросовестная реклама, красивая упаковка некачественных товаров) продавцы пытаются заманить в свои “сети” потребителей. Они пытаются проникнуть в подсознательные области мозга потребителя с одним призывом – “Купи!”


Факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

  1. Монополизм производителя

  2. Непрофессионализм потребителя

  3. Введение нас в заблуждение (обман)

  4. Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.


Как потребителю обеспечить свой суверенитет?

Главное - он должен знать свои права.

Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители и имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на чтo вы имеете право?

Нa доске “Права потребителя”, а дети сами фиксируют на ней свои высказывания - примеры. Например:

• на информацию

• на выбор

• на консультацию

• на добросовестное, качественное обслуживание

• на качество товара

• на возврат товара

• на замену товара

• на возмещение убытков

• на апробацию

• на здоровье

• на ошибку

• на защиту от агрессии

• на возмещение морального ущерба.

Существуют потребители, которые покупают товар для того, чтобы “выделиться из массы”, подчеркнуть своё особое положение. Поэтому во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки “Мерседес”. Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил “Мерседес”, имеет (с его точки зрения) основание для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз.

Это так называемое, «демонстративное потребление», впервые описал американский учёный ТорстейнВеблен, с которым мы хотели бы вас познакомить.

Во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов с целью – больше информировать потребителя. Существует общество потребителей независимые общественные организации, которые помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами, а также исследуют потребительские свойства различных товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах.

В России издаётся журнал “Спрос” и “Денежка” – желательно показать учащимся эти яркие и содержащие полезную информацию журналы.

Есть передача «Контрольная закупка».

Познакомить учащихся с “Законом о защите прав потребителя”, показать его и зачитать некоторые статьи на выбор.

Закон “О защите прав потребителей” – самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон “О защите прав потребителей” вступил в действие с апреля 1992 г. и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в ПМР.


7 станция. Информация на этикетках, маркировке и во вкладышах.

Из мешочка члены команд по очереди вытягивают картинки с изображением и должны объяснить смысл изображения.

Задание: Попарно участники команд берут значки (Приложение 6) и должны сказать их значение. Подсказка ведущему размещена в таблице:

Можно погладить

Гладить при высокой температуре (до 200 С) 

Хлопок, лён

Не отпаривать

Сушить при высокой температуре

Нельзя выжимать и сушить в стиральной машине

Сушить вертикально без отжима

Сушить на горизонтальной поверхности

Можно сушить

Химчистка всеми общепринятыми растворителями

Химчистка с использованием углеводорода, хлорного этилена(чистка на основе перхлорэтилена)

Cухая чистка

Химчистка запрещена

Нельзя отбеливать. При стирке не использовать средства, содержащие отбеливатели (хлор)

Можно отбеливать с применением хлора (использовать только холодную воду, полное растворение порошка)

Отбеливать только без хлора

Стирка запрещена

Пользоваться стиральной машиной нельзя

Деликатная стирка. Большое количество воды, миним.мех. обработка, быстрое полоскание

Стирка с кипячением

Не отжимать, не выкручивать

Взрывоопасен

Легко воспламеняем

Токсичен

Биологически опасен

Вызывает коррозию





Мы будем отдельно разбирать некоторые статьи Закона на других занятиях.

Закрепление:

У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной парши, цены 220, 150 и 180 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле коллег, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает.

Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у всех троих?Ребята высказываются.

Как показали многочисленные проверки, обвес при уличной торговле бананами колеблется от 10 до 500 граммов.Возьмём даже среднюю цифру 255 гр.

И что получится? А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 180 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько вам фактически обошёлся один килограмм бананов. Требуются ли комментарии? (по данным журнала “Спрос”).

180 р - 745 гр

Х р. - 1000 гр, значит Х= 180*1000/745 = 241,61 р.

Написать синквейн на слово “потребитель”.


8 станция. Ролевая игра «Билет с острова» (10 минут).

Материалы: «билеты» на корабль – цветные листочки, в 2-3 раза больше, чем участников в группе.

Из группы выбираем 2-4 участников (по желанию) они будут капитанами. Тренер с капитанами выходят из аудитории и дает им инструкции.

Ученые выяснили, чем успешные люди отличаются от тех, кто не добиваются успеха. Не влияет ни образование, ни внешность, ни другие факторы. Успешные люди делают больше попыток – 15-17, а обычные люди 2-3 попытки, делают вывод что «ничего не получится» и действительно, получают отрицательный результат.

Инструкция капитанам: вы – капитаны. Вы причалили к острову на своих кораблях. У вас есть все, что нужно, вы не нуждаетесь ни в помощи, ни в деньгах, ни в чем бы то ни было! Остальные участники будут подходить к вам и проситься на корабль. Вы берете, не зависимо от их предложений, каждого третьего. Результатом того, что вы берете к себе на корабль участника будет ваш билет, который вы отдаете участнику (тренер заранее подготавливает билетики из бумаги 2-х разных цветов. Можно подойти творчески и, например, подготовить вырезанные якори или что еще...)

После инструкция тренер с «капитанами» возвращается к остальным участникам.

Инструкции участникам: все вы потерпели кораблекрушение во время совершения круиза вокруг света 2 месяца назад. Теперь вы живете здесь – на необитаемом острове. У вас сложился свой быт, однако, каждому из вас очень хочется вернуться домой. Все попытки построить корабль, плот и т.п. заканчиваются неудачей. 2 дня назад обнаружили на острове просыпающийся вулкан...

И тут – о чудо! К вашему острову пристает 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов взять на корабль именно вас («продать»себя капитанам, провести самопрезентацию). При этом подходить к капитанам можно сколько угодно раз, предлагать абсолютно любые услуги, подарки, давать любые обещания. Нужно, чтобы вы получили не 1, а как можно больше «входных билетиков» на корабль.

Во время игры тренер следит за временем. Подгоняет, если нужно участников (через 1 минуту корабли уплывают\вулкан просыпается и т.п.)

Итог: сравниваем у кого больше билетов. Спрашиваем, почему, как вы думаете, у вас больше\меньше\нет ни одного? Что помогло\мешало вам их получить? Какие предложения заинтересовали капитанов больше всего? и т.п.

Часто около 70% участников, получив 2-3 отказа, переставали подходить к капитанам, хотя время игры еще не закончилось. 4-5 настойчивых участников подходили к капитанам более 10 раз, и получили билеты.

Вывод: выигрывает тот, кто падает 9 раз, а поднимается 10.


9 станция. ИГРА С "ДРУЖЕСТВЕННЫМИ ПРОТИВНИКАМИ"

Правила и система начисления баллов:

  1. Поочередно команды выбирают по 2 представителя от другой команды (не повторяясь). Именно они ="дружественные противники" - далее ДП.

  2. Выбранные ДП садятся напротив играющей команды (встают рядом с выбравшей их командой). После зачитывания вопроса, команда и ДП обдумывают его около 30 сек.

  3. Первой отвечает команда. Ведущий не комментирует, правильно или нет она ответила.

  4. ДП отвечают после ответа команды.

  5. При этом они должны сами решить, как им отвечать в соответствии с выбранной тактикой.

Начисление баллов(Приложение 1):

а) команда - правильно, ДП - правильно = команде - 2 балла, ДП (его команде) - 1 балл.

б) команда - правильно, ДП - нет = никто ничего не получает.

в) команда - нет, ДП - правильно = команде - 1 балл, ДП - ничего.

г) команда и ДП – неправильно = ДП – ничего, команду штрафуют на 1 балл.


Ответы

ДП правильно

ДП не правильно

команда правильно

команде + 2 балла

ДП (его команде) + 1 балл.

команде + 1 балл

ДП 0 баллов

команда не правильно

команде + 1 балл

ДП 0 баллов

команду штрафуют на 1 балл (-1) ДП – 0

ВОПРОСЫ К ИГРЕ С ДП (вопросы могут быть любые)

1.Необычное убийство заказали разъяренные торговцы наркотиками. Жертвой должен стать работник даллаской таможни Рокки, который вместе со своими коллегами нанес ущерб торговцам на 163 миллиона долларов. Мафиози обещают за это "мокрое" дело 30 тысяч долларов.

А в чем необычность этого заказа?

ОТВЕТ:Рокки - собака, которая с легкостью обнаруживает любые наркотики.

2. "Три варианта". Из чего получают перловку?

- из ржи;- из ячменя;- из сорго.

ОТВЕТ: из ячменя.

3. "Мысли вслух".

Немного грустный вопрос. Поговорим о привычках. Как-то Ларошфуко отметил "0т всего, что нравится людям либо толстеют, либо...". Что же еще происходит с людьми, которым что-то очень-очень нравится, по мнению часто задумывавшегося о жизни Ларошфуко?

ОТВЕТ: Они "либо толстеют, либо умирают".

4. Специалисты с уверенностью утверждают, что за все время своего существования со времен Древнего Китая искусство тату, или просто - татуировка, принесла человечеству лишь одну реальную медицинскую пользу. Какую?

ОТВЕТ: Благодаря этому искусству, в древнем Китае открыли оригинальную методику лечения людей иглоукалыванием.

5. "Три варианта". Кого в России во время Петра I называли "зазорными младенцами"?

- подкидышей,- малолетних преступников,- соответствующие экспонаты Кунсткамеры.

OTBЕT: Подкидышей.

6. "Мысли вслух".

Испанцы говорят, что это похоже на суп: первая ложка - горячая, а потом все холоднее и холоднее. О чем так говорят темпераментные испанцы?

ОТВЕТ: О любви.

7. Он был астрологом, врачом, спасителем многих городов, но наибольшую известность для всех поколений принесли ему его великие центурии. О ком идет речь?

ОТВЕТ: Мишель де Нотрдам (Нострадамус). Его "Предсказания" делились на центурии.

8. "Мысли вслух".

Вольтер считал, что это в большей части состоит из слухов, сплетен и домыслов. О чем так думал знаменитый французский философ?

ОТВЕТ: О славе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Баллы команд для ЖЮРИ



1



2



3



4



5



6



7



8



ИТОГО





ЛИСТ БАЛЛОВ игра с Дружественным противником:

баллы

______________ КОМАНДА

______________ КОМАНДА

ВОПРОС 1



ВОПРОС 2



ВОПРОС 3



ВОПРОС 4



ВОПРОС 5



ВОПРОС 6



ВОПРОС 7



ВОПРОС 8



ИТОГО:




Начисление баллов с ДП

а) команда - правильно, ДП - правильно = команде - 2 балла,

ДП (его команде) - 1 балл.

б) команда - правильно, ДП - нет = никто ничего не получает.

в) команда - нет, ДП - правильно = команде - 1 балл, ДП - ничего.

г) команда и ДП – неправильно = ДП – ничего, команду штрафуют на 1 балл.


Ответы

ДП правильно

ДП не правильно

команда правильно

команде + 2 балла

ДП (его команде) + 1 балл.

команде + 1 балл

ДП 0 баллов

команда не правильно

команде + 1 балл

ДП 0 баллов

команду штрафуют на 1 балл (-1) ДП – 0

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Варианты безумных идей.

1. Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку.

Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

2. Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

3. Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом.

А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

4. Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

5. Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах.

Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Инструкции для карточек.


1. Башня должна состоять из 20 блоков.

2. Башня должна иметь высоту в 7 уровней.

3. Башня должна быть построена только из синих, красных и желтых «кирпичиков».

4. Третий уровень башни должен быть построен только из синих и желтых «кирпичиков».

5. Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от соседних.

6. Четвертый уровень башни должен быть синим по цвету и состоять из 4 кирпичиков.

7. Второй и третий этажи башни должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите 2 и 3 этажи башни самостоятельно.

8. Первый уровень должен состоять из 4 кирпичиков двух цветов (2 – одного цвета, 2- другого).

9. Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».


ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Игра Роджера (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ 6Х6)







































ТЕЛЕГРАММА (5 минут).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

БДОТРУЗЕМАПК. ТОЖНБУЗСИЛДМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Начисление баллов с ДП

Раздатка.(распечатывается большого размера 1 вариант на все команды)




«Мы не выживем физически,

если погибнем духовно»

Д.С. Лихачев


«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи

ограниченных ресурсов».

Л. Питер


«В человеке есть такое слияние самого человека и экономической среды,

что невозможно отделить экономическую жизнь от жизни моральной, нельзя разделить существование человечества на две части,

отделить в нем идеальную жизнь от жизни экономической».

Ж. Жорес


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!