СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие функциональной грамотности на уроках естественно научного цикла"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практике функциональная неграмотность населения проявляется  в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимание на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при  работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием. Многие крупные компании для преодоления функциональной неграмотности в целях предупреждения несчастных случаев на производстве  предлагают своим работникам пройти специальные программы подготовки  по усовершенствованию навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие функциональной грамотности на уроках естественно научного цикла"»

Выступление на конференции 22.03.2023

Автор опыта: Тюнева Надежда Васильевна, учитель математики и физики МАОУ « Светлинская СОШ №2»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развитие функциональной грамотности учащихся при изучении математики»

Современное общество очень быстро меняется во всех сферах. Особо динамичными являются области науки, техники, технологий производства и оказания различных услуг, что вынуждает современного человека следовать за этими изменениями, быть активным, хорошо ориентироваться в большом потоке информации, осваивать различные не только профессиональные, но и повседневные бытовые технологии.


Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающихся, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут выработать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


Актуализация и цели опыта

Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах.

На практике функциональная неграмотность населения проявляется в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимание на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием. Многие крупные компании для преодоления функциональной неграмотности в целях предупреждения несчастных случаев на производстве предлагают своим работникам пройти специальные программы подготовки по усовершенствованию навыков чтения.

В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами из-за функциональной неграмотности, в пределах от 25 до 40% от общего количества населения страны.

Цель: Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.

Задачи опыта

1.Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.

2.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

3. Разработать задания по математике с использованием местного материала.

4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.

Алексей Алексеевич Леонтьев ( советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН)

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В школьном компоненте появился такой новый предмет под названием «функциональная грамотность». Эти слова хоть и звучат по-взрослому, но имеют простой смысл. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых обучающиеся могут оказаться в реальной жизни.


Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

Почему это важно?

Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».


Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования


Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности.


«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.  

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов: ( перечислить)

Длительность работы над опытом

Работая учителем, я пришла к выводу, что современный учитель – это человек, постоянно ищущий что-то новое , совмещающий в своей работе общепринятые методики с новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.

Работа проходила в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - Изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках математики; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.

  2. Практическая реализация – разработка и применение заданий разных типов по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках математики.

  3. Обобщающий этап – оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетенции, распространение опыта по формированию функциональной грамотности учащихся.

Работу по данной теме «Развитие функциональной грамотности учащихся при изучении математики» веду с 2021 года.

Новые ФГОС-2021 предполагают использовать краеведческий материал, что уже включено в программы по истории, обществознанию, географии, литературе. Я решила использовать данные по Светлинскому району на своих уроках. Материал был взят из различных источников.

Представляю вашему вниманию фрагменты разработок некоторых моих уроков по формированию ФГ

Разработка урока в 7 классе «Представление данных в таблицах»

Предмет : Вероятность и статистика

Тема: «Представление данных в таблицах»

РАССКАЗ ПО УРОКУ.

Вам известные таблицы (таблица умножения; таблица в дневнике, расписание уроков на стенде; таблицы правописания, и т.д.).

Вывод. Таблицы - самый простой способ упорядочить данные (численные, информационные). Они помогают восприятию большого количества данных.

Таблица №1. "Территориальное устройство Светлинского района» на 1 августа 2022 года»

2.1.Вопросы учителя, позволяющие оценить осознанность восприятия учащимися информации, приведенной в этой таблице.

( данные на 1 августа 2022)

Светлинский район как административно-территориальная единица области включает 8 сельсоветов и 1 поссовет. В рамках организации местного самоуправления, Светлинский муниципальный район включает соответственно 9 муниципальных образований со статусом сельских поселений (сельсоветов/поссоветов):



- Какие данные приведены в таблице?

- Какие единицы измерения данных в таблице

- О каких населенных пунктах дана информация?

- Данные каких лет приведены в таблице?



2.2. Выполнение заданий (устная работа):

- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый.

- В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек?

- Сколько поселений имело население более 400 человек?

- На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной?

- На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный?

- Какова площадь п. Тобольский?

- На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский?



3.Таблица № 2. " Численность населения Светлинского района»

Год

2002

2003

2004

2009

2010

2012

2013

2014

2015

Человек

18356

18300

18200

16747

13876

13558

13295

12884

12645

Год

2016

2017

2018

2019

2020

2021




Человек

12376

12178

12006

11718

11462

11162




(самостоятельная работа в тетрадях по вопросам): ( по щелчку)

- Каким было населения в 2002 году?

- В каком году численность населения стала 12178 человек?

- На сколько человек стало меньше в 2020 году по сравнению с годом 2015?

- Видно, что в целом численность населения убывает из года в год. Назовите 2-3 фактора, которые , по вашему мнению, влияют на это изменение.



Таблица №3.»Занятость населения, безработица, пенсионеры»

Задание

1.Постройте таблицу по данному тексту.

2.Ответьте на вопросы:

- Какова численность взрослого населения района?

- Сколько детей проживает в районе?

- Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности?



Домашнее задание будет использоваться при изучении темы «Диаграммы». Так же материалы этого урока можно использовать в 6-8 классах не только на уроках математики, но и информатики.



Светлинский район называют СТРАНОЙ ОЗЁР. Это натолкнуло меня на идею исследовательской работы по разработки материалов уроков на основе краеведческого материала в целях углубления знаний учащихся о природе родного края.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты этих разработок.

Материалы, которых нет в сети

Эта работа была представлена мною при проведении семинаров для молодых специалистов региона в рамках региональной стажировочной площадки в апреле 2022года.

Если посмотреть на карту района, то невольно бросается в глаза сосредоточенность синих пятен на фоне жёлтого фона степей. На сравнительно компактном участке расположено несколько десятков крупных, средних и мелких по величине бессточных водоёмов.

В таблице представлены сведения о всех озёрах Светлинского района, которые есть в настоящее время или были на его территории.

Задания разбиты на уровни.


Базовый уровень


Задание

Озёра

1.Переведите площадь указанных озёр в квадратные метры


Бак-пакты

Белое

Давленколь

Давлетколь

Еле –Усиз - Коль

Есеть-Копа (Естькопа)

Жетыколь Малый

Карашаколь

Кудайколь 

Кудайколь малое

Обалыколь

2.Найдите площади озёр прямоугольной формы или круга

Жандыколь

Лиман


3.Какую из сторон равнобедренного треугольного озера можно считать его основанием?

Булак (Блаковское)


Повышенный уровень

1.Вычислите объём воды в озёрах и сравните

Батпакты малое

Жетыколь

Журманколь

Кайранколь

Обалыколь восточное и западное

2.Постройте столбчатую диаграмму

для объёмов воды этих озёр.

Высокий уровень

1.а)Найдите площадь озера в квадратных метрах и объём воды в нём.

б)Сколько воды теряет озеро в летнее время?

в)Постройте график этой потери.


Айке

Журманколь восточное

Караколь малое

Караколь большое

Карамола

Карасу

Коскуль западное и восточное

Талдаша

2.Предложите способ вычисления площади водной глади . Представьте ответ в виде кластера.

Перекопное

3.Вычислите площадь озера различными способами ( формула Герона и площадь треугольника). Сравните объем воды в озере при разных глубинах

Булак

4.Составьте задачи с использованием данных таблицы.



Светлинские озера — единственное место на юго-востоке России, где име­ются уникальные условия для гнездования большого числа видов водоплаваю­щих и околоводных птиц.

Анализ видового и численного состава орнитофауны Светлинских озер позволяет отнести весь их комплекс к ключевой акватории не только российского, но и мирового значения.

На озерах Светлинского района встре­чаются более 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России:



1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр.

2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда.

3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках.

4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество.

5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания.

6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.


Вычислите

1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют?

2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями?

3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества?

4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?



Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев:

Эти и другие материалы по формированию ФГ можно увидеть на моей странице проекта для учителей «Мультиурок»



Результативность опыта


 Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального успеха и построение программы самосовершенствования. Результатом своего опыта считаю следующие показатели:

а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой «Банковские карты : польза и риски».

б) проведение семинаров в региональной стажировоной площадке «Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО» для молодых специалистов.

Результативность и эффективность опыта подтверждается сформированностью умственной самостоятельности учащихся, которая определена следующими критериями:

- умение разделять материал (источник добывания знаний) на логически целостные части;

- умение составлять план;

- умение переходить от одной составной части к другой;

- умение аргументировано сопоставлять явления по существенным признакам; выделять главные признаки и особенности явлений, процессов и т.п.;

- умение делать выводы и заключения;

- умение переносить приобретенные знания в новые условия.


Мои публикации


Достижения учащихся

2020-2021 уч.год. – Сухарев Данила – математика – 80 баллов

Вормсбехер Данила – математика – 72 балла

Турганов Арлан – физика – 76 баллов

2021-2022 уч.год. – Зайченко Николай – физика – 89 баллов

Жарылканов Нурсултан – физика – 70 баллов.



Личные достижения


Заключение Таким образом,

функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики в жизни,

высказывать хорошо обоснованные математические суждения

применять ее так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!