Выступление на конференции 22.03.2023
Автор опыта: Тюнева Надежда Васильевна, учитель математики и физики МАОУ « Светлинская СОШ №2»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развитие функциональной грамотности учащихся при изучении математики»
Современное общество очень быстро меняется во всех сферах. Особо динамичными являются области науки, техники, технологий производства и оказания различных услуг, что вынуждает современного человека следовать за этими изменениями, быть активным, хорошо ориентироваться в большом потоке информации, осваивать различные не только профессиональные, но и повседневные бытовые технологии.
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающихся, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут выработать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Актуализация и цели опыта
Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах.
На практике функциональная неграмотность населения проявляется в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимание на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием. Многие крупные компании для преодоления функциональной неграмотности в целях предупреждения несчастных случаев на производстве предлагают своим работникам пройти специальные программы подготовки по усовершенствованию навыков чтения.
В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами из-за функциональной неграмотности, в пределах от 25 до 40% от общего количества населения страны.
Цель: Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.
Задачи опыта
1.Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.
2.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
3. Разработать задания по математике с использованием местного материала.
4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.
Алексей Алексеевич Леонтьев ( советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО и АПСН)
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В школьном компоненте появился такой новый предмет под названием «функциональная грамотность». Эти слова хоть и звучат по-взрослому, но имеют простой смысл. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых обучающиеся могут оказаться в реальной жизни.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
Почему это важно?
Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования
Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности.
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов: ( перечислить)
Длительность работы над опытом
Работая учителем, я пришла к выводу, что современный учитель – это человек, постоянно ищущий что-то новое , совмещающий в своей работе общепринятые методики с новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.
Работа проходила в несколько этапов:
Подготовительный этап - Изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках математики; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.
Практическая реализация – разработка и применение заданий разных типов по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках математики.
Обобщающий этап – оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетенции, распространение опыта по формированию функциональной грамотности учащихся.
Работу по данной теме «Развитие функциональной грамотности учащихся при изучении математики» веду с 2021 года.
Новые ФГОС-2021 предполагают использовать краеведческий материал, что уже включено в программы по истории, обществознанию, географии, литературе. Я решила использовать данные по Светлинскому району на своих уроках. Материал был взят из различных источников.
Представляю вашему вниманию фрагменты разработок некоторых моих уроков по формированию ФГ
Разработка урока в 7 классе «Представление данных в таблицах»
Предмет : Вероятность и статистика
Тема: «Представление данных в таблицах»
РАССКАЗ ПО УРОКУ.
Вам известные таблицы (таблица умножения; таблица в дневнике, расписание уроков на стенде; таблицы правописания, и т.д.).
Вывод. Таблицы - самый простой способ упорядочить данные (численные, информационные). Они помогают восприятию большого количества данных.
Таблица №1. "Территориальное устройство Светлинского района» на 1 августа 2022 года»
2.1.Вопросы учителя, позволяющие оценить осознанность восприятия учащимися информации, приведенной в этой таблице.
( данные на 1 августа 2022)
Светлинский район как административно-территориальная единица области включает 8 сельсоветов и 1 поссовет. В рамках организации местного самоуправления, Светлинский муниципальный район включает соответственно 9 муниципальных образований со статусом сельских поселений (сельсоветов/поссоветов):
- Какие данные приведены в таблице?
- Какие единицы измерения данных в таблице
- О каких населенных пунктах дана информация?
- Данные каких лет приведены в таблице?
2.2. Выполнение заданий (устная работа):
- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый.
- В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек?
- Сколько поселений имело население более 400 человек?
- На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной?
- На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный?
- Какова площадь п. Тобольский?
- На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский?
3.Таблица № 2. " Численность населения Светлинского района»
Год | 2002 | 2003 | 2004 | 2009 | 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Человек | 18356 | 18300 | 18200 | 16747 | 13876 | 13558 | 13295 | 12884 | 12645 |
Год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | | | |
Человек | 12376 | 12178 | 12006 | 11718 | 11462 | 11162 | | | |
(самостоятельная работа в тетрадях по вопросам): ( по щелчку)
- Каким было населения в 2002 году?
- В каком году численность населения стала 12178 человек?
- На сколько человек стало меньше в 2020 году по сравнению с годом 2015?
- Видно, что в целом численность населения убывает из года в год. Назовите 2-3 фактора, которые , по вашему мнению, влияют на это изменение.
Таблица №3.»Занятость населения, безработица, пенсионеры»
Задание
1.Постройте таблицу по данному тексту.
2.Ответьте на вопросы:
- Какова численность взрослого населения района?
- Сколько детей проживает в районе?
- Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности?
Домашнее задание будет использоваться при изучении темы «Диаграммы». Так же материалы этого урока можно использовать в 6-8 классах не только на уроках математики, но и информатики.
Светлинский район называют СТРАНОЙ ОЗЁР. Это натолкнуло меня на идею исследовательской работы по разработки материалов уроков на основе краеведческого материала в целях углубления знаний учащихся о природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию фрагменты этих разработок.
Материалы, которых нет в сети
Эта работа была представлена мною при проведении семинаров для молодых специалистов региона в рамках региональной стажировочной площадки в апреле 2022года.
Если посмотреть на карту района, то невольно бросается в глаза сосредоточенность синих пятен на фоне жёлтого фона степей. На сравнительно компактном участке расположено несколько десятков крупных, средних и мелких по величине бессточных водоёмов.
В таблице представлены сведения о всех озёрах Светлинского района, которые есть в настоящее время или были на его территории.
Задания разбиты на уровни.
Базовый уровень | Задание | Озёра |
1.Переведите площадь указанных озёр в квадратные метры | Бак-пакты Белое Давленколь Давлетколь Еле –Усиз - Коль Есеть-Копа (Естькопа) Жетыколь Малый Карашаколь Кудайколь Кудайколь малое Обалыколь |
2.Найдите площади озёр прямоугольной формы или круга | Жандыколь Лиман |
3.Какую из сторон равнобедренного треугольного озера можно считать его основанием? | Булак (Блаковское) |
Повышенный уровень | 1.Вычислите объём воды в озёрах и сравните | Батпакты малое Жетыколь Журманколь Кайранколь Обалыколь восточное и западное |
2.Постройте столбчатую диаграмму для объёмов воды этих озёр. |
Высокий уровень | 1.а)Найдите площадь озера в квадратных метрах и объём воды в нём. б)Сколько воды теряет озеро в летнее время? в)Постройте график этой потери. | Айке Журманколь восточное Караколь малое Караколь большое Карамола Карасу Коскуль западное и восточное Талдаша |
2.Предложите способ вычисления площади водной глади . Представьте ответ в виде кластера. | Перекопное |
3.Вычислите площадь озера различными способами ( формула Герона и площадь треугольника). Сравните объем воды в озере при разных глубинах | Булак |
4.Составьте задачи с использованием данных таблицы. | |
Светлинские озера — единственное место на юго-востоке России, где имеются уникальные условия для гнездования большого числа видов водоплавающих и околоводных птиц.
Анализ видового и численного состава орнитофауны Светлинских озер позволяет отнести весь их комплекс к ключевой акватории не только российского, но и мирового значения.
На озерах Светлинского района встречаются более 10 видов птиц, занесенных в Красную книгу России:
1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр.
2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда.
3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках.
4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество.
5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания.
6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.
Вычислите
1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют?
2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями?
3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества?
4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?
Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев:
Эти и другие материалы по формированию ФГ можно увидеть на моей странице проекта для учителей «Мультиурок»
Результативность опыта
Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального успеха и построение программы самосовершенствования. Результатом своего опыта считаю следующие показатели:
а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой «Банковские карты : польза и риски».
б) проведение семинаров в региональной стажировоной площадке «Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО» для молодых специалистов.
Результативность и эффективность опыта подтверждается сформированностью умственной самостоятельности учащихся, которая определена следующими критериями:
- умение разделять материал (источник добывания знаний) на логически целостные части;
- умение составлять план;
- умение переходить от одной составной части к другой;
- умение аргументировано сопоставлять явления по существенным признакам; выделять главные признаки и особенности явлений, процессов и т.п.;
- умение делать выводы и заключения;
- умение переносить приобретенные знания в новые условия.
Мои публикации
Достижения учащихся
2020-2021 уч.год. – Сухарев Данила – математика – 80 баллов
Вормсбехер Данила – математика – 72 балла
Турганов Арлан – физика – 76 баллов
2021-2022 уч.год. – Зайченко Николай – физика – 89 баллов
Жарылканов Нурсултан – физика – 70 баллов.
Личные достижения
Заключение Таким образом,
функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики в жизни,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения
применять ее так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.