Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности в начальных классах на уроках литературного чтения через методику рассказа по картинке «Картинка без запинки»»
Развитие функциональной грамотности в начальных классах на уроках литературного чтения через методику рассказа по картинке «Картинка без запинки» авторы: И.Н.Мурашковска, Н.П. Валюмс. приём «Картинка без запинки» В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления, разработанный в теории изобретательских задач (ТРИЗ)
Учитель начальных классов: Муртазина Л.М.
Шаг 1: «Дели» . Называем все объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске
Цель: создание благоприятных условий для развития речи младших школьников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ Этап 1. Определение объектов на картине. Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине. Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине. Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени. Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины .
Шаг 1: «Дели» . Называем все объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске Шаг 2: «Давай»(нахождение связей) Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картину. Активно исследуем картину с помощью каждого органа чувств поочерёдно. Шаг 4: копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Шаг 5: «Отставай – забегай». Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом. Шаг 6: переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем этого же героя в другое время и в другом состоянии героя.
Шаг 2: «Давай»(нахождение связей) Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
- Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картину. Активно исследуем картину с помощью каждого органа чувств поочерёдно.
Шаг 4: копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
Например: Чувствуется благоухание весны. Благоухание - аромат, приятный запах.
Шаг 5: «Отставай – забегай». Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.
Шаг 6: переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем этого же героя в другое время и в другом состоянии героя.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЧТО ДАЕТ РАБОТА ПО ЭТОЙ МЕТОДИКЕ?
- Появилась большая активность детей, дети хотят отвечать, им интересно.
- Теперь рассказывать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчал.
- Гораздо легче готовиться к занятию самому педагогу. Не надо придумывать множество вопросов к картинке. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени