СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков (компетенций) у учащихся на уроках обществознания как средства успешной социализации личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков (компетенций) у учащихся на уроках обществознания как средства успешной социализации личности.»

Развитие коммуникативных навыков (компетенций) у учащихся на уроках обществознания как средства успешной социализации личности.



Предмет «обществознание» занимает ведущие позиции при выборе ЕГЭ у современных выпускников. От форм и методов преподавания зависит качество обучения. Предмет «обществознание» способствует усвоению системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формированию социальных компетенций и гражданского правосознания.

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без использования компьютерных технологий, которые прочно закрепились и в образовательной среде. Современный темп инновационного развития экономики, глобальной информатизации, интенсивного развития средств коммуникации требует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий.

Все более востребованной является коммуникативная компетенция. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, правильно вести документацию является сегодня одним из важнейших требований работодателей. Кроме того, данная компетенция всегда встроена в какую-либо деятельность, позволяя тем самым человеку разрешать различные жизненные и профессиональные ситуации, выходящие за пределы чисто коммуникативных.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса.

В свою очередь, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от современного педагога мастерства в построении уроков, применение современных более эффективных приемов и средств обучения. Важным является и выбор соответствующей технологии образования. Учитывая темпы развития современного общества, актуальными и эффективными на сегодняшний день являются ИКТ.

Остановлюсь на образовательном проекте в старшей школе как форме организации совместной деятельности педагога и ученика.

Ведущая идея проекта - использование инновационных технологий обучения (ИКТ) способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции.

Предмет “обществознание” обладает особыми возможностями для реализации идеи проектной деятельности. Во-первых, содержание курса изначально опирается на работу с различными носителями информации (историческими документами, воспоминаниями, мемуарной литературой, нормативно-правовыми актами и.т.д.), во-вторых, изучение сфер общественной жизни предполагает наличие различных, порой противоположных точек зрения на одно и тоже явление, а в этом заключается особенность социального познания. Данный процесс невозможен без умения общаться, формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной стороны, вести диалог.

Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.

Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.

Такие уроки в сочетании с внеклассными мероприятиями активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции.

Какова главная цель проектного обучения?

Она заключается в самостоятельном изучении школьниками какой-либо проблемы, что в свою очередь способствует формированию навыков поиска информации в различных источниках и развитию исследовательских умений (выявление проблемы, целеполагание, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы и т.д.).

Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в группах, но стоит отметить, что проектное обучение – это практическое и творческое задание, которое так или иначе характеризуется высокой степенью коммуникативности, поскольку в процессе выполнения проекта школьник учится взаимодействовать с людьми (сверстники, преподаватели, работники

библиотек, специалисты в выбранной области знаний).

Не случайно в последние годы проектная деятельность стала обязательным элементом школьного обучения.

Итак, мы выделили только одну образовательную технологию (технология

проектного обучения), применение которой, особенно в старшей школе, способствует

процессу формирования коммуникативной культуры у школьников на уроках

обществознания.







Литература

1. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / В.Х. Килпатрик; пер. с 7-го англ. изд. Е. Н. Янжул;с предисл. Н.В. Чехова. Ленинград: Брокгауз–Ефрон, 1925. 43 с.

2. Коростелева А.А. Проблемы современного образования / А.А.Коростелева // Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществознание». 2014. №3. С. 91-99.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК // Б. Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. 607 с.

4. Новиков А.М. Профессиональное образование: устремление в будущее / А.М. Новиков // Проблемы современного образования: интернетжурнал. 2012. № 3. С. 9. URL: http://www.pmedu.ru/downloads/fulltext/2012_3.pdf (дата обращения: 17.04.2024).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!