Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 121 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 121 города Тюмени)
Шишкова ул., д. 82, г. Тюмень, 625031
Тел./факс: (3452) 47-45-71, е-mail: [email protected]
http://121сад.рф/
ОКПО 83331711; ОГРН 1077203063244;
ИНН/КПП 7202171717/720301001
Методическая идея на тему:
Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования элементов тэг-регби.
Выполнил:
инструктор ФК Евдокименко А.Г.
Тюмень 2021
Актуальность.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования развитие координации выступает одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, от уровня проявления которой зависит успешность освоения ребенком различных видов деятельности. В нашей методической идее используются упражнения на координацию с элементами тэг-регби, что позволяет достигнуть хороших результатов развития координации у дошкольников. Регби относится к видам спорта со сложной многообразной двигательной активностью. Важным в заданном направлении является координационная подготовка. Во всем мире большой популярностью пользуется игра в регби. Тэг-регби представляет собой разновидность классического регби с упрощёнными правилами и наличием дополнительного инвентаря в виде двух ленточек на липучках, которые и называются «тэгами». Тэг-регби более безопасен, поэтому им могут заниматься дошкольники. В нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями тэг-регби незначителен.
Проблема.
Мы рассматриваем проблему развития координации у дошкольников с элементами тэг-регби. Но в то же время существует и другая проблема — недостаточная координационная подготовка у дошкольников. Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития координационных способностей, поэтому регби является отличным видом спорта для развития этих способностей. Но многие педагоги пренебрегают этим пунктом в процессе обучения дошкольников, отдавая предпочтение специальной, узконаправленной подготовке в образовательном процессе.
Воспитательный процесс на уровне физкультуры позволяет дошкольникам добиться огромного успеха в будущем. В итоге мы видим высокие результаты:
1. Дети до 7- ми лет быстро овладевают теми или иными способностями, связанными с координацией движений, чем дети в старшем возрасте.
2. Дети с самого раннего возраста получают и запоминают необходимые знания, умения и навыки для будущей жизни. Одним из важнейших является умение грамотно использовать свою энергию, дыхание, чтобы все движения выполнялись безошибочно и входили во временной цикл.
3. Приобретая простые знания координационных способностей в старшем дошкольном возрасте, дети уже в начальной школе способны выполнить ряд сложных упражнений, которые со временем только усовершенствуются.
4. Дети, которые до 6-ти лет усваивают ряд координационных способностей, испытывают много положительных эмоций. Они благоприятно влияют на дальнейшее физическое развитие и стимулируют к новым победам.
В контексте решения данной проблемы преподаватель должен учитывать не только способ достижения цели обучения, но и возрастные особенности своих воспитанников. При условии правильного подхода к физиологическим и психическим качествам дошкольников будет решена одна из важнейших задач, состоящая в формировании развитии координационных способностей.
Координационные способности играют далеко не последнюю роль в физическом развитии дошкольника. Но в последнее время тенденция такова, что значимость развития координации приуменьшается, и, как результат, образовательная деятельность происходит не на должном уровне. В рамках перспективного планирования работы с дошкольниками педагог обязан внедрять занятия по развитию координации. Между разнообразием средств и методов развития координационных способностей можно выбрать те, которые лучше всего подходят для дошкольников и органично внедряются в образовательный процесс. Соответственно к положениям, изложенным выше, я акцентирую на важности развития координационных способностей у дошкольников с учетом их морфологических, физических и психологических особенностей. Следовательно, актуальность данной темы состоит в необходимости теоретического осмысления рассматриваемой проблематики, а также в практическом подтверждении разработанной методики.
Цель: Внедрить в образовательный процесс тэг-регби для более эффективного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Гипотеза. Применение в образовательном процессе предложенных нами средств и методов развития координационных способностей будет способствовать более эффективному развитию дошкольника и позволит повысить их физическое развитие.
В соответствии с целью мы определили следующие задачи:
Развить координационные способности при помощи игры тэг-регби.
Разработать и внедрить комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Обучить элементам игры в тэг-регби при помощи внедрения в образовательный процесс.
Стимулировать у детей интерес к занятиям спортом.
Организация.
Занятия внедрялись в образовательный процесс на базе МАДОУ д\с 121 города Тюмени. На занятии по физической культуре принимали участие мальчики и девочки старшего дошкольного возраста.
Занятия проходили также по общепринятой программе, но в подготовительную, основную и заключительную часть занятия были включены комплексы физических упражнений для развития координации с элементами тэг-регби. Комплексы содержат от 3 до 5 физических упражнений координационной направленности с учетом спортивной специализации – регби. Время выполнения комплексов составило от 5-10 минут (подготовительная часть), до 15 минут (основная часть) и до 10 минут (заключительная часть).
Содержание комплексов для развития координационных способностей (подготовительная часть)
№ п/п | Упражнение | Комплексы |
1 | 2 | 3 |
дозировка | дозировка | дозировка |
1 | 5 упражнений с регбийным мячом | 6х3 | (5х2)х2 | (5х2)х3 |
2 | 5 упражнений в парах | 5х3 | (5х3)х2 | (5х2)х3 |
3 | Эстафеты | 2 | 2-3 | 2-4 |
4 | Подвижные игры | 1 | 2-3 | 1-4 |
5 | 3 упражнения на координацию | 3х3 | (3х3)х2 | (3х3)х3 |
6 | Метание теннисного мяча | 10 | (5х3)х2 | (6х2)х3 |
Физические упражнения и комплексы в целом, выполнялись в конце подготовительно части учебного занятия. Время выполнения комплекса составляло от 5 до 8 минут (14-18%). Упражнения, которые выполнялись, были предварительно изучены мальчиками и девочками экспериментальной группы и содержали элементы игры в регби.
Содержание комплексов для развития координационных способностей (основная часть)
№ п/п | Упражнение | Комплексы |
1 | 2 | 3 |
дозировка | дозировка | дозировка |
1 | 3 упражнения на координацию | (3х3)2 | (3х4)3 | (3х3)х4 |
2 | 5 упражнений с набивным мячом | 5х6 | (5х6)х3 | (5х5)х5 |
3 | 5 акробатических упражнений | 5х2 | (5х3)3 | (5х4)х3 |
4 | Упражнения в парах | 8х2 | (8х4)х2 | (6х4)х3 |
5 | Подвижные игры | 1-2 | 1-2 | 1-4 |
6 | Эстафеты | 1-2 | 1-3 | 1-4 |
7 | 5-8 упражнений с регбийным мячом | (8х4)х2 | (8х4)х2 | (8х4)х2 |
8 | Бег с препятствиями | 2 | 3 | 3 |
Выполнение этих физических упражнений и комплексов проходило в основной части учебно-тренировочного занятия и занимало до 10 минут этой части занятия. Следует отметить, что отдельные упражнения выполнялись мальчиками индивидуально по заданию педагога, или в перерыве между двухсторонней игрой. Все участники экспериментальной группы достаточно хорошо владели рекомендованными упражнениями и могли их выполнять индивидуально или по заданию педагога.
Содержание комплексов для развития координационных способностей (заключительная часть)
№п/п | Упражнение | Комплексы |
1 | 2 | 3 |
дозировка | дозировка | дозировка |
1 | 5-8 упражнений с регбийным мячом | 5х3 | (5х4)х2 | (5х4)х3 |
2 | 3 упражнения с амортизатором | 3х3 | (3х3)х2 | (3х2)х3 |
3 | 5 акробатических упражнений | 5х3 | (5х2)х3 | (5х3)х3 |
4 | Упражнения в парах | 3х3 | 3х5 | (3х3)х2 |
5 | Подвижные игры | 1-2 | 1-2 | 2-4 |
6 | Эстафета | 1-2 | 2-3 | 2-4 |
Данные комплексы или отдельные упражнения выполнялись в заключительной части учебно-тренировочного занятия и составляли до 5-8 минут (12-15%). Чаще всего в этой части выполнялись подвижные игры и эстафеты, которые содержали элементы игры в тэг-регби. Следует отметить, что физические упражнения и комплексы в конце тренировочного занятия проводились самими участниками. При этом некоторые упражнения рекомендовались педагогом для выполнения, в качестве домашнего задания.
Для развития координационных способностей старшего дошкольного возраста используется арсенал методов стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения.
Игровой и соревновательный:
- изменение исходных и конечных положений, и изменение способов выполнения действия (бег лицом вперёд, спиной, боком);
- зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнения в равновесии сразу после вращений и кувырков);
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).
Методические приёмы нестрого регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых технико-тактических действий.
В качестве методов пространства и усилий, воспроизведение их по заданиям. Метод контрастных заданий и метод сближаемых заданий состоит в чередовании упражнений (поднимание ног с касанием пола за головой и до угла 90○ и 45○ .).
Методы оценки уровня координационной подготовленности.
Метод произвольный (импровизация).
Метод структурированный.
Основные методы и методические приёмы, направленные на стабилизацию координационной подготовленности, делятся по группам на метод психоанализа и метод устранения ошибок.
Методика формирования координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби, рассчитана на 8 академических часов. Занятия по данной методике могут проводиться до 2 раз в неделю (в подготовительной и в начале основной части занятия).
Методика развития координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби
Содержание | Длительность | Кол-во повторов | Продолж.интерв, отдыха (сек) | Интенс.нагрузки ЧСС (уд.мин) | Характер отдыха |
Челночный бег 3x10 м из различных и.п. | 2-3 мин | 2-3 | 30 | до 180 | Пассивный |
Челночный бег 3x5 м с элементами прыжковых упражнений | 2-3 мин | 2-3 | 30 | до 180 | Пассивный |
Челночный бег 3x9 м с переноской предметов | 2-3 мин | 1-2 | 30 | до 180 | Пассивный |
Бег по линии с высоким подниманием колен | 2-3 мин | 1-2 | 30 | до 180 | Пассивный |
Кувырки | 3 мин | 4-6 | 15 | до 130 | Пассивный |
Перекаты | 2-3 мин | 4-5 | 15 | до 130 | Пассивный |
Бег с изменением направления движения по сигналу | 2 мин | 1 | 30 | до 160 | Дыхат.упр. |
Бег с преодолением препятствий | 2 мин | 3-4 | 30 | до 180 | Пассивный |
Бег из различных и.п. | 2 мин | 1 | 30 | до 150 | Дыхат.упр. |
Одновременное ведение регбийного мяча руками и ногами | 2-3 мин | 2 | 20 | до 150 | Пассивный |
Обегание конусов | 2 мин | 3-4 | 30 | до 150 | Пассивный |
Метание мяча с расстояния (5 и 10 м) | 4 мин | 5-6 | 20 | до 130 | Пассивный |
Прыжки со скакалкой | 30 с | 3-4 | 30 | до 180 | Пассивный |
Методика состоит из комплексов игровых упражнений, сгруппированных по направленности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей и ритмической способности. Для совершенствования координационной способности использовалось 5 упражнений и одна игра. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности - по правилу «от простого к сложному». Методика рекомендована для применения в образовательном процессе на каждом учебном занятии в начале основной части занятия и после подготовительной (разминки). Мы внедрили данную методическую идею в образовательный процесс на каждое занятие (2 раза в неделю) в течение 3 месяцев
Анализ результатов внедрения в образовательный процесс.
Исходя из задач методической идеи, на третьем его этапе, было проведено повторное педагогическое тестирование двигательной подготовленности старших дошкольников.
В таблицах 1 и 2 представлены сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников.
Таблица 1. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников контрольной группы
Тесты | до | после | % | p |
М±m | М±m |
Бег 30 м (с) | 7,1±0,8 | 6,2±0,1 | 8,3 | |
Бег 10м схода (с) | 3,1±1,2 | 2,6±1,3 | 7,3 | |
Прыжок в длину с места (см) | 102,1±1,2 | 103,5±1,2 | 1,0 | |
Наклон (см) | 2,2±0,5 | 2,5±0,4 | 13,6 | |
Таблица 2. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы
Тесты | до | после | % | p |
М±m | М±m |
Бег 30 м (с) | 7,0±0,9 | 6,0±0,2 | 8,3 | |
Бег 10м схода (с) | 3,3±0,8 | 2,5±0,2 | 10,4 | |
Прыжок в длину с места (см) | 108,2±1,7 | 111,1±1,3 | 2,0 | |
Наклон (см) | 2,1±0,9 | 2,4±0,6 | 13,8 | |
Из таблиц 1 и 2 видно, что во всех группах (контрольной и экспериментальной) наблюдается положительная динамика по общей двигательной подготовленности. Так, при выполнении бега на 30 метров с высокого старта в контрольной группе средний результат в конце эксперимента увеличился на 8,3%.
При сравнении результатов проявления скорости (бег 10м схода) у дошкольников контрольной группы можно видеть, что проявление этого двигательного качества за период эксперимента увеличилось на 7,3%. У дошкольников экспериментальной группы этот показатель увеличился на 10,4%. Данное обстоятельство мы связываем с выполнением комплексов (строго регламентированный метод выполнения физических упражнений).
Выполнение прыжка в длину с места (скоростно-силовые качества) показало увеличение конечного результата у дошкольников контрольной группы на 1% .
У экспериментальной – на 10%.
Таблица 3. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников контрольной группы
Тесты | до | после | % | P |
М±m | М±m |
Бег 3х10 м (с) | 11,2±0,1 | 10,9±0,1 | 2,7 | |
Кувырки (раз) | 5,3±0,04 | 5,7±0,06 | 7,5 | |
Метание на дальность (м) | 17,8±0,1 | 17,9±0,1 | 0,6 | |
метание в цель (раз) | 3,8±0,1 | 3,6±0,1 | 5,3 | |
Обегание (с) | 8,1±0,5 | 8,1±0,5 | 0 | |
Таблица 4. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы
Тесты | до | после | % | P |
М±m | М±m |
Бег 3х10 м (с) | 11,5±0,1 | 10,1±0,4 | 12,2 | |
Кувырки (раз) | 5,3±0,04 | 4,6±0,04 | 14,7 | |
Метание на дальность (м) | 18,1±0,1 | 19,3±0,1 | 6,6 | |
метание в цель (раз) | 3,8±0,1 | 5,1±0,1 | 34,2 | |
Обегание (с) | 8,2±0,05 | 7,4±0,05 | 10,2 | |
Анализ данных, полученных в результате эксперимента, позволяет отметить, что предложенная методика использования физических упражнений координационной направленности и их объединение в комплексы дает более больший эффект, чем выполнение физических упражнений общепринятой методикой. При этом данные эксперимента позволяют отметить, что методика выполнения физических упражнений в контрольной группе также имеет положительную тенденцию в повышении координационной подготовленности старших дошкольников.
Выводы.
Внедренная нами программа показала, что применение комплексов для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с элементами тэг-регби является эффективным применением в образовательном процессе.
Разработаны и внедрены комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Дети легко освоили элементы игры тэг-регби и с большим интересом выполняли новые для них задания, игра вызвала интерес.
Для детей был открыт новый вид спорта, который вызвал интерес и восторг. Дети активно обсуждают тэг-регби с родителями.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Наше внедрение в образовательный процесс не претендует на завершенность и исчерпанность, но раскрывает основные теоретические и практические аспекты развития координации у детей старшего дошкольного возраста.