СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования элементов тэг-регби.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы рассматриваем проблему развития координации у дошкольников с элементами тэг-регби. Но в то же время существует и другая проблема — недостаточная координационная подготовка у дошкольников. Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития координационных способностей, поэтому регби является отличным видом спорта для развития этих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования элементов тэг-регби.»

Департамент образования Администрации города Тюмени


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 121 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 121 города Тюмени)


Шишкова ул., д. 82, г. Тюмень, 625031

Тел./факс: (3452) 47-45-71, е-mail: [email protected]

http://121сад.рф/

ОКПО 83331711; ОГРН 1077203063244;

ИНН/КПП 7202171717/720301001








Методическая идея на тему:

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования элементов тэг-регби.













Выполнил:

инструктор ФК Евдокименко А.Г.






Тюмень 2021

Актуальность.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования развитие координации выступает одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, от уровня проявления которой зависит успешность освоения ребенком различных видов деятельности. В нашей методической идее используются упражнения на координацию с элементами тэг-регби, что позволяет достигнуть хороших результатов развития координации у дошкольников. Регби относится к видам спорта со сложной многообразной двигательной активностью. Важным в заданном направлении является координационная подготовка. Во всем мире большой популярностью пользуется игра в регби. Тэг-регби представляет собой разновидность классического регби с упрощёнными правилами и наличием дополнительного инвентаря в виде двух ленточек на липучках, которые и называются «тэгами». Тэг-регби более безопасен, поэтому им могут заниматься дошкольники. В нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями тэг-регби незначителен.

Проблема.

Мы рассматриваем проблему развития координации у дошкольников с элементами тэг-регби. Но в то же время существует и другая проблема — недостаточная координационная подготовка у дошкольников. Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития координационных способностей, поэтому регби является отличным видом спорта для развития этих способностей. Но многие педагоги пренебрегают этим пунктом в процессе обучения дошкольников, отдавая предпочтение специальной, узконаправленной подготовке в образовательном процессе.

Воспитательный процесс на уровне физкультуры позволяет дошкольникам добиться огромного успеха в будущем. В итоге мы видим высокие результаты:

1. Дети до 7- ми лет быстро овладевают теми или иными способностями, связанными с координацией движений, чем дети в старшем возрасте.

2. Дети с самого раннего возраста получают и запоминают необходимые знания, умения и навыки для будущей жизни. Одним из важнейших является умение грамотно использовать свою энергию, дыхание, чтобы все движения выполнялись безошибочно и входили во временной цикл.

3. Приобретая простые знания координационных способностей в старшем дошкольном возрасте, дети уже в начальной школе способны выполнить ряд сложных упражнений, которые со временем только усовершенствуются.

4. Дети, которые до 6-ти лет усваивают ряд координационных способностей, испытывают много положительных эмоций. Они благоприятно влияют на дальнейшее физическое развитие и стимулируют к новым победам.

В контексте решения данной проблемы преподаватель должен учитывать не только способ достижения цели обучения, но и возрастные особенности своих воспитанников. При условии правильного подхода к физиологическим и психическим качествам дошкольников будет решена одна из важнейших задач, состоящая в формировании развитии координационных способностей.

Координационные способности играют далеко не последнюю роль в физическом развитии дошкольника. Но в последнее время тенденция такова, что значимость развития координации приуменьшается, и, как результат, образовательная деятельность происходит не на должном уровне. В рамках перспективного планирования работы с дошкольниками педагог обязан внедрять занятия по развитию координации. Между разнообразием средств и методов развития координационных способностей можно выбрать те, которые лучше всего подходят для дошкольников и органично внедряются в образовательный процесс. Соответственно к положениям, изложенным выше, я акцентирую на важности развития координационных способностей у дошкольников с учетом их морфологических, физических и психологических особенностей. Следовательно, актуальность данной темы состоит в необходимости теоретического осмысления рассматриваемой проблематики, а также в практическом подтверждении разработанной методики.

Цель: Внедрить в образовательный процесс тэг-регби для более эффективного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Гипотеза. Применение в образовательном процессе предложенных нами средств и методов развития координационных способностей будет способствовать более эффективному развитию дошкольника и позволит повысить их физическое развитие.

В соответствии с целью мы определили следующие задачи:

  1. Развить координационные способности при помощи игры тэг-регби.

  2. Разработать и внедрить комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.

  3. Обучить элементам игры в тэг-регби при помощи внедрения в образовательный процесс.

  4. Стимулировать у детей интерес к занятиям спортом.




Организация.

Занятия внедрялись в образовательный процесс на базе МАДОУ д\с 121 города Тюмени. На занятии по физической культуре принимали участие мальчики и девочки старшего дошкольного возраста.

Занятия проходили также по общепринятой программе, но в подготовительную, основную и заключительную часть занятия были включены комплексы физических упражнений для развития координации с элементами тэг-регби. Комплексы содержат от 3 до 5 физических упражнений координационной направленности с учетом спортивной специализации – регби. Время выполнения комплексов составило от 5-10 минут (подготовительная часть), до 15 минут (основная часть) и до 10 минут (заключительная часть).


Содержание комплексов для развития координационных способностей (подготовительная часть)

п/п

Упражнение

Комплексы

1

2

3

дозировка

дозировка

дозировка

1

5 упражнений с регбийным мячом

6х3

(5х2)х2

(5х2)х3

2

5 упражнений в парах

5х3

(5х3)х2

(5х2)х3

3

Эстафеты

2

2-3

2-4

4

Подвижные игры

1

2-3

1-4

5

3 упражнения на координацию

3х3

(3х3)х2

(3х3)х3

6

Метание теннисного мяча

10

(5х3)х2

(6х2)х3


Физические упражнения и комплексы в целом, выполнялись в конце подготовительно части учебного занятия. Время выполнения комплекса составляло от 5 до 8 минут (14-18%). Упражнения, которые выполнялись, были предварительно изучены мальчиками и девочками экспериментальной группы и содержали элементы игры в регби.


Содержание комплексов для развития координационных способностей (основная часть)

п/п

Упражнение

Комплексы

1

2

3

дозировка

дозировка

дозировка

1

3 упражнения на координацию

(3х3)2

(3х4)3

(3х3)х4

2

5 упражнений с набивным мячом

5х6

(5х6)х3

(5х5)х5

3

5 акробатических упражнений

5х2

(5х3)3

(5х4)х3

4

Упражнения в парах

8х2

(8х4)х2

(6х4)х3

5

Подвижные игры

1-2

1-2

1-4

6

Эстафеты

1-2

1-3

1-4

7

5-8 упражнений с регбийным мячом

(8х4)х2

(8х4)х2

(8х4)х2

8

Бег с препятствиями

2

3

3


Выполнение этих физических упражнений и комплексов проходило в основной части учебно-тренировочного занятия и занимало до 10 минут этой части занятия. Следует отметить, что отдельные упражнения выполнялись мальчиками индивидуально по заданию педагога, или в перерыве между двухсторонней игрой. Все участники экспериментальной группы достаточно хорошо владели рекомендованными упражнениями и могли их выполнять индивидуально или по заданию педагога.







Содержание комплексов для развития координационных способностей (заключительная часть)

№п/п

Упражнение

Комплексы

1

2

3

дозировка

дозировка

дозировка

1

5-8 упражнений с регбийным мячом

5х3

(5х4)х2

(5х4)х3

2

3 упражнения с амортизатором

3х3

(3х3)х2

(3х2)х3

3

5 акробатических упражнений

5х3

(5х2)х3

(5х3)х3

4

Упражнения в парах

3х3

3х5

(3х3)х2

5

Подвижные игры

1-2

1-2

2-4

6

Эстафета

1-2

2-3

2-4


Данные комплексы или отдельные упражнения выполнялись в заключительной части учебно-тренировочного занятия и составляли до 5-8 минут (12-15%). Чаще всего в этой части выполнялись подвижные игры и эстафеты, которые содержали элементы игры в тэг-регби. Следует отметить, что физические упражнения и комплексы в конце тренировочного занятия проводились самими участниками. При этом некоторые упражнения рекомендовались педагогом для выполнения, в качестве домашнего задания.

Для развития координационных способностей старшего дошкольного возраста используется арсенал методов стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения.

Игровой и соревновательный:

- изменение исходных и конечных положений, и изменение способов выполнения действия (бег лицом вперёд, спиной, боком);

- зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, выполнение спортивных элементов не ведущей конечностью) и выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнения в равновесии сразу после вращений и кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля (с закрытыми глазами).

Методические приёмы нестрого регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых технико-тактических действий.

В качестве методов пространства и усилий, воспроизведение их по заданиям. Метод контрастных заданий и метод сближаемых заданий состоит в чередовании упражнений (поднимание ног с касанием пола за головой и до угла 90○ и 45○ .).

Методы оценки уровня координационной подготовленности.

Метод произвольный (импровизация).

Метод структурированный.

Основные методы и методические приёмы, направленные на стабилизацию координационной подготовленности, делятся по группам на метод психоанализа и метод устранения ошибок.

Методика формирования координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби, рассчитана на 8 академических часов. Занятия по данной методике могут проводиться до 2 раз в неделю (в подготовительной и в начале основной части занятия).

Методика развития координационных способностей у старшего дошкольного возраста с элементами регби

Содержание

Длительность

Кол-во

повторов

Продолж.интерв, отдыха (сек)

Интенс.нагрузки
ЧСС (уд.мин)

Характер отдыха

Челночный бег 3x10 м из различных и.п.

2-3 мин

2-3

30

до 180

Пассивный

Челночный бег 3x5 м с элементами прыжковых упражнений

2-3 мин

2-3

30

до 180

Пассивный

Челночный бег 3x9 м с переноской предметов

2-3 мин

1-2

30

до 180

Пассивный

Бег по линии с высоким подниманием колен

2-3 мин

1-2

30

до 180

Пассивный

Кувырки

3 мин

4-6

15

до 130

Пассивный

Перекаты

2-3 мин

4-5

15

до 130

Пассивный

Бег с изменением направления движения по сигналу

2 мин

1

30

до 160

Дыхат.упр.

Бег с преодолением препятствий

2 мин

3-4

30

до 180

Пассивный

Бег из различных и.п.

2 мин

1

30

до 150

Дыхат.упр.

Одновременное ведение регбийного мяча руками и ногами

2-3 мин

2

20

до 150

Пассивный

Обегание конусов

2 мин

3-4

30

до 150

Пассивный

Метание мяча с расстояния (5 и 10 м)

4 мин

5-6

20

до 130

Пассивный

Прыжки со скакалкой

30 с

3-4

30

до 180

Пассивный


Методика состоит из комплексов игровых упражнений, сгруппированных по направленности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей и ритмической способности. Для совершенствования координационной способности использовалось 5 упражнений и одна игра. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности - по правилу «от простого к сложному». Методика рекомендована для применения в образовательном процессе на каждом учебном занятии в начале основной части занятия и после подготовительной (разминки). Мы внедрили данную методическую идею в образовательный процесс на каждое занятие (2 раза в неделю) в течение 3 месяцев


Анализ результатов внедрения в образовательный процесс.

Исходя из задач методической идеи, на третьем его этапе, было проведено повторное педагогическое тестирование двигательной подготовленности старших дошкольников.

В таблицах 1 и 2 представлены сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников.



Таблица 1. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников контрольной группы


Тесты

до

после

%

p

М±m

М±m

Бег 30 м (с)

7,1±0,8

6,2±0,1

8,3

Бег 10м схода (с)

3,1±1,2

2,6±1,3

7,3

Прыжок в длину с места (см)

102,1±1,2

103,5±1,2

1,0

Наклон (см)

2,2±0,5

2,5±0,4

13,6



Таблица 2. Сравнительные результаты общей двигательной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы


Тесты

до

после

%

p

М±m

М±m

Бег 30 м (с)

7,0±0,9

6,0±0,2

8,3

Бег 10м схода (с)

3,3±0,8

2,5±0,2

10,4

Прыжок в длину с места (см)

108,2±1,7

111,1±1,3

2,0

Наклон (см)

2,1±0,9

2,4±0,6

13,8


Из таблиц 1 и 2 видно, что во всех группах (контрольной и экспериментальной) наблюдается положительная динамика по общей двигательной подготовленности. Так, при выполнении бега на 30 метров с высокого старта в контрольной группе средний результат в конце эксперимента увеличился на 8,3%.

При сравнении результатов проявления скорости (бег 10м схода) у дошкольников контрольной группы можно видеть, что проявление этого двигательного качества за период эксперимента увеличилось на 7,3%. У дошкольников экспериментальной группы этот показатель увеличился на 10,4%. Данное обстоятельство мы связываем с выполнением комплексов (строго регламентированный метод выполнения физических упражнений).

Выполнение прыжка в длину с места (скоростно-силовые качества) показало увеличение конечного результата у дошкольников контрольной группы на 1% .

У экспериментальной – на 10%.








Таблица 3. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников контрольной группы


Тесты

до

после

%

P

М±m

М±m

Бег 3х10 м (с)

11,2±0,1

10,9±0,1

2,7

Кувырки (раз)

5,3±0,04

5,7±0,06

7,5

Метание на дальность (м)

17,8±0,1

17,9±0,1

0,6

метание в цель (раз)

3,8±0,1

3,6±0,1

5,3

Обегание (с)

8,1±0,5

8,1±0,5

0



Таблица 4. Сравнительные результаты координационной подготовленности старших дошкольников экспериментальной группы


Тесты

до

после

%

P

М±m

М±m

Бег 3х10 м (с)

11,5±0,1

10,1±0,4

12,2

Кувырки (раз)

5,3±0,04

4,6±0,04

14,7

Метание на дальность (м)

18,1±0,1

19,3±0,1

6,6

метание в цель (раз)

3,8±0,1

5,1±0,1

34,2

Обегание (с)

8,2±0,05

7,4±0,05

10,2



Анализ данных, полученных в результате эксперимента, позволяет отметить, что предложенная методика использования физических упражнений координационной направленности и их объединение в комплексы дает более больший эффект, чем выполнение физических упражнений общепринятой методикой. При этом данные эксперимента позволяют отметить, что методика выполнения физических упражнений в контрольной группе также имеет положительную тенденцию в повышении координационной подготовленности старших дошкольников.


Выводы.

  1. Внедренная нами программа показала, что применение комплексов для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с элементами тэг-регби является эффективным применением в образовательном процессе.

  2. Разработаны и внедрены комплексы физических упражнений координационной направленности в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.

  3. Дети легко освоили элементы игры тэг-регби и с большим интересом выполняли новые для них задания, игра вызвала интерес.

  4. Для детей был открыт новый вид спорта, который вызвал интерес и восторг. Дети активно обсуждают тэг-регби с родителями.

Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Наше внедрение в образовательный процесс не претендует на завершенность и исчерпанность, но раскрывает основные теоретические и практические аспекты развития координации у детей старшего дошкольного возраста.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!