СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие креативности учащихся на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом выступлении учителей технологии

Просмотр содержимого документа
««Развитие креативности учащихся на уроках технологии»»

Выступление на районном методическом объединение учителей технологии по теме: «Развитие креативности учащихся на уроках технологии»



Развитие креативности учащихся на уроках технологии

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные креативно решать стоящие перед ними задачи.     

Успех в обучении, технологии как предмета, зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью.

В настоящее время существует проблема: отсутствия внутренней мотивации к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию)

Задача учителя - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с различной литературой и т. д.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют 4 типа креативности:

- наивная (проявляющаяся в дошкольном и младшем школьном возрасте). В этом возрасте у школьников нет стереотипов, которые надо преодолевать;

- стимульно - продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);

- эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задач);

- подлинная (самостоятельно найденная закономерность выступает в качестве новой проблемы: ученик умеет думать «около»).

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

а) преодоление психологической инерции мышления;

б) оценивание оригинальности решения;

в) сужения поля поиска решения;

г) фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

д) мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Творческие способности - представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решении, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями.

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности:

- способность видеть проблему там, где ее не видят другие;

- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;

- способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой;

- способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

- способность легко ассоциировать отдаленные понятия;

- способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

- гибкость мышления;

- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

- способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

- легкость генерирования идей;

- творческое воображение;

- способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

- развитие воображения,

- развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

На уроке необходимо организовать фронтальную, коллективную и индивидуальную формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок будет иметь свою структуру, состоящую из нескольких этапов. Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.

Развитие креативности учащихся происходит при использовании следующих принципов:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Классификация уроков по основному типу обучения следующая:

Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке - передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний).

Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля).

Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).

Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Основная цель – это раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

Задачи:

- подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;

- разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;

- использовать данные виды заданий на разных этапах урока;

- способствовать повышению интереса к урокам технологии.

Необходимо соблюдать последовательность этапов урока:
- мотивация учащихся на урок, в том числе проблемная ситуация по теме урока;
- целеполагание урока;
- актуализация прежних знаний;
-изучение нового материала посредством максимального самостоятельного участия школьников;
- систематический регулятивный контроль знаний и умений учащихся;
- автоматизация полученных знаний и умений;
- рефлексия каждого этапа урока.

Этапы урока должны обеспечиваться принципами индивидуализации, дифференциации образовательного процесса, то есть предполагают доступность обучения каждого ученика. Для организации такого обучения необходимы дидактические материалы, и цифровые образовательные ресурсы в основе своей дающие возможность контроля и самоконтроля учащихся.
Повышение роли самостоятельной работы учеников на уроке - залог более качественного и эффективного обучения.

Проектная деятельность учащихся является основным инструментом воспитания креативного мышления и воображения учащихся.

Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Самостоятельная работа, как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Выполнение творческой самостоятельной работы является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом.

Учителю необходимо свои уроки технологии выстраивать так, чтобы каждый ученик почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность. 

Источники информации:

  1. https://sites.google.com/site/issledowanie/home/glava-1/1-1-susnost-tvorceskih-sposobnostej

  2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4726

  3. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.

Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

4. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

5. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!