Развитие мотивационно-волевой сферы современных детей
Синдром «Незнайки»?
Синдром «Буратино»?
Знакомы с этими синдромами педагоги?
Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку
«Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…».
- ребенка не обременяют домашними обязанностями;
- основная задача ребенка – учеба;
- ребенку помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам.
К подростковому возрасту «Буратино»:
- не приучен делать что-либо сам;
- не сформировано чувство ответственности;
- ленится учиться;
- бунтует.
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города
- верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо;
- дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу».
К подростковому возрасту у «Незнайки»:
- снижается тревожность за оценки;
- снижается тревожность за будущее: «Вот со следующей четверти начну учиться».
синдром «Незнайки»
нарушение мотивационно-волевой сферы
синдром «Буратино»
Причины возникновения синдрома:
- родители и другие взрослые много хотят сделать «за» ребенка;
- у ребенка нет возможности хотеть чего-то самостоятельно.
Детям характерно:
- снижение уровня тревожности;
- неадекватный уровень самооценки.
Основной движущей силой учения является мотивация
Учебная мотивация
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов:
- социальные;
- учебно-познавательные;
- оценочные;
- позиционные;
- внешние по отношению к школе и к учению;
- игровые.
Каждый из мотивов присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности.
Учебная мотивация
Х. Хекгаузел утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться двумя мотивами:
- заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой;
- результат деятельности зависит от того, сколько усилий приложил индивид;
Учебная мотивация
Оценочный мотив в процессе учебной деятельности:
- каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого;
- положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.
Познавательные и игровые мотивы в процессе учебной деятельности:
- мотивы тесно связаны между собой;
- новые знания, полученные детьми, провоцируют игру;
- развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.
Проблемы мотивационно-волевой сферы детей
И.Ю. Кулагина
Н.А. Менчинская
Н.Л. Белопольская
Проблемы мотивационно-волевой сферы детей
- на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется комплекс неполноценности по отношению к учению;
- блокируется формирование положительной мотивации учебного успеха;
- уровень требований, предъявляемый педагогом к ребенку с нарушениями мотивационной сферы, оказывается недосягаемым вследствие слабой сформированности мотивов учения.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
- эмоционально волевая незрелость;
- трудности в произвольной регуляции деятельности;
- динамические нарушения во всех видах деятельности;
- общая ослабленность мотивационной сферы.
- ведущий мотив деятельности – игровой;
- успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой;
- школьные интересы отсутствуют;
- безответственное отношение к выполнению учебных заданий.
Проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
- широкие социальные мотивы практически не присутствуют в мотивационной системе ребенка;
- значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания;
- растет неуверенность в себе;
- формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
Успешные дети, не имеющие трудности в обучении
Дети, имеющие трудности в обучении
- преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования;
- испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание.
- преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
- по мере приобретения ребенком опыта учебных неудач усугубляются характерные мотивационные особенности;
- наблюдаются эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке;
- проявляется безразличие по отношению к собственному неверному решению учебной задачи;
- отсутствие желания исправить работу и понять причину ошибки;
- заинтересованность в оценке со стороны взрослых и чувство радости при похвале.
Формирование у ребенка позиции неуспевающего
Причины:
- задание кажется слишком трудным для ребенка;
- ослабевает побудительная сила получения высокой оценки;
- снижается качество работы ребенка;
- сталкивается с объективными трудностями и низкой оценкой со стороны окружающих;
- адекватные учебные мотивы не получают развития и трансформируются, в результате имеющиеся мотивационные возможности не реализуются.
Стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции – «позиции неуспевающего».
Формирование у ребенка позиции неуспевающего
Формирование позиции неуспевающего:
- в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами;
- со временем самооценка ребенка становится низкой и постепенно утрачивается желание учиться новому;
- неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.
Не у всех детей, имеющих проблемы в мотивационно-волевой сфере, формируется «позиция неуспевающего».
Когда дети, неспособные успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание.
А.Н. Леонтьев
Искажения мотивационной сферы приводят к снижению успеваемости, в следствие чего ребенок избегает сложных видов интеллектуальной деятельности.
В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности.
Процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает:
- формирование мотивационной основы действий;
- составление схемы ориентировочной основы действия.
П.Я. Гальперин
Основные приемы формирования у детей познавательного интереса
- ситуации занимательности;
- интеллектуальные соревнования;
- программированные упражнения.
Приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности
- одобрение со стороны сверстников и взрослых;
- создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
- анализ проблемной ситуации.
Метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.
игровые приемы с элементами соревнования:
- стимулируют активность и инициативу учеников;
- корректируют нарушения мотивационной сферы;
составление задания для одноклассников по пройденному учебному материалу:
- поощрение педагогом наградами «за старание», «за активность» ответов и активности ребенка;
получение знаний получает в реальной ситуации:
- занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы учащиеся сами хотели что-то запомнить.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
направление усилий педагога на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей:
- ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение;
создание ситуации новизны, неожиданности;
познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия;
правильно организованная работа у доски:
- ребенок испытывает чувство удовлетворения;
- повышается самооценка;
- интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
релаксация на занятиях:
- массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика;
сказки:
- дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости;
специальный инструментарий:
- сборники слайдов, диски, анимированные картинки;
интегрированный подход:
- смена видов детской деятельности;
- активное участие каждого ребёнка в образовательном процессе.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
занятия, на которых дети являются участниками обучающего процесса:
- познавательные мотивы: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями;
- личностные мотивы: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя;
- соревновательные мотивы: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
- Каждый день интересоваться у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
- Помогать ребенку, если он испытывает трудности при выполнении задания, но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
- Посещать с ребенком интересные места, читать книги с целью стимулирования познавательного интереса и мотивации ребенка.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
- Не сравнивать ребенка с другими детьми, сравнивать его с самим собой.
- Отмечать, чему ребенок научился за последнее время, какие успехи сделал.
- Если появились трудности в учебе, не ругать ребенка, а предложить помощь.
- Дать понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть.
- Обеспечить ребенку определенную степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов.
Если родители все решают за ребенка, познавательный интерес и учебная мотивация не будут сформированы.