СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивационно-волевой сферы современных детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал вебинара по теме "Мотивация"

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивационно-волевой сферы современных детей»

Развитие мотивационно-волевой сферы современных детей

Развитие мотивационно-волевой сферы современных детей

Синдром «Незнайки»? Синдром «Буратино»? Знакомы с этими синдромами педагоги?

Синдром «Незнайки»?

Синдром «Буратино»?

Знакомы с этими синдромами педагоги?

Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку «Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…». ребенка не обременяют домашними обязанностями; основная задача ребенка – учеба; ребенку помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам. К подростковому возрасту «Буратино»: не приучен делать что-либо сам; не сформировано чувство ответственности; ленится учиться; бунтует.

Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку

«Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…».

  • ребенка не обременяют домашними обязанностями;
  • основная задача ребенка – учеба;
  • ребенку помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам.

К подростковому возрасту «Буратино»:

  • не приучен делать что-либо сам;
  • не сформировано чувство ответственности;
  • ленится учиться;
  • бунтует.
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города верит, что у него все обязательно получиться,  а никаких усилий прилагать не надо; дети привыкли откладывать все на завтра:  «Вот завтра выучу и отвечу». К подростковому возрасту у «Незнайки»: снижается тревожность за оценки; снижается тревожность за будущее:  «Вот со следующей четверти начну учиться».

Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города

  • верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо;
  • дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу».

К подростковому возрасту у «Незнайки»:

  • снижается тревожность за оценки;
  • снижается тревожность за будущее: «Вот со следующей четверти начну учиться».
синдром  «Незнайки» нарушение мотивационно-волевой сферы синдром  «Буратино»

синдром «Незнайки»

нарушение мотивационно-волевой сферы

синдром «Буратино»

Причины возникновения синдрома:  родители и другие взрослые много хотят сделать «за» ребенка; у ребенка нет возможности хотеть чего-то самостоятельно. Детям характерно:  снижение уровня тревожности; неадекватный уровень самооценки.

Причины возникновения синдрома:

  • родители и другие взрослые много хотят сделать «за» ребенка;
  • у ребенка нет возможности хотеть чего-то самостоятельно.

Детям характерно:

  • снижение уровня тревожности;
  • неадекватный уровень самооценки.
Основной движущей силой учения  является мотивация

Основной движущей силой учения является мотивация

Учебная мотивация Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют  6 групп в структуре мотивов: социальные; учебно-познавательные; оценочные; позиционные; внешние по отношению к школе и к учению; игровые. Каждый из мотивов присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности.

Учебная мотивация

Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов:

  • социальные;
  • учебно-познавательные;
  • оценочные;
  • позиционные;
  • внешние по отношению к школе и к учению;
  • игровые.

Каждый из мотивов присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности.

Учебная мотивация Х. Хекгаузел утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться двумя мотивами: мотив достижения успеха: заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является  для него слишком легкой; результат деятельности зависит от того, сколько усилий приложил индивид; мотив избегания неудач.

Учебная мотивация

Х. Хекгаузел утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться двумя мотивами:

  • мотив достижения успеха:
  • заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой;
  • результат деятельности зависит от того, сколько усилий приложил индивид;
  • мотив избегания неудач.
Учебная мотивация Оценочный мотив в процессе учебной деятельности: каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого; положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка. Познавательные и игровые мотивы в процессе учебной деятельности: мотивы тесно связаны между собой; новые знания, полученные детьми, провоцируют игру; развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.

Учебная мотивация

Оценочный мотив в процессе учебной деятельности:

  • каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого;
  • положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.

Познавательные и игровые мотивы в процессе учебной деятельности:

  • мотивы тесно связаны между собой;
  • новые знания, полученные детьми, провоцируют игру;
  • развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.
Проблемы мотивационно-волевой сферы детей И.Ю. Кулагина Н.А. Менчинская Н.Л. Белопольская

Проблемы мотивационно-волевой сферы детей

И.Ю. Кулагина

Н.А. Менчинская

Н.Л. Белопольская

Проблемы мотивационно-волевой сферы детей на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется комплекс неполноценности по отношению к учению; блокируется формирование положительной мотивации учебного успеха; уровень требований, предъявляемый педагогом к ребенку  с нарушениями мотивационной сферы, оказывается  недосягаемым вследствие слабой сформированности  мотивов учения.

Проблемы мотивационно-волевой сферы детей

  • на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется комплекс неполноценности по отношению к учению;
  • блокируется формирование положительной мотивации учебного успеха;
  • уровень требований, предъявляемый педагогом к ребенку с нарушениями мотивационной сферы, оказывается недосягаемым вследствие слабой сформированности мотивов учения.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией эмоционально волевая незрелость; трудности в произвольной регуляции деятельности; динамические нарушения во всех видах деятельности; общая ослабленность мотивационной сферы. ведущий мотив деятельности – игровой; успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой; школьные интересы отсутствуют; безответственное отношение к выполнению учебных заданий.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

  • эмоционально волевая незрелость;
  • трудности в произвольной регуляции деятельности;
  • динамические нарушения во всех видах деятельности;
  • общая ослабленность мотивационной сферы.
  • ведущий мотив деятельности – игровой;
  • успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой;
  • школьные интересы отсутствуют;
  • безответственное отношение к выполнению учебных заданий.
Проблемы в обучении связаны с незрелостью  личности ребенка в целом

Проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией широкие социальные мотивы практически  не присутствуют в мотивационной системе ребенка; значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания; растет неуверенность в себе; формируется отрицательный эмоциональный фон  учебной деятельности.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

  • широкие социальные мотивы практически не присутствуют в мотивационной системе ребенка;
  • значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания;
  • растет неуверенность в себе;
  • формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией Успешные дети,  не имеющие трудности  в обучении Дети, имеющие трудности в обучении преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования; испытывают повышенную тревогу  в ситуации, когда  не успевают выполнить задание. преобладают познавательные мотивы, связанные  с овладением новыми умениями и навыками.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

Успешные дети, не имеющие трудности в обучении

Дети, имеющие трудности в обучении

  • преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования;
  • испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание.
  • преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией по мере приобретения ребенком опыта учебных неудач усугубляются характерные мотивационные особенности; наблюдаются эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке; проявляется безразличие по отношению к собственному неверному решению учебной задачи; отсутствие желания исправить работу и понять причину ошибки; заинтересованность в оценке со стороны взрослых  и чувство радости при похвале.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

  • по мере приобретения ребенком опыта учебных неудач усугубляются характерные мотивационные особенности;
  • наблюдаются эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке;
  • проявляется безразличие по отношению к собственному неверному решению учебной задачи;
  • отсутствие желания исправить работу и понять причину ошибки;
  • заинтересованность в оценке со стороны взрослых и чувство радости при похвале.
Формирование  у ребенка позиции неуспевающего Причины: задание кажется слишком трудным для ребенка; ослабевает побудительная сила получения высокой оценки; снижается качество работы ребенка; сталкивается с объективными трудностями  и низкой оценкой со стороны окружающих; адекватные учебные мотивы не получают развития и трансформируются, в результате имеющиеся мотивационные возможности не реализуются.

Формирование у ребенка позиции неуспевающего

Причины:

  • задание кажется слишком трудным для ребенка;
  • ослабевает побудительная сила получения высокой оценки;
  • снижается качество работы ребенка;
  • сталкивается с объективными трудностями и низкой оценкой со стороны окружающих;
  • адекватные учебные мотивы не получают развития и трансформируются, в результате имеющиеся мотивационные возможности не реализуются.
Стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции – «позиции неуспевающего».

Стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции – «позиции неуспевающего».

Формирование  у ребенка позиции неуспевающего Формирование позиции неуспевающего: в первом классе ребенок еще может объективно  не соглашаться со своими учебными неудачами; со временем самооценка ребенка становится низкой и постепенно утрачивается желание учиться новому; неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.

Формирование у ребенка позиции неуспевающего

Формирование позиции неуспевающего:

  • в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами;
  • со временем самооценка ребенка становится низкой и постепенно утрачивается желание учиться новому;
  • неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.
Не у всех детей, имеющих проблемы в мотивационно-волевой сфере, формируется «позиция неуспевающего».

Не у всех детей, имеющих проблемы в мотивационно-волевой сфере, формируется «позиция неуспевающего».

Когда дети, неспособные успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, ставятся в подходящие  для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт,  во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание. А.Н. Леонтьев

Когда дети, неспособные успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание.

А.Н. Леонтьев

Искажения мотивационной сферы приводят к снижению успеваемости, в следствие чего ребенок избегает сложных видов интеллектуальной деятельности.

Искажения мотивационной сферы приводят к снижению успеваемости, в следствие чего ребенок избегает сложных видов интеллектуальной деятельности.

В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности.

В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности.

Процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает:  формирование мотивационной основы действий; составление схемы ориентировочной основы действия. П.Я. Гальперин

Процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает:

  • формирование мотивационной основы действий;
  • составление схемы ориентировочной основы действия.

П.Я. Гальперин

Основные приемы формирования  у детей познавательного интереса ситуации занимательности; опыты и эксперименты; познавательные игры; интеллектуальные соревнования; программированные упражнения.

Основные приемы формирования у детей познавательного интереса

  • ситуации занимательности;
  • опыты и эксперименты;
  • познавательные игры;
  • интеллектуальные соревнования;
  • программированные упражнения.
Приемы, позволяющие формировать  чувство долга и ответственности одобрение со стороны сверстников и взрослых; создание ситуации новизны, актуальности и успеха  в учебной деятельности; анализ проблемной ситуации.

Приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности

  • одобрение со стороны сверстников и взрослых;
  • создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
  • анализ проблемной ситуации.
Метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «появление» препятствий или особых условий  в процессе осуществления деятельности; поисковая деятельность; свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания; введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций

  • специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
  • поисковая деятельность;
  • свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
  • общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
  • введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только  в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.

Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.

игровые приемы с элементами соревнования: стимулируют активность и инициативу учеников; корректируют нарушения мотивационной сферы; составление задания для одноклассников по пройденному учебному материалу: поощрение педагогом наградами «за старание»,  «за активность» ответов и активности ребенка; получение знаний получает в реальной ситуации: занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы учащиеся сами хотели что-то запомнить. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

игровые приемы с элементами соревнования:

  • стимулируют активность и инициативу учеников;
  • корректируют нарушения мотивационной сферы;

составление задания для одноклассников по пройденному учебному материалу:

  • поощрение педагогом наградами «за старание», «за активность» ответов и активности ребенка;

получение знаний получает в реальной ситуации:

  • занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы учащиеся сами хотели что-то запомнить.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

направление усилий педагога на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей: ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение; создание ситуации новизны, неожиданности; познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия; правильно организованная работа у доски: ребенок испытывает чувство удовлетворения; повышается самооценка; интерес к учебной деятельности подкрепляется  выработанными навыками.  МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

направление усилий педагога на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей:

  • ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение;

создание ситуации новизны, неожиданности;

познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия;

правильно организованная работа у доски:

  • ребенок испытывает чувство удовлетворения;
  • повышается самооценка;
  • интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

релаксация на занятиях: массаж, упражнения на развитие мелкой моторики  с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика; сказки: дети учатся преодолевать барьеры, находить выход  из трудной ситуации, учатся верить в себя,  в силу добра и справедливости; специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки; интегрированный подход: смена видов детской деятельности; активное участие каждого ребёнка в образовательном процессе. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

релаксация на занятиях:

  • массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика;

сказки:

  • дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости;

специальный инструментарий:

  • сборники слайдов, диски, анимированные картинки;

интегрированный подход:

  • смена видов детской деятельности;
  • активное участие каждого ребёнка в образовательном процессе.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

занятия, на которых дети являются участниками обучающего процесса:  познавательные мотивы: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями;   личностные мотивы: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные мотивы: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

занятия, на которых дети являются участниками обучающего процесса:

  • познавательные мотивы: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями;

  • личностные мотивы: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя;
  • соревновательные мотивы: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей Каждый день интересоваться у ребенка о том,  как у него дела в школе, какие успехи или трудности.  Такие беседы должны стать хорошей семейной  привычкой. Помогать ребенку, если он испытывает трудности  при выполнении задания, но лишь в той части,  которая действительно трудна для него. Посещать с ребенком интересные места,  читать книги с целью стимулирования  познавательного интереса и мотивации ребенка.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей

  • Каждый день интересоваться у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
  • Помогать ребенку, если он испытывает трудности при выполнении задания, но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
  • Посещать с ребенком интересные места, читать книги с целью стимулирования познавательного интереса и мотивации ребенка.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей Не сравнивать ребенка с другими детьми,  сравнивать его с самим собой. Отмечать, чему ребенок научился за последнее время, какие успехи сделал. Если появились трудности в учебе, не ругать ребенка, а предложить помощь. Дать понять ребенку, что его принимают таким,  какой он есть. Обеспечить ребенку определенную степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей

  • Не сравнивать ребенка с другими детьми, сравнивать его с самим собой.
  • Отмечать, чему ребенок научился за последнее время, какие успехи сделал.
  • Если появились трудности в учебе, не ругать ребенка, а предложить помощь.
  • Дать понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть.
  • Обеспечить ребенку определенную степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов.

Если родители все решают за ребенка, познавательный интерес и учебная мотивация не будут сформированы.

Если родители все решают за ребенка, познавательный интерес и учебная мотивация не будут сформированы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!