СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкально-певческой культуры обучающихся в условиях театра песни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируется процесс развития музыкально-певческой культуры обучающихся в условиях театра песни, а также предоставляются результаты учебно-творческой деятельности курского Театра песни «Е.В.Ро-“Джем”», сопрягаемые с результатами дополнительного музыкального образования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкально-певческой культуры обучающихся в условиях театра песни»

УДК 7.071.5


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРА ПЕСНИ



Разинькова Ю. А.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье анализируется процесс развития музыкально-певческой культуры обучающихся в условиях театра песни, а также предоставляются результаты учебно-творческой деятельности курского Театра песни «Е.В.Ро-“Джем”», сопрягаемые с результатами дополнительного музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное искусство, театр песни, процесс и результаты формирования музыкально-певческой культуры обучающихся.

Abstract. The article analyzes the process of development of musical and singing culture of students in the conditions of the song theater, and also provides the results of educational and creative activities of the Kursk Song Theater "E.V.Ro-"Jam"", combined with the results of additional musical education.

Key words: musical art, song theater, the process and results of the formation of musical and singing culture of students.



Дополнительное музыкальное образование как одна из важнейших сфер воспитания и развития детей и молодежи сегодня активно изучается отечественной педагогикой искусства. Являясь логическим продолжением общего музыкального образования, цель которого заключается в формировании музыкальной культуры личности как части её духовной культуры, оно открывает массу возможностей для достижения обучающимися высоких результатов в познавательной, социокультурной и художественно-творческой музыкально-эстетической деятельности. Одним из направлений дополнительного музыкального образования является музыкально-певческое воспитание подрастающего поколения, которое осуществляется в самых разных формах.

В процессе приобщения к певческому искусству человек как существо социальное включается в разнообразные сферы взаимодействия, благодаря чему получает духовно-нравственное воспитание и необходимый социальный опыт. Следовательно, музыкально-певческая культура выступает, как социальное явление, во многом определяющее уровень культуры нашего общества в целом.

С точки зрения эстетики, музыкальное искусство (в том числе певческое) предоставляет человеку возможность обогатиться опытом предыдущих поколений и сделать его фактом собственного художественного опыта. «Эстетическая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость лежат в основании музыкальной культуры личности, определяя культурное будущее личности…» [Домников]. Музыкально-певческую культуру составляют материальные и нематериальные ценности. К материальным стоит отнести знания, умения, навыки вокально-хоровой деятельности обучающегося. Под нематериальными ценностями подразумевается совокупность эстетических чувств, восприятий, отношений, убеждений, которая формируется в процессе образования, воспитания и становления личности средствами музыкально-певческого искусства.

Рассмотрим определение музыкально-певческой культуры обучающихся в системе дополнительного образования с точки зрения музыкальной педагогики. Оно сопряжено с понятием музыкальной культуры школьника, которое сформулировал доктор педагогических наук, профессор, композитор, педагог и детский хормейстер Юлий Багирович Алиев в одном из своих трудов: «Музыкальная культура – это интегративное свойство личности учащихся, главными показателями которого являются: музыкальная развитость и музыкальная образованность» [Алиев]. К музыкальной развитости он относит «любовь к музыкальному искусству, потребность в различных образцах художественной музыки, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни». Под музыкальной образованностью Ю. Б. Алиев подразумевает «владение способами музыкальной деятельности, развитость музыкального вкуса, а также критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям» [Алиев].

Остановимся более подробно на критериях сформированности музыкально-певческой культуры обучающихся. К ним можно отнести:

- расширенное представление о жанрах, направлениях музыкально-певческого искусства;

- развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием музыкально-культурного потенциала, эмоциональный отклик на содержание музыкальных произведений;

- овладение совокупностью знаний, умений и навыков в области музыкально-певческого искусства, расширение музыкального тезауруса обучающихся;

- овладение разноплановым высокохудожественным певческим репертуаром;

- приобретение опыта творческой исполнительской деятельности, сценического воплощения художественного содержания музыкальных произведений.

Согласно Концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31. 03.2022 № 678-р) целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Следовательно, основным механизмом развития музыкально-певческой культуры в системе дополнительного образования становится максимальное обогащение жизненного опыта обучающихся путем приобщения их к культурно-творческой деятельности.

На сегодняшний день для реализации данной цели в учреждениях дополнительного образования используются разные формы организации музыкально-певческой работы с обучающимися: в них создаются музыкальные студии и кружки, функционируют ансамбли академического, фольклорного и эстрадного пения. Последнее время культивируется создание творческих коллективов в формате театра песни. Это – специфичное и самобытное направление музыкально-певческой деятельности обучающихся, поскольку внимание уделяется не только вокальным навыкам обучающихся, но и художественному воплощению образа при постановке сценических номеров.

Рассмотрим в качестве примера деятельность курского творческого коллектива – Театра песни «Е.В.Ро-“Джем”», направленную на развитие и совершенствование музыкально-певческой культуры обучающихся. Данный вокальный коллектив более 25 лет работает под руководством Розживиной Елены Васильевны. Значимыми результатами профессиональной деятельности Театра песни являются многократные победы коллектива и его солистов на Международных и Всероссийских конкурсах:

- в 2014 году творческий коллектив принимал участие в культурной программе Олимпийских игр 2014 в городе Сочи;

- с 2015 года Театр песни «Е.В.Ро-“Джем”» становился неоднократным обладателем Национальной Премии в области культуры и искусства «Будущее России»;

- в марте 2023 года коллектив стал обладателем Гран-при, а солисты Театра песни – Лауреатами I и II степени на VI Международном конкурсе-фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «Таланты России» (г. Москва);

- в июне 2023 года Театр песни «Е.В.Ро-«Джем» стал Лауреатом I и II степени XXIX Международного фестиваля музыки и танца «Мы дети твои, Россия!», проходившего в Колонном зале Дома Союзов (г. Москва);

- в октябре 2023 года на Международном вокальном конкурсе «Золотая Октава», председателем которого является Сергей Пенкин, ансамбль Театра песни «Е.В.Ро-«Джем» стал обладателем Гран-при, а солисты творческого коллектива – лауреатами I степени. После победы на данном вокальном конкурсе курский коллектив был приглашен лично Сергеем Михайловичем Пенкиным для участия в его сольном концерте;

- в ноябре 2023 года солистка Театра песни Виктория Ушакова стала Лауреатом II степени Открытого фестиваля-конкурса юных исполнителей «Катюша-юниор 2023», проводившегося в Центральном Доме Российской Армии (г. Москва) [Официальная].

Театр песни «Е.В.Ро-“Джем”» функционирует, как коллектив, исполняющий разножанровые композиции, среди них яркие эстрадные, народные и народно-стилизованные произведения. Разнообразный репертуар обучающихся и профессиональное исполнительское мастерство подтверждают высокий уровень развития музыкально-певческой культуры личности обучающихся, занимающихся в названном коллективе.

Достижению результатов, несомненно, способствует система учебно-творческой работы, проводимой в Театре песни «Е.В.Ро-“Джем”». В процессе формирования музыкально-певческих навыков у обучающихся Театра песни особое внимание уделяется таким аспектам вокально-творческой деятельности, как:

- определение и изучение базовых теоретических знаний вокального искусства (правильная постановка дыхания, постановка корпуса, понятие о важности чистого интонирования, четкости дикции и правильной вокальной позиции, активная работа мышц лица и т.д.);

- разучивание обучающимися своих партии исполняемых музыкальных произведений с использованием фортепиано и приема пения a-capella в ансамблевом составе, обеспечивающее в дальнейшем интонационно и ритмически точное исполнение вокальной композиции под «минусовую» фонограмму, сведению к минимуму возможных ошибок. В процессе такой деятельности совершенствуются не только исполнительские навыки, но и развиваются все стороны музыкального слуха (ладовый, мелодический, гармонический, ритмический и т.д.), улучшается слухо-голосовая координация;

- обсуждение художественного замысла исполняемых произведений, в ходе которого внимание певцов концентрируется на смысловой нагрузке литературного текста той вокальной композиции, которую они исполняют, обсуждается характер произведения, драматургия и динамика развития его музыкального образа;

- сценическое воплощение номера в ракурсе вокального и актерско-сценического мастерства (разбираются элементы пластического и танцевального движения, сценического грима и костюма). При этом прогнозируется эмоциональный отклик зрителей, соответствие сценического образа музыкальному и др.).

Практика деятельности Театра песни «Е.В.Ро-«Джем», направленная на овладение начинающими вокалистами всей вышеперечисленной совокупностью знаний и умений, практических навыков и исполнительского опыта стимулирует развитие музыкально-певческой культуры обучающихся. Приобретённые ими в процессе занятий исполнительские компетенции позволяют повышать качество концертно-творческой деятельности участников коллектива, тем самым влияя на совершенствование музыкально-певческой культуры личности не только самих вокалистов, но и слушателей.


Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31. 03.2022 № 678-р). URL: https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения 18.12.2023).

  2. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема. М.: Изд-во СГУ, 2012. 479 с.

  3. Домников А. Н. Эстетические аспекты музыкальной культуры личности: методическая разработка по музыке. URL:https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2021/08/21/esteticheskie-aspekty-muzykalnoy-kultury-lichnosti (дата обращения 17.12.2023).

  4. Костюк А. Г. Культура музыкального воспитания // Художественное восприятие. М.: Просвещение, 1971. 178 с.

  5. Официальная страница Культурного центра Елены Розживиной «E.V.Ro-STARS». URL.: https://vk.com/kulturnyitsentr (дата обращения: 18.12.2023).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!